Характеристика семейной гостиной с родителями в доу. «Семейная гостиная» - как форма работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки. Цели и задачи семейной гостиной

Характеристика семейной гостиной с родителями в доу. «Семейная гостиная» - как форма работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки. Цели и задачи семейной гостиной

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие»

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Однако рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обуславливает значительные изменения в жизни самой семьи и ее функционирования. Такая семья чаще всего попадает в изоляцию, испытывает недостаток знаний в воспитании и развитии особого ребенка.

На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и созданием условий для участия родителей в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Помимо специализированных образовательных учреждений, в состав уже действующих ДОУ вводятся новые формы дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким - либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются центры игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», службы ранней помощи, деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Одним из таких вариативных форм оказания помощи детям и их семьям является лекотека. Лекотека - это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Здесь родители – полноправные участники воспитательно – образовательного процесса: ониполучают полную информацию о перспективах развития ребёнка, принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы, вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком, обучаются приёмам формирования в семье психолого - педагогических условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Учитывая тот факт, что лекотеку посещают дети разного возраста и с разными образовательными потребностями (с нарушениями опорно – двигательного аппарат, зрения, интеллектуальной сферы и т.д.), учителю – дефектологу очень сложно организовать качественную и направленную работу с каждым родителем.

Применение традиционных форм работы с родителями в условиях лекотеки затрудняется и тем, что у специалиста много времени уходит на работу с каждым ребенком и применение только консультаций, устных форм работы недостаточно удовлетворяют запросам родителей. Но, в то же время, учитывая тот факт, что в лекотеке дети постоянно находятся с родителями, у учителя – дефектолога есть большие возможности использовать это для их непосредственного участия в работе с детьми.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана программа, где встречи с родителями проходили в форме «Семейных гостиных».

« Семейная гостиная» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика встреч варьируется в зависимости от запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Программа делится на 3 этапа: подготовительный, основной и этап закрепления (заключительный). Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:

  1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
  2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
  3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
  4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
  5. Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Сотрудничество учителя - дефектолога, родителя и ребенка с особыми образовательными потребностями по программе предполагает работу участников воспитательно – образовательного процесса по схемам «педагог - родитель», «педагог – ребенок - родитель» и «родитель – ребенок».

Содержание работы по схеме «педагог – родитель» направлен на оказание специалистами консультативной помощи семьям детей с ОВЗ. Эта работа носит как индивидуальный (когда педагог консультирует родителя по результатам диагностического обследования ребенка, особенностей его развития, заполняет тетради для домашних заданий) или групповой характер (родительские собрания, групповые консультации, тренинги, семинары и т.д.).

Кроме этого, консультационный материал для родителей был в устной (семинары, консультации, деловые игры и т.п.) и в письменной форме (буклеты, памятки, рекомендации, выставка специальной литературы и т.п.).

Педагогическое сопровождение семьи по схеме «педагог - родитель – ребенок» осуществлялось в ходе совместной игровой деятельности педагога иребенка и непосредственно образовательной деятельности, где родитель являлся непосредственным участником образовательного процесса.

Вся программа состоит из встреч в «Семейной гостиной», которые проводятся в течение 10-ти недель. Встречи проходили 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность встреч составляло от 30 минут до 1 часа. Увеличение времени происходило за счет включения в «Семейную гостиную» самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми. Необходимо отметить, что учитывая неоднородность группы по видам нарушения и возрасту детей, при реализации этой программы предполагалось активное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога – психолога и воспитателя группы при организации «Семейных гостиных»

Участие в работе «Семейной гостиной» помогает родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей, и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров.

Таким образом, учитывая один из важных аспектов требований ФГОС ДО о необходимости создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы предполагаем, что в условиях лекотеки наиболее продуктивной и информативной будет организация работы с родителями в форме «Семейной гостиной».

Список литературы

  1. Закрепина А. В. Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С.94 – 101.
  2. Марченко Т. М. Детско – родительские группы как одна из форм психологической помощи семье, воспитывающей детей с нарушениями в речи // Дефектология. – 2014. - № 1. – С. 45 – 52.
  3. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.
  4. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. - № 1 – С.3 – 10.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28 февраля 2014 года №08-249.
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Проект в старшей группе, совместный с родителями, на тему «Воспитание сказкой»

«Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых немыслимо
благородство души, сердечная чуткость
к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем»
(Сухомлинский В. А.)

Актуальность
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что у моих воспитанников - детей группы наблюдется низкий уровень интереса к русской народной сказке, так как в семье отдается предпочтение просмотрам зарубежных мультфильмов, а русская народная сказка, особенно в книжном варианте, остается забытой и практически не участвует в воспитании детей. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей, показавшее, что в семье чтению сказок и детских книг, уделяется недостаточно времени. Поэтому, актуальной становиться задача - объединение усилий педагогов и родителей по привитию и сохранению устойчивого интереса у детей с ЗПР к русской народной сказке и определение её средством воспитания, развития и обучения дошкольников. Как, воспитатель детского сада, на протяжении многих лет в своей работе активно использую древний педагогический метод – сказкотерапию, и считаю его особенно эффективным в работе с детьми, так как сказка является увлекательным, интересным, доступным, ненавязчивым средством, способным решить целый спектр задач духовно-нравственного содержания:
познание окружающего мира, расширение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности;
развитие психических процессов: память, речь, наглядно-действенное и образное мышление, зрительное воображение, слуховое восприятие, внимание;
формирование коммуникативных навыков, межличностных отношений;
развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
развитие речевого творчества с учетом индивидуальных способностей детей;
формирование нравственных качеств: дружба, доброта, уважение, честность, взаимопомощь, ответственность.
формирование умения оценивать поступки окружающих людей, на примере сказочных героев;
формирование семейных ценностей: уважение и любовь к родителям, к семейному очагу, родной природе, Родине; формирование начала гражданственности.
формирование представлений о многообразии литературных жанров: авторские сказки, народные сказки; русские народные сказки.
формирование умений сотрудничества в коллективном труде, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Одно из основных направлений современной педагогики нацелено на формирование у дошкольников духовно-нравственных качеств, в том числе и у детей с задержкой психического развития. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением культурных традиций, исторической преемственности поколений и воспитанием бережного отношения к историческому наследию России.
Одно из ценных наследий и сокровищ россиян – это русская народная сказка, которая одновременно является благодатным и не заменимым источником воспитания ребенка-дошкольника. Ведь дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а также это возраст, когда в нем закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Если сказка правильно подобрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей и будет способствовать формированию духовной нравственности в сознании маленького человека. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о взаимоотношениях в семье, о трудолюбии и взаимопомощи; о связи человека с природой, с предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, дружба и предательство, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, то есть доступная пониманию ребенка. Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными, а вызовет желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к познанию. В результате сопереживания, познания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких читателей.
На современном этапе ДОУ активно решает задачи по духовно- нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослому ребенок приобретает первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный.
Сказка, как древний метод педагогического воздействия ненавязчиво учит детей различать добро и зло, помогает усваивать нормы и правила поведения в обществе, формирует семейные ценности. С помощью народных сказок дети получают первичную информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Любая форма работы со сказкой изначально ориентирована на социально-педагогический эффект, то есть - обучает, воспитывает, развивает, побуждает к деятельности и даже лечит. Поэтому русская народная сказка должна входить в жизнь каждого ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и остаться с ним на всю жизнь. Данному проекту определена важная роль и место в образовательном процессе, так как он направлен на признание родителями моих воспитанников, русской народной сказки - важным «помощником» в обучении и воспитании дошкольников; в понимании, что сказка – это не только развлечение, но и извлечение положительного урока.
Условия реализации проекта:
Активное участие всех детей, родителей и педагогов старшей группы в реализации проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проблемы: У детей старшей группы наблюдается низкий уровень интереса к русской народной сказке.
Объект исследования: осуществление практических мероприятий по приобщению детей к русской народной сказке.
Предмет исследования: процесс формирования у детей старшей группы З интереса к русской народной сказке.
Название итогового мероприятия, форма: спектакль совместный с родителями «Воспитание сказкой».
Цель проекта: Формирование устойчивого интереса и воспитание любви к русским народным сказкам, как средству духовно-нравственного развития дошкольников.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие на НОД и в свободное от занятий время, а также дома совместно с родителями.

Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Учить детей внимательно слушать сказки (чтение книг, аудиозаписи) и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
2. Учить детей характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
3. Учить детей пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
4. Учить детей собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
5. Обучать с помощью сказок диалогической и монологической видам речи.
6. Обучить складыванию фигурок оригами – героев русских народных сказок.
7. Обучать навыкам владения различными видами театра: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, театр-оригами.
8. Закреплять умение определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
9. Закреплять счет в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
10.Учить детей рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику посредством настольных дидактических игр, складывания фигур оригами, различных видов театра.
2.Развивать способность подражать сказочным героям (звукоподражание, жесты, мимика).
3. Развивать творческие способности детей и родителей через различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и др).
4. Развивать память, речь, слуховое восприятие, фантазию, воображение.
5. Развивать познавательные способности детей (экспериментировать, наблюдать, описывать, сравнивать).
Воспитательные:
1. Прививать детям любовь к чтению русских- народных сказок.
2. Формировать у детей интерес к драматизации русских народных сказок.
3. Воспитывать у детей чувство сострадания к положительным сказочным героям.
4.Формировать нравственные качества: доброту, сострадание, взаимопомощь, дружбу, коллективизм, честность.
5. Формировать у детей дружеские взаимоотношения в группе.
6. Воспитывать уважительное отношение к маме, родителям, к своей семье.
7. Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Для родителей:
1. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье – сбор детской библиотечки сказок.
2. Сформировать потребность в систематическом семейном чтении сказок.
3. Сформировать привычку обсуждать с ребенком прочитанное
художественное произведение.
4. Принять активное участие в творческих выставках по теме проекта.
5. Самостоятельно развивать дома совместное творчество с детьми.
6. Развивать способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
7. Интересоваться жизнью группы своего ребенка, принимать в ней активное участие.
8. Принять участие в изготовление атрибутов к спектаклю «Старая сказка на новый лад».
Для педагогов:
1. Развивать творческий потенциал каждого ребенка;
2. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Направления работы по проекту
1. Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
2.Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.
3.Формы работы с родителями: привлечение родителей к участию в проекте с помощью бесед, информационно-наглядной агитации; организация практической деятельности.

Ход работы над проектом.

1 этап проекта - организационно-подготовительный Сотрудничество с родителями:
1. Анализ проблемы.
2. Подбор и обзор литературы по теме проекта.
3. Разработка плана работы по проекту.
4. Подбор методов работы над проектом.
5. Разработка анкет для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
6. Разработка консультаций для родителей на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»
7. Беседа с родителями о серьезной проблеме в воспитании детей и необходимости реализации проекта.
8. Анкетирование родителей. Подведение итогов анкетирования.
9. Заинтересовать родителей предстоящей работой над проектом.

2 этап проекта – практический
1. Формы работы с детьми:
1 . Чтение русских-народных сказок перед сном, в вечерние часы. Беседы по содержанию сказок.
2. Беседы с детьми на темы: «Какие сказки мне читали дома», «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой».
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок («Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка» и др).
4. Чтение сказок с использованием театров: настольного, пальчикового, бибабо.
5. Обучение детей рассказыванию сказок, с помощью мнемотаблиц.
6. Внесение новых дидактических игр по мотивам русских народных сказок. Обучение игре с учетом индивидуальных возможностей детей.
7. НОД - рисование, лепка, аппликация на темы: «Герои русских народных сказок»
8. Игры-драматизации по сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок».
9. Раскраски по сюжетам русских народных сказок (в вечерние часы).
10. Распределение и разучивание ролей для спектакля «Старая сказка на новый лад».
11. Экспериментальная деятельность «Строительство избушки для Лисы из ледяных кубиков».
12. Лепка «Мебель для трех медведей», «Посуда для трех медведей»;
13. Конструирование. Обучение детей технике оригами-создание сказочных героев для театра «Оригами».
14. Драматизация сказки «Теремок» для родителей группы (театр Оригами).
15. Викторины по мотивам русских народных сказок.
16. Участие детей в интернет-конкурсах на тему «Сказки».
17. Этические беседы о дружбе, взаимопомощи на основе сказок, слайдпрезентаций, иллюстраций.
18. Участие детей в литературной викторине ДОУ «Путешествие по сказкам».
19. Экскурсия в библиотеку МАДОУ, детскую городскую библиотеку.
20. Строительные игры «Избушки для зайчика и лисы»; «Теремок для зверей», «Мебель для трех медведей».
21. Корригирующая гимнастика на оздоровительной дорожке «Сказка Теремок».

2. Формы работы с родителями:
1. Акция с участием родителей группы по сбору русских народных сказок для групповой библиотечки - «Подарите детям сказку».
2. Создание домашних библиотечек сказок.
3. Совместное творчество детей и родителей – участие в выставке «Мой любимый сказочный герой».
4. Обучение родителей технике оригами для создания домашних театров (Мастер-класс).
5. Совместное творчество детей и родителей – создание книжки-самоделки на тему: «Моя любимая русская народная сказка».
6. Изготовление оздоровительной дорожки по сказке «Теремок».
7. Изготовление атрибутов к спектаклю «Воспитание сказкой».
8. Участие родителей в спектакле (роль Волка).
3 этап проекта – заключительный
1. Итоговое мероприятие проекта – Спектакль с участием детей и родителей «Старая сказка на новый лад».
2.Обобщение опыта по реализации проекта.
3. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
4. Вынесение благодарности родителям, принявшим активное участие в проекте.
5. Опрос родителей о результате совместного проекта.

Продукт проекта:
1. Большинство родителей осознали значимую роль русской народной сказки в воспитании детей.
2. У детей возрос интерес к чтению русских народных сказок; дети
научились внимательно слушать сказки и отвечать на вопросы по их
содержанию.
3. Родители создали и пополнили домашние библиотечки русскими народными сказками.
4. Большинство детей научились характеризовать сказочных героев, оценивать их поступки.
5. Часть детей научилась пересказывать русские народные сказки с помощью мнемотаблиц.
6. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились собирать разрезные картинки по сюжетам русских народных сказок; узнавать сказки, рассказывать их.
7. Большинство детей научились исполнять диалоги и монологи самых известных сказок: («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка»).
8. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились складывать фигурки оригами – героев русских народных сказок.
9. Дети стали бережнее относится к книге.
10. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились определять количество слогов в слове с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Найди нужный домик».
11. Дети (в соответствии с индивидуальными возможностями) научились соотносить количество сказочных героев на картинке с соответствующей цифрой в пределах 10 с помощью дидактической игры по мотивам русских народных сказок – «Сосчитай героев сказки».
12. У детей сформировался устойчивый интерес к игре с использованием различных видов театра, к драматизации сказок.
13. Часть детей научилась рассказывать сказки с помощью различных видов театра: настольный, пальчиковый, бибабо, театр-оригами.
14. У детей стали активнее проявляться нравственные качества по отношению друг другу: доброта, сострадание, взаимопомощь, дружба, коллективизм, честность.
15. В группе пополнилась предметно - развивающая среда: библиотечка, дидактические игры, мнемотаблицы, поделки, книжки-самоделки, игрушки-сказочные герои, театр оригами.
16. Дети и родители были вовлечены в совместную творческую деятельность.
17. Дети, задействованные в спектакле, выучили слова героев.
18. Большинство детей научились конструировать, рисовать, лепить по образцу воспитателя предметы и героев из русских народных сказок.
19. В группе укрепились взаимоотношения между детьми.
20. Дети и педагог получили дипломы победителей интернет-конкурсов на темы «Русские-народные сказки».





- Театр бибабо;
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр;
- Театр оригами;



- Ширма;

- Уголок ряженья.


2. Методическая литература:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1 / Под общей редакцией С.Г.Шевченко.
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
- «Ознакомление детей с художественной литературой»;
- « Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
- «Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
- «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г.

Итоговое мероприятие к проекту: Спектакль «Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»
Автор (воспитатель 1): В мире много сказок, грустных и смешных И
прожить на свете нам нельзя без них. Впрочем, сказочки начало вышло
старомодное,
вот и песня зазвучала, ну почти народная:
Коза (воспиатель 2): Ой, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки
В поле я иду за капустою, может волк прийти, сердцем чувствую. Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.
Вы на семь замков запирайтеся, лишь на голос мой откликайтеся, ой, боюсь за вас я ребятушки, ох, не вышли бы обознатушки.
Козленок (Дима): Не волнуйся мамочка, будет все в порядке, знаем мы из сказочки, волк ужасно гадкий.
(Коза уходит)
Только мама за порог, не прошел и миг серый волк перед избою, тук как тут возник.
Волк (стучит в дверь): Отворите поскорей мамаше дверь, я устала, я голодная как зверь. Вас поила, я поила молоком, а теперь мой голос даже не знаком.
Козленок (Артем): Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь.
(Волк уходит)
Жил петух – вокала мастер и творил он чудеса, мог зверям дарить на счастье он любые голоса.
Волк (голосом козы): Открывайте маме дверь, я голодная как зверь.
Лишь пропел он эту фразу, волка в дом впустили сразу загорелся волчий взгляд.
(волк входит в дом под фонограмму «Песня волка»)
Волк: «Баста карапузики! Кончилися танцы».
Козленок (Надя): Дядя Волк ты нас послушай: «Нельзя слабых обижать, ну а если хочешь кушать - пирожки ты можешь взять.
Волк (заинтересовавшись): А с чем пирожки то у вас?
Козлята (Аня): Пирожки у нас с брусникой, и с капустой, с голубикой.
А еще мама – Коза их с любовью испекла,доброту, тепло вложила и про ласку не забыла. Проглотил злодей пирог 1,2,3 и волк не волк. Волк: Ой, что это со мной? я теперь совсем не злой!
Не буду больше слабых обижать! А буду вам козлятки помогать! Хотите научу вас петь, хоть наступил мне на ухо медведь.
(Волк уводит козлят на лесную полянку, козлята усаживаются на пенечки, волк наигрывает им мелодию)
Что с козлятами случилось, я оставлю «на потом» А коза, что отлучилась, наконец вернулась в дом.
Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? на кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матушки, Получилися обознатушки.
(Коза плачет, прислушивается к звукам гитары и идет на этот звук) Автор: Пред козою на поляне дружно здравствует народ Пред козою на поляне Волк с козлятами поет.
Коза (удивленно): Да друзья сказать осмелюсь, не видала никогда,чтоб козлята с волком спелись ведь они его еда. В чем причина не пойму? От чего и почему?
Волк: Пирожки твои я съел вот и сразу подобрел! Добро, помощь и забота - вот теперь моя работа!
Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

Ресурсное обеспечение проекта.
1. Организация предметно-пространственной среды в группе.
- Уголок книги – библиотечка с подборкой русских-народных сказок;
- Сборник мультфильмов русских-народных сказок;
- Слайдпрезентации по сказкам;
- Разные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый), ширма;
- Иллюстрации по сюжетам русских-народных сказок;
- Уголок художественного творчества;
- Серия дидактических игр по мотивам русских-народных сказок;
- Маски, шапочки сказочных героев;
- Уголок ряженья.
- Раскраски по мотивам русских-народных сказок.
- Оздоровительная дорожка по сказке «Теремок».

2. Методическая литература:
1. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». - под редакцией С.Г.Шевченко.
2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
3. «Проектная деятельность в детском саду» под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
4.«Ознакомление детей с художественной литературой»;
5.« Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет» (Хрестоматия);
6.«Воспитание сказкой» - Л.Б. Фесюкова;
7.«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» - Т.И. Петрова.
8. «Русские народные сказки» под редакцией Волковой Т.С. 2015 г.
11
3. Атрибуты к спектаклю: костюмы героям, гитара, лавка, коврик, печь, стол, самовар, блюдо с пирожками, корзина с капустой, дерево, дверь, ширма, деревья.

Организация работы семейной гостиной

как эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях.

Процесс становления новой системы образования в России, ориентированной на мировое образовательное пространство, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике. Главной целью дошкольного образования на современном этапе является развитие свободной, любознательной, творческой эмоционально отзывчивой личности.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Кроме того, согласно новому закону об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а так же с оценками успеваемости своих детей.

Важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования является поиск новых форм сотрудничества педагогов с родителями. Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы акцентировали внимание на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в подходах к решению задач образования детей. С этой целью родителей необходимо знакомить с динамикой развития способностей детей, с достижениями в образовании детей, по желанию родителей - с материалом, осваиваемым в дошкольном учреждении.

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи - семейная гостиная, участие в работе которого является добровольным. Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят разные специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники). Общение в рамках семейной гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

В рамках работы семейной гостиной проводятся совместные праздники, творческие мастерские для детей и родителей.

Цель работы гостиной : гармонизация детско - родительских отношений.

Задачи:

Формирование у родителей способности понять потребности ребёнка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития;

Формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а так же позитивного отношения к себе, взрослым и к окружающему миру.

Формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка;

Поддержание интереса родителей к внутреннему миру своего ребенка.

Периодичность : встречи семейной гостиной проводятся 4–5 раз в год.

Работа в семейной гостиной реализовывается через игровую деятельность детей и взрослых, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Для активизации воспитательных возможностей родителей используются разнообразные активные формы общения с ними:

Семейные игровые программы;

Совместный досуг взрослых и детей;

Познавательно-игровые викторины;

Творческие мастерские;

Дискуссионные встречи, практикумы, тренинги.

В процессе проведения таких программ родители могут вместе с ребенком играть, лепить, рисовать, выполнять спортивные и танцевальные упражнения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки, соревноваться.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями в процессе формирования ценностных ориентиров - защита детско-родительских проектов. Проект строится на основе интересов детей и взрослых. Любознательность детей, желание узнать новое и интересное служит поводом для разработки и реализации проекта. Работа проходит в несколько этапов.

1 этап - выбор темы. Совместно с детьми определяется тема, собирается информация, используя «модель трех вопросов»: что мы знаем? что еще хотим узнать? как мы можем это сделать?

2 этап - подготовительный, на основе интересов и особенностей детей, а также возможностей тематического проекта подбирается соответствующий инструментарий, материал, музыкальный репертуар и атрибуты.

3 этап - реализация проекта в разных видах деятельности в центрах активности. Совместными усилиями педагогов и родителей создаются центры активности - особая предметно-развивающая среда, обеспечивающая каждому ребенку право выбора деятельности.

4 этап - заключительный - презентация проекта в виде музыкального спектакля или праздника, досуга, где дети совместно с родителями демонстрируют свои музыкальные и творческие способности.

Современные формы организации работы семейной гостиной позволяют активизировать взаимодействие с родителями по вопросам всестороннего личностного развития воспитанников, создают атмосферу доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

    И. Н. Каменская [и др.] Использование интерактивных форм работы с родителями // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014.

    Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М., 2011.

КАЗАЧЬЯ КАДЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

г. ПЯТИГОРСКА & $

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ казачья кадетская СОШ № 19

г. Пятигорска

Конищева

Надежда Фёдоровна

Сценарий "Дружная семья"

Семейная гостиная: семейный досуг

Характеристика аудитории: родители, учителя, учащиеся начальных классов.

Цели:

1. Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, развитие чувства солидарности и здорового соперничества.

2. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

3. Вызвать и укрепить интерес ребят и взрослых к совместному проведению досуга.

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и учащихся

5. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания

Задачи:

1. Наладить просветительскую и консультативную помощь семьям. Вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

2. Познакомить с развивающей программой педагога через продукты детской деятельности, полученные в процессе диагностической и развивающей работы, а также используя видео и фотоматериалы.

3. Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала классного коллектива.

4. Применение различных видов работы классного коллектива для достижения поставленных целей.

Оборудование: компьютер, видеокамера, экран, видеопроектор, музыкальный центр.

Ход мероприятия.

Гимн «Семейной гостиной»

(На мотив песни «От улыбки хмурый день светлей…»)

    Открывают все в «Гостиной» дверь:

Мама, папа, я и маленький братишка.

Здесь радушно встретим мы гостей,

Чтобы вместе от души повеселиться.

Припев: И тогда, наверняка,

Все поймут, что на века

И семья, и наша школа –

Всё едино.

Не забудем же, друзья,

Что добро и красота

В нашей жизни людям так необходимы.

    С каждой встречей станем мы дружней,

И нам вместе быть ничто не помешает,

Пусть уйдет из нашей жизни грусть,

Только счастье нас в семье сопровождает!

Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.


Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Семья – это не только близкие люди, но и дом, в котором эти люди живут. И вот в одном из домов произошла история, которую я вам сейчас расскажу.

Давно то было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, и про родительский дом совсем забыли!

Впрочем, в доме кое-кто жил. В доме под печкой жил домовёнок Кузя. Всё бы ладно было, только однажды загудели тракторы, растащили избушку по брёвнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Худо Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй, докажи, что ты - живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по посёлку, везде ему плохо: в больнице – аллергия на лекарства, в школе – от шума глохнет.

Думали мы, думали, как Кузе помочь, и придумали! Кузя ты где?

Кузя: Чего надо?

