Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества." материал на тему. Формирование патриотического воспитания у современной молодежи на примере изучения истории и традиций казачества «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества." материал на тему. Формирование патриотического воспитания у современной молодежи на примере изучения истории и традиций казачества «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия - днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

С Иваном Ребровым современные казаки имеют так же мало общего, как и прежние. Казаки были бунтарями и опустошали страну. Сегодня они выступают против всего западного, о чем и рассказывается в недавно увидевшей свет монографии

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 – 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия – днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Жизнь казаков на диком Востоке

Таким образом миф о дикой, свободолюбивой и воинственной жизни казаков, как их величественно изобразил Илья Репин, был дополнен верноподданническим патриотизмом. И кто сегодня решиться сказать в лицо группе свирепо смотрящих нео-казаков, что они в своей форменной одежде и меховых шапках выглядят анахроничными не только на фоне бронированных внедорожников и видеокамер?

Только где-то уже в конце своей книги Каппелер сравнивает казаков с солдатами-крестьянами в империи Габсбургов, а также с колонистами на американском Западе. Первая параллель более оправдана, но и сравнение освоения Сибири с американским мифом о Диком Западе также представляется интересным.

Дело в том, что «большинство приписываемых американским колонистам ценностей – свобода, вольность, равенство, смелость и боевой дух» - можно обнаружить и у казаков.

Однако: «Специфические социально-политические структуры и менталитет восточно-европейского фронтира были характерны только для казацкой периферии и не распространялись на государство в целом». Временами становившийся свирепым антицентрализм трапперов на американском Западе не оказал своего влияния и на новых казаков, хотя свирепый патриотизм, судя по всему, сохранился.

В.В. Озерова
учитель истории и обществоведения
МОУ СОШ № 11 Майкопского района Республики Адыгея

Сейчас в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны, требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоёв населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. Особое место занимает Северный Кавказ с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество. Знания о нравственных нормах, устоях казачества помогут осознать духовно-нравственную атмосферу региона Северного Кавказа.

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Казаки заботились о благе Отечества, а значит, им был присущ патриотизм.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казачества. В старину казак был исключительно воином. Земледелие и вообще мирные занятия запрещались войсковым правительством под страхом тяжких наказаний. Постепенно из казака-воина формировался казак-гражданин. Он представлял собой преимущественно земледельца. Помимо земледелия казаки занимались охотой и рыболовством, огородничеством и виноградарством, скотоводством и коневодством, сплавом леса и судоходством.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы. Донские казаки любили свой Дон и называли его «батюшкой и кормильцем родимым». В плену или на чужбине, умирая, сражённый вражеской пулей казак всегда мысленно взывал к своему кормильцу: «Прости, мой батюшка Тихий Дон Иванович! Мне по тебе теперь не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбки не лавливати». Эта же страстная любовь к своему кормильцу Дону сквозит во всех старинных песнях и даже в войсковых грамотах по Дону и отписках в Москву. Даже в соседних странах, где лежали кости павших геройской смертью донцов, защищавших честь России, как-то: в Финляндии, Швеции, островах балтийского моря и теперь существует древняя легенда о том, что во время осенних ночных бурь, когда вся северная природа стонет от непогоды, донские витязи встают из своих могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках на родимый им Дон. Тяжело им лежать в могилах на чужой стороне вдали от своего кормильца Тихого Дона Ивановича. Скорбным и пылающим старым казацким огнём их души спешат слиться со своим братством-товариществом и просят перенести их кости на дорогую родину. Жители этих северных стран не раз во время бурь видели это явление и в суеверном страхе прятались в свои дома.

Казаки не только охраняли границы Российского государства. В истории России нет ни одной войны, где не участвовали бы казаки. В XVI веке казаки принимали участие во взятии Казани, самостоятельно завоевали Астраханское ханство; в начале XVII века участвовали в изгнании поляков из Москвы. В Северной войне (1700 – 1721гг.) Пётр I для участия в военных действиях вызвал вольных казаков с Дона, Терека и Гребней. Казаки принимали участие и в Полтавской битве (1709 г.). Участие казаков в русско-турецких войнах было весьма значительным. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов казаки не только защищали интересы России, но и освободили Болгарию от турецкого ига, действуя в составе русской армии. И в XIX, и в XX столетиях казачество стояло плечом к плечу с русскими войсками в борьбе против внешних и внутренних врагов. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет, во главе с атаманом М. И. Платовым. Казачьи войска выставили против Наполеона громадное по тогдашним условиям число в 88 тысяч всадников. В первых же сражениях Отечественной войны 1812 года донские казаки, громя авангардные части наступающего противника. Продемонстрировали высочайшее искусство и нацеленность на победу. Они прикрывали отступление соединившихся русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона, неся основную тяжесть арьергардных боёв на пути от Смоленска к Бородину. После изгнания Наполеоновской армии из России казаки в составе русской армии участвовали в заграничном походе. Триумфом стало вхождение казачьих полков в Париж. За храбрость в войне с Наполеоном получили боевые награды не только казаки-герои, но и многие казачьи воинские части. Георгиевские знамёна получили 7 казачьих полков, а Лейб-гвардии казачий полк и собственный Его Величества конвой получили серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

Казачьи части отличались высокой храбростью и стойкостью, а также высочайшей военной выучкой. Так как казаки несли поголовную воинскую повинность, им было у кого учиться воинским наукам. Командирами в войске были также казаки. И офицер, и рядовой вместе вырастали в станицах, так же как их отцы и деды. Командир обычно хорошо знал психологию своих подчинённых, