Субкультура как механизм социализации молодежи. Понятие субкультура и её признаки. Цель и задачи работы

Субкультура как механизм социализации молодежи. Понятие субкультура и её признаки. Цель и задачи работы

1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
- приобщение к культуре и нормам данного общества;
- научение полоролевому поведению;
- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;
- помощь членам группы в достижении автономии от общества;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
2.Официальные объединения.
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).
Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.
Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут - разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.
Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).
Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.
Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции)хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры) и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.
Специфические черты российской субкультуры:
1. преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
2. «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интере-сов – культ американского образа жизни;
3. слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
4. внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
5. отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
6. межгенерационное отчуждение: от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;
Общие признаки НМО:
1. стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуи-ровка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
2. увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
3. жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
4. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

Классифиация НМО:
1. Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвя-щения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистиль-щики» «Законники», «Комиссары», объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве
2. Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
3. Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
4. Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напра-лена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
5. Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы (защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
6. Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
7. Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
8. Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены могут быть типологизированы следующим образом:
1. аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
2. маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
3. конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
5. фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
7. вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
8. попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
9. имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.
10. скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.

Вишневская Т.Д.,

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27"

г. Камень-на-Оби

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Переживая положительные эмоции, дети будут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного характера. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации дошкольников в ДОУ , как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Цель и задачи работы

Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов детской субкультуры.

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
  3. Заложить начало формированию образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.

ГИПОТЕЗА: если создать в ДОУ предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться гармонизации социализации детей - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Концептуальные основы работы

Как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на "причесывание" подрастающего поколения.

Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

Функции детской субкультуры

В связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и без неё) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств - детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Пространство детской субкультуры создает ребенку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

Принципы работы

  • принцип региональности - ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе;
  • принцип гуманитаризации - широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип интегрирования - интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в группе сверстников, осознание своего социального "я"; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
  • Приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне
  • Готовность к позитивному принятию роли школьника;
  • Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей;
  • Обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.

Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

Эффективность реализации будет отслеживаться через:

  • организацию выставок;
  • совместные мероприятия (праздники, презентации, общественно полезный труд, походы, концерты и др.)
  • анкетирование и опрос педагогов, детей и родителей;
  • ведение книги отзывов об отдельных мероприятиях;
  • фотовыставки, оформление фотоальбомов.

Этапы работы

1. Работа с педагогическим коллективом;

2. Реализация проекта социально-личностной направленности "Все вместе".

Работа с педагогическим коллективом

Семинары "Социальное развитие детей в ДОУ".

Цель: Создание условий для реализации Программы в области "Социализация" путем приобщения к детской субкультуре.

  • формирование компетенций педагогов по приобщению к детской субкультуре как механизму социализации дошкольников;
  • развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • активизация творческого потенциала педагогов.

План проведения семинаров

Сроки

Ответственный за проведение

Понятие детская субкультура.

Основные компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Старший воспитатель

"Создание предметно-развивающей среды"

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно.

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически.

"Педагогическая копилка"

Презентация проекта социально-личностного направления "ВСЕ ВМЕСТЕ"

Старший воспитатель

"Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре"

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Реализация проекта социально-личностного направления "Все вместе"

1 этап. Исследовательский

Цель: Изучение представлений детей о мире человеческих взаимоотношений и понимание родителей детской субкультуры.

1. интервьюирование детей 4-7 лет на темы:

  • увлечения и досуг ("Увлекаешься ли ты коллекционированием? Что ты любишь собирать?", "Чем ты занимаешься в выходной день?", "Какие дразнилки ты знаешь? Кто тебе их рассказал? Знаешь ли ты считалки? Давай с тобой посчитаемся!"
  • предпочитаемые источники информации (книги - "Назови любимые книги", "Нарисуй любимого литературного героя", телевидение - "Твоя любимая телепередача", "Мой любимый телевизионный герой"
  • представления детей о любви, браке, семье ("Как ты думаешь, что такое любовь?"…)
  • отношение детей к миру взрослых и к миру школьников ("Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются? Что делают школьники? Как ты думаешь, кем лучше быть - взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?…)

2. анкетирование родителей "Какие вы родители?" (Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? и т.д.)

2 этап. Основной.

Цель: Целенаправленно создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Формы работы:

  • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
  • выставки - авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
  • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
  • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
  • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей на территории детского сада и за ее пределами.

3 этап. Оценочный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать полученные результаты и составить отчет по проекту.

  • воспитатели групп проводят повторный опрос участников проекта (дети ДОУ и родители);
  • руководитель проекта проводит сравнительный анализ результатов интервьюирования детей и анкетирования родителей с целью изучения качественных изменений в процессе социализации детей и принятию взрослыми особенностей детской субкультуры и составляет отчет.

Поэтапный план реализации проекта

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

1 этап

Анкетирование родителей.

Интервьюирование детей

Сведения о характере детско-родительских отношений

Сведения о детских предпочтениях и увлечениях

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

2 этап

Событие "Праздник смеха и добра"

Приобретение опыта самореализации в группе сверстников

Воспитатели и дети 2 мл.группы "Б"

Акция "Делу - время, потехе - час!"

(совместная трудовая деятельность взрослых и детей по уборке территории детского сада)

Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле)

Воспитатели всех возрастных групп, родители

Фотовыставка-презентация "Мир увлечений детей и родителей"

Раскрытие ребенком собственного внутреннего мира

Воспитатели, дети и родители старшей группы, Трудовой десант

"Оборудуем прогулочную площадку"

Приобретение опыта эмоционального, содержательного общения

Все участники проекта

"Ярмарка спортивных игр"

Самореализация в группе сверстников, умение адекватно оценивать свои возможности

Воспитатели всех возрастных групп

Создание детского журнала "Мой любимый герой"

Умение общаться, сотрудничать и сравнивать себя с другими

Все участники проекта

Выставка-презентация "Причуды осени"

Умение объединяться на основе общих интересов

Воспитатели, дети и родители средней группы

Игровой проект "Русские народные сказки"

сентябрь

Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников

Воспитатели группы раннего возраста

Концерт для пожилых людей, чаепитие

Проявление доброты, отзывчивости и уважения к пожилым людям

Все участники проекта

Выставка "Моя любимая игрушка"

Раскрытие собственного внутреннего мира

Воспитатели второй младшей группы

Выставка "Моя любимая книжка"

Раскрытие собственного внутреннего мира, освоение социальной роли (автор работы)