Вед: Решили мы помочь тебе: определить в семью на постоянное место жительства, чтобы тебе хорошо было, спокойно!


Кузя: Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевились! Сказок детям не рассказывают, песен друг дружке не поют, семейные торжества не устраивают.

Вед: Ошибаешься, есть у нас такие семьи! Каждая семья рада взять тебя к себе. Поэтому с удовольствием примет участие в тех конкурсах, которые мы предложим. А выбрать тебе семью поможет наше справедливое жюри.

(Представление жюри)

И я рада представить семьи, участницы нашей конкурсно – семейной программы “ Дружная семья”

Итак, начинаем первый конкурс –

«Творческое представление семьи»

за первым столиком семейная команда № 1 – “Солнышко”,

наш девиз – “Нам с солнышком тепло,


Ну, а с семьей – добро”.

побороться за право забрать Кузю домой пришла семейная команда № 2 – “Лучики”, наш девиз –

Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

но семья на первом месте”.

не осталась в стороне и семейная команда № 3 – “Искорки”, наш девиз –

Из искры эатеплется очаг семьи».

Кузя: Ух ты! Раз, два, три.

Вед: К кому жить пойдёшь? Выбирай!



Кузя: Как бы не так: сразу и иди, а я их лично первый раз вижу. Сначала посмотрю на них. Чья семья мне больше понравится, к тому я и отправлюсь на место жительства. А пока сяду, посижу, на семьи посмотрю. А жюри пусть мой сундучок посторожит.

Конкурс «Устами младенца»

Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)

Это мамина надежда и опора, ей без него плохо. (Папа)

Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

В них играют все дети. (Игрушки)

Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

Конкурс «Продолжи пословицу»

В гостях хорошо, а … (дома лучше).

Не красна изба углами, … (красна пирогами).

Каково на дому, таково и … (самому).

Дети не в тягость, а … (в радость).

Всякой матери свое … (дитя мило).

На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).

Мать кормит детей, как … (земля людей).

Нет человека добрее… (отца с матерью).

Нет дороже… (отца с матерью).

Семья – это …(семь я).

Дома и (стены помогают)

При солнце тепло (а при матери добро)

Нет лучше дружка (чем родная матушка)

У детины заболеет пальчик (а у матери – сердце)

Мать кормит детей (как земля людей)


Каково на дому (таково и самому)

Птица радуется весне (а младенец – матери)

Кто детям потакает – тот потом (слезу проливает)

Семья сильна – когда над ней (крыша одна)

В хорошей семье – хорошие (дети растут)

В семье и каша (гуще)

Один в поле (не воин)

Мой дом – (моя крепость)

Чем богаты, ... (тем и рады).

Учитель: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Гость на пороге – счастье в огороде (доме).

Дом без хозяйки - полная чаша (сиротка).

Конкурс «Собери пословицу»

(Задание в конверте)

Каждой семье из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицу в течение 3 минут. Если вы добавите предлог или частицу, то успешно справитесь с этим заданием. И буквально в 2 словах, чему учит пословица.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, не, а, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, не. вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Семья, когда, то, и, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)

Братство, богатство, доброе, лучше (Доброе братство лучше богатства)


Конкурс «Построй дом»

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».

Задание для 1 команды: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Задание для 2 команды: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Задание для 3 команды: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 команды (зрителей): создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Учитель: Все команды готовы, осталось только построить дом.

Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I команда готова.

Ученики: «Прораб»зачитывает ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II команда: «Прораб» зачитывает ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III команды.

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Учитель: IV команда гостей расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.


Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Пора сказать: «Приходите к нам в гости!».

Конкурс «Моя родословная»

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невеста, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

(6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка)



С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Командам задания:

1. Составление родословной своей семьи ( Прилагается презентация)

2. Коллаж: … семья.

Конкурс “Юные поэты”

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.



Дом

Живем

Семья

Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию


викторину «И в шутку и в серьёз».

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

(о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

9. Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).

Итог.

Давайте назовём основные составляющие крепкой семьи.

Вед: Кузя, ты где?

(Тишина)



Домовые, когда дом хороший находят, невидимыми становятся. Вместо Кузи какой-то сундучок. Давайте посмотрим. Что там находится?

(Достает Домовых) Не один, а целых три. В каждой семье будет домовому спокойно и уютно.

