Физиологические и психологические особенности. Подростковый возраст. Предупрежден - значит спасён Особенности развития подростка

Физиологические и психологические особенности. Подростковый возраст. Предупрежден - значит спасён Особенности развития подростка

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст особенный, единственный, неповторимый и очень непростой этап человеческой жизни, в который происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование.

Период характеризуется интенсивным физическим, физиологическим развитием, половым созреванием. Благодаря бурному росту и перестройке организма у подростков резко повышается интерес и одновременно критичность по отношению к своей внешности, многие начинают чувствовать себя неловкими, неуклюжими, сомневаются в своей привлекательности.

Эмоциональное состояние подростка отличается неустойчивостью, возбудимостью, ранимостью, сверхчувствительностью к внешним воздействиям, возникающими чувствами тревоги, подавленности. Настроение характеризуется резкими перепадами от безудержного веселья к унынию, особой чувствительностью к оценке другими своей внешности, способностей, умений, которая сочетается с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении взрослых.

Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка - общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростка главное - не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Очень важной особенностью подростка является повышенная рефлексия, самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытка оценить себя.

В отношениях с родителями также отмечаются перемены, подросток критически переоценивает их авторитет, начинает видеть недостатки родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, он одновременно противостоит им и нуждается в любви и поддержке. Общаясь со взрослыми, подросток отстаивает свою самостоятельность, независимость, проявляет склонность к противостоянию, критике, игнорированию авторитетов.

В подростковом возрасте имеет место отмирание старых интересов и активное формирование новых. Подростковые интересы и увлечения зачастую могут быть непонятны взрослым, поглощать все свободное время.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Отвергая свою принадлежность к детям, он, тем не менее, не имеет ощущения подлинной взрослости. В нем развивается огромная потребность в признании его взрослости окружением.

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

7. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте непонятные вам увлечения подростка.

8. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

9. Планируйте и проводите совместно досуг.

10. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

11. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

12. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

13. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

14. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

15. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.

16. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

17. Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

18. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Подростковый возраст-это стадия развития личности,которая обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет-периода,когда человек входит во "зрослую жизнь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма.

Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Физическое развитие.

Индивидуальная оценка уровня физического развития основывается на антропометрических данных,показателей роста,веса,окружности грудной клетки.

За двадцатилетний период среди юношей и среди девушек уменьшилось число с нормальным соотношением роста и веса.Втоже время выросло число юношей и девушек с низким весом. Все это свидетельствует об ослаблении подростов Отмечают снижение функциональных возможностей, об этом говорят данные ДИНАМОМЕТРИИ(показатели мышечной силы)правой кисти.У семнадцатилетних юношей абсолютное значение динамометрии снизилось на 10 кг,у девушек на 7кг.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня над-почечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников . .

Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность . Желание слиться с группой, ничем не выделяться.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей.

Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности.

Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

Особенности личности подростков.

Центральное новообразование подростка-«чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому Это выражается в желании чтобы взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»позицию. Появляется стремление к самостоятельности,желании оградить какие-то свои стороны жизни от воспитателя,родителей. Это может касаться своей внешности, отношений с ровесниками,может быть даже и учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками

Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

Возникновение внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, ведение дневников.

Трудности роста,половое созревание,сексуальные пережвани интерес к противоположному полу.

Развитие волевых качеств.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Жизненное самоопределение

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности.

Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром.

Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других.

Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости.

Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников.

Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих».

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт взрослых, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Таким образом, подростковый период - это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средневековья он был довольно коротким, а в современном обществе под воздействием научно-технического прогресса и удлинения сроков обучения (после школы - сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои непреложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым.

Подростковый период - испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношеские ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Вы можете совершать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных вопросов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудрости, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.


Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в литературе как близкие по значению. Однако каждое понятие имеет свою специфику.

Человек - один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т. д.). Т. е. это понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Индивид - отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Соответственно, индивидуальность - это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке.

Личность - индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Оно характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное не является врожденным, от рождения даны только предпосылки развития человека в личность.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. Можно выделить следующие признаки личности:

  • личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
  • личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
  • личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
  • личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.

Психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.

Психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов.

Личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности:

  • воспитание (строгое или либеральное);
  • принадлежность человека к определенной культуре (западной или восточной);
  • его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
  • влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.

Деятельность личности предполагает наличие свободы и ответственности. Личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. Рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки. Таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.

Важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). В это время человек начинает играть значимую для общества роль.

Подростковый период характеризуется:

  • выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
  • включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
  • определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества;
  • в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность связано с понятием социализация .

Социализация - это процесс вхождения индивида в общество. Она включает в себя:

  • обучение и воспитание индивида;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • освоение культурных ценностей и норм общества;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение видов совместной деятельности;
  • нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Их называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки подчинения старшим.

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи; отдельные лица, обладающие авторитетом в глазах молодежи. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания. Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1

Узнайте об особенностях подросткового возраста, познакомьтесь с рекомендациями для родителей как выжить и не потерять связь с ребенком в этот непростой для всей семьи период жизни.

Подростковый возраст (его еще называют средним школьным возрастом) – период жизни человека с 11 до 14 лет, период психически нестабильный, противоречивый, переходный. Иногда его можно назвать кризисным, но это индивидуально. Сроки развития человека в этот период зависимы от индивидуальных особенностей. Период протекает очень бурно, причем не только для подростка, но и его окружения (родителей, учителей, родственников).

В чем особенности именно подросткового возраста

1. Линии психического и физического развития идут не параллельно, хотя и одновременно. Это означает, что психическое развитие может не поспевать за развитием физического тела, или наоборот, опережать его.

2. Эмоциональная нестабильность. Это особенность подросткового возраста. Переживание подросткового кризиса может сопровождаться глубокой печалью, ощущением разбитости, полной пассивности из-за гормональной бури. Эмоциональная нестабильность усиливается половым возбуждением.

3. Нарастание явлений пубертата (периода полового созревания). Половое созревание связано с эндокринными изменениями в организме, которое сопровождается сложным интенсивным физиологическим развитием. В этот период может резко увеличиться рост и вес ребенка. Удлиняются конечности, размер кистей и ступней, рост скелета опережает рост мышечной массы и тканей. Этим объясняется сутулость подростков. Как следствие могут возникнуть проблемы с сосудами, появиться головокружения, головные боли, т.к. сердце не успевает расти за костями.

Еще не усваивается внезапная перемена карты тела в пространстве, дети в подростковом возрасте чувствуют себя неуклюжими, сшибают головой шкафы, режут пальцы при нарезке хлеба и т.д. Хороша в этом возрасте спортивная деятельность: плаванье, прыжки на батуте, бег, баскетбол и т.п.

4. Гипертрофированная значимость образа физического «Я». «Физическое Я» – это представление о внешней привлекательности. Оценка качеств происходит сквозь призму ценностей, принятых в семье и у сверстников. Девочки, считающие себя некрасивыми, будут стараться вести себя как очень умные и компетентные, компенсируя свой внешний недостаток. Мальчики максимально подчеркивают свою мужественность (сплёвывают через плечо, ходят вальяжной походкой и т.п.), у девочек желание подчеркнуть свою женственность проявляется в стремлении к косметике и прочим «женским штучкам».

При этом может быть избыточный вес или наоборот худоба, прыщи на лице, пятна пота подмышками. Полные девочки начинают ограничивать себя в еде, а потом объедаться, поскольку гормональная перестройка организма все равно «потребует свое». Так может развиться булимия. Девочки с интенсивным ростом груди сутулятся, другие, наоборот, могут подкладывать что-нибудь в бельё. Все эти хитрости от неуверенности в себе.

Бестактные замечания, окрики взрослых усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют ребенка. Поэтому в этот период важны особые требования к культуре отношений с детьми, к их развивающейся сексуальности в семье . Для подростков с задержкой сексуального развития важно встать на один ранг с взрослым интеллектуально, такие дети характеризуются лучшим развитием волевых качества, поскольку они вынуждены спорить и доказывать свою взрослость в спорах с учителями и родителями.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В образе "физического Я" может появиться неустойчивость из-за неаккуратной шутки взрослого или сверстника: «ноги как нитки», «между ногами конь проскачет» и т.п., при этом может пошатнуться самооценка, это приведет к неуверенности в себе, а затем к пассивности, отчаянию.