Воспитатели подготовительной группы

КВН "Устами младенца", торжественное закрытие проекта

Формирование положительной самооценки

Все участники проекта

Подведение итогов работы

Отчет по работе

Ст. воспитатель

Распространение результатов

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Направление конференции: для обучающихся.
Тема: Молодежные субкультуры как фактор социализации личности.
ФИО автора: Бутримова София Алексеевна.ФИО руководителя: Андреева Александра Александровна.
ГБПОУ «Профессиональное училище №18»
В современном обществе понятие « молодежная субкультура» интересует многих педагогов, психологов, социальных педагогов, дефектологов, социологов. При этом причины интереса достаточно обширны. Молодежная субкультура может рассматриваться в контексте:
1. Источник инноваций и открытий в различных сферах жизнедеятельности- это и мода, и музыка, организация досуга.
2. Один из вариантов примитивной массовой культуры молодежи.
3. Результат медиа-индустрии.
4. Форма творческой активности молодежи.
5. Средство самовыражения и самопознания, и так далее.
Долгое время молодежную субкультуру относили к девиации в поведении, иными словами рассматривали как отклоняющееся от нормы поведение, что приводила к нарушению процесса социализации ребенка и к негативным последствиям.
Но с изучением данной категории, молодежную субкультуру, многие ученые стали рассматривать как один из важных факторов социализации личности, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-1970-х годов. Современные научные подходы акцентируют своё внимание на следующих функциях молодежной субкультуры:
1. Социализация личности в обществе.
2. Адаптация личности к обществу.
3. Интеграция личности в общество.
Значимость данного личности фактора социализации проявляется в свободе выбора той группы, которая близка личности по ряду критериев: интересы, потребности, желания. Данная группа становится определенной ступенькой дальнейшего развития, она обеспечивает понимание, защиту, саморазвитие личности. Молодежная субкультура является неким игровым полем где личность может принимать различный социальный статус, социальную роль, положение в группе, отрабатывать организаторские или лидерские качества и многое другое.
Если рассматривать молодежную субкультуру как общественное явление можно выделить ряд характерный черт:
1. Молодежная субкультура - это социальная общность, в которой каждый участник идентифицирует себя не как «Я», а как «Мы».
2. Если молодой человек входит в молодежную субкультуру это значит, что он принимает и разделяет правила, нормы, ценности, традиции, стиль жизни участников своей, а также соответствует внешнему виду принятым в данной группе.
3. Зачастую молодежные субкультуры формируются на общем интересу участников (музыка, искусство, мода, взгляды на жизнь, отношением к политике, книгам и т.д.).
4. У каждой молодежной субкультуры есть своя символика и атрибутика, через неё участники группы выражают свои нормы, ценности.
Таким образом, можно сказать о том, что молодежная субкультура- это определенный вид культуры которая:
1. Создана молодыми людьми для удовлетворения личных потребностей, интересов.
2. Это культура которая имеет конечной целью, интеграцию молодых людей в общество.
3. Это маленькая ячейка внутри общей культуры, которая определяет образ и стиль жизни, ценности и мировоззрение её участников.
В социальной педагогике, психологии, педагогике, проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках теории социализации личности. Которая предполагает приобщение личности к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры общества. Процесс приобщения к культурным стандартам – сложен и не всегда протекает плавно, дело в том, что не всегда культурный стандарт соответствует потребностям и устремлениям молодежи, что в конечном итоге и порождает создание молодежных субкультур. Можно сделать вывод, молодежная субкультура не является инновацией в рамках культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, который в дальнейшем помогает молодежи без особых проблем адаптироваться в условиях общества.
В настоящее время социологи выделяют два вида молодежных субкультур:
1. Формальная молодежная субкультура.
2. Неформальная молодежная субкультура.
Формальная молодежная субкультура (ФМС)- это социальная общность молодых людей, которые построили свои взаимоотношения на формальных социальных связях, на нормах и ценностях, приемлемых в данной группе. Данные объединения не наносят вреда общественным установкам и традициям.
Можно выделить следующие группы ФМС:
1. Общие атрибуты, символика- отражающая суть данной субкультуры, и отличающая её от других.
2. Стихийно возникшие объединения, не постоянны во времени.
3. Внешне организованные группы людей.
4. Общие интересы, увлечения, жизненная позиция.
5. Поведение ФМС не идёт в разрез с принятыми нормами и ценностями в обществе.
Неформальная молодежная субкультура (НМС)-это социальная общность молодых людей,объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых,
традиционных представлений о том или ином общественном явлении.
Общие признаки НМС:
1. Группа выбивается из формализованных структур повседневной жизни.
2. Не вписываются в общепринятые нормы поведения в обществе.
3. Живут в соответствии со своими потребностями, не думая о других.
4. Группы носят ассоциальный характер.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, касаемые молодежной субкультуры как фактора социализации молодежи:
1. Молодежная субкультура носит зачастую развлекательную направленность.
2. Приоритет собственных интересов над интересами других людей.
3. Слабая индивидуализированность членов группы.
4. Культурная самореализация личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам - представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома; 2004.

Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации молодых людей имеет социум. Эту ближайшую социальную среду человек осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом молодежь как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для нее в наибольшей степени комфортна, где их лучше понимают, относятся к ним с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится молодой человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

В развитии познания молодежи окружающей действительности наступает момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 12-32. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и ее центром - основными социально-экономическими и политическими структурами. Мудрик. А.В. Время поисков и решение. М. 1990.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приходить сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

  • - специфический стиль жизни и поведения;
  • - свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
  • - наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре. // Философские науки - 2006 - № 7-9 - с. 9-11.

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3 +/- 1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. - СПб, 2008. На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.

Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

Итак, субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и фемининности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Молодежные субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

  • - позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),
  • - социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),
  • - индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма -- «бегства» от социальной реальности).

Все это говорит о том, что вопрос о молодежных субкультурах выходит далеко за рамки отношений «отцы и дети» и требует от взрослых поисков конструктивного взаимодействия. Молодежные субкультуры являются частью нашей общественной жизни, нашего общества и от того, смогут ли взрослые понять и поддержать молодежь (пусть неформальную, но зачастую очень талантливую), зависит успешность социализации молодых людей.