Есть поверье: домовой в доме – добрая примета, а еще присутствие домового означает, что живет в доме хорошая семья, где сказки рассказываются, песни поются, пироги пекутся.

Рефлексия.

На этой доброй ноте я хочу закончить нашу встречу. У вас у каждого лежит лепесток ромашки. Если вам понравилась встреча, напишите доброе слово, приклейте к цветку. Если нет, положите лепесток в корзинку.

Звучит песня «Родительский дом»

Приложение

(Игра со зрителями, когда команды выполняют работы)

Мы хотим загадать Вам «вкусные загадки».

1. Сваренные в воде фрукты. (Компот)

2. Восточная еда из риса и мяса. (Плов)

3. Большое пирожное. (Торт)

4. Любимая ягода медведя. (Малина)

5. Булочное изделие, которым можно порулить. (Баранка)

1. Картофель всмятку. (Пюре)

2. Околпаченный работник кухни. (Повар)

3. Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)

4. Еда, которой Журавель кормил Лису. (Окрошка)

5. Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)

1. Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)

2. Любимое блюдо украинцев и кубанцев из овощей. (Борщ)

3. Вареное тесто с мясом. (Пельмени)

4. Искусство приготовления пищи. (Кулинария)

5. Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)

1. Мальчик, у которого самый лучший в мире друг? (Малыш.)

2. Прозвище дяди Степы? (Каланча.)

3. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)

4. Содержимое Страшилы? (Солома.)

5. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)

6. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три.)

7. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.)

8. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.)

9. Кенгуру из повести-сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все»? (Кенга.)

10. Музыкант из цветочного города? (Гусля.)

11. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан илиДодон.)

12. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.)

13. Великий и ужасный? (Гудвин.)

14. Оружие железного дровосека? (Топор.)

15. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

16. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)

17. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкин.)

18. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бобовое зернышко.)

19. Пантера, друг Маугли? (Багира.)

20. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.)

21. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток»? (Женя.)

22. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.)

23. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.)

24. Какой волшебный предмет был у Аладдина? (Лампа с джином.)

25. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».)

26. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

27. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде)

28. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках,)

29. Второе название скатерти? (Самобранка)

30. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)

31. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полет? (Ступа)

32. Что потеряла Золушка? (Хрустальный туфельку)

33. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)

34. Что попало Каю в глаз?(Осколок зеркала)

35. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)

36. Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

37. Художник из цветочного города? (Тюбик)

38. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей? (Балу)

39. Веселый человек – луковка? (Чипполино)

40. Лиса – спутница кота Базилио? (Алиса0

Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).

Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).

Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна) .

Чем меньше женщину мы любим, тем…” (легче нравимся мы ей.).

Закончите известное выражение М. Горького “Дети – это живые цветы…” (земли).

Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).

Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).

Кто такая свояченица? (сестра жены).

Что такое бутоньерка? (маленький букет).

Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).

Домовенок Кузя: Ну а мы желаем вам огромного семейного счастья, попутного ветра, семь футов под килем, пусть в вашем доме никогда не смолкает детский смех и не гаснут огоньки ваших лучезарных глаз

Какой напиток является самым распространённым в мире? (Чай)

Через сколько минут после опускания в кипящую воду яйцо будет приготовлено всмятку? (3,5-3 мин)

Какой способ приготовления рыбы бывает горячим или холодным? (Копчение)

Она бывает савойской, брюссельской, кольраби и др. О чём идёт речь? (Капуста)

Как называется известное блюдо итальянской кухни, названное по имени не менее известного города? (Пицца)

Какая приправа в Англии XII века ценилась дороже золота? (Перец)

Название, какого овоща в русском языке стало служить мерилом простоты? (Репа)

О каком продукте на Руси говорили – "Творить, а не готовить"? (Тесто)

Существует около 1200 рецептов блюд из этого овоща. Какого? (Картофель)

Самый знаменитый салат на Новый год в России? (Оливье) –

1. Подчеркнуть лишний напиток: кока-кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. (Морс – негазированный напиток.)

2. Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее: АЯЦИНЧИ, МЕОТЛ, ЯЗГНАЬЛУ, НСРЫИК. (Сырник – для приготовления не используются яйца.)

3. Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово: ТВО(…)АЛИК. (Рог)

4. Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда: РАС(…)НИК. (Соль)

5. Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = изделие из муки. (Макароны)