5. Новообразованием возраста является чувство взрослости. Молодые люди начинают относиться к себе как к взрослым, это форма самосознания. Они начинают требовать соответствующего отношения от родителей. Однако подростку еще далеко до взрослости и физически, и психически. При этом копируются все взрослые формы в романтических отношениях: переписка в СМС, свидания и т.п.

Очень болезненно в этом возрасте воспринимается неприятие родителями интересов подростка («слушает неправильную музыку», «не так одевается», «выбирает дорогие вещи, телефоны» и т.п.) Осуждение родителей и других значимых взрослых воспринимает очень болезненно, поскольку ребенок считает, что к нему несерьезно относятся.

Ощущая себя взрослым, ребенок видит привилегии прав, поэтому подростки начинают интенсивно, а иногда и агрессивно отстаивать их. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия. Поэтому важно и полезно вменять ребенку какие-то обязанности по дому (к примеру, выносить мусор, покупать хлеб, наводить порядок в доме, мыть полы, забирать младшего брата или младшую сестру из садика и т.п.), после чего можно вести разговоры о правах. Такая позиция способствует развитию взрослости.

6. Особенности личности. Личность в этом возрасте нестабильная, противоречивая, противоположные тенденции и черты борются друг с другом и сосуществуют в личности подростка. Ребенок может быть эгоистичным и одновременно с этим преданным и самопожертвованным, может быть грубым, но при этом очень ранимым; пессимизм сменяется оптимизмом, романтизм – необыкновенной жестокостью, аскетизм – распущенностью мелких уровней.

7. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим видом деятельности. В подростковом возрасте появляется феномен дружбы, которая выступает как психологическая поддержка для ребенка. В подростковых микрогруппах может присутствовать нелегальный образ чести: например, хранить тайны, быть на стороне «своих», даже если они не правы и т.п. За нарушение кодекса могут жестоко наказывать.

Формируется «Я-концепция», т.е. система образов, представлений о себе, подросток открывает свой внутренний мир, механизмом идентификации при этом является дружба . Дружба у подростков всегда однополая, дружат, как правило, со своим «зеркалом», с тем, кто очень похож на подростка и позволяет этим узнавать себя лучше. Схожи интересы, внешность, успехи в школе, уровень интеллектуальных способностей, социальное поведение.

Потребность разобраться в себе рождает исповедальность общения – это ведение дневников, открытие сокровенных тайн другу(подруге), страшной страшности секретов и т.д.

8. Увлечения. Выбираются такие, которые повысят чувство взрослости и ощущение независимости от родителей, их мнения. Ребенок хочет отделиться от взрослых даже в выборе увлечений. Может бросить танцы, музыкальную школу, борьбу и т.п., все то, что было «навязано» родителями.

Увлечения (по А.Е. Личко) могут быть:

– интеллектуальные, эстетические (любовь к интересным занятиям: история, литература, техника и т.п.);

– эгоцентрические (по видам могут быть как интеллектуальные, основная цель их – привлечь к себе внимание своими успехами. Ребенок стремится выделяться оригинальностью, ищет увлечения, в которых он будет самый талантливый, самый успешный);

– телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость. Это все виды спортивных занятий: ушу, борьба и т.п. Удовольствие приносит не только результат, но и сам процесс);

– накопительные (это коллекционирование во всех направлениях: марки, фильмы, музыка, денежные знаки и пр.).

– информационно-коммуникативные (основная цель – обмен постоянно меняющейся и обновляющейся информацией, обмениваются новостями из музыкальных каналов, модных молодежных журналов, сайтов и т.п. «Я вчера в интернете прочитала…». Это все об этом. При этом информация усваивается на достаточно поверхностном уровне и надолго не запоминается.

Именно в такой среде легко возникает опасность увлечения азартными играми, раннего алкоголизма, употребления ПАВ, асоциального поведения. Потому что подросток не занят делом, не занят ничем по сути. Алкоголь к тому же является адаптогеном в этом возрасте).

Разумеется, протекание подросткового "кризиса" индивидуально, большое значение, конечно, имеют внутрисемейные отношения, взаимоотношения родители-подросток, супружеские отношения, стиль воспитания каждого из родителей, история семьи и т.п. С этим можно работать индивидуально в каждой отдельно взятой семье.опубликовано .

Виктория Колотилина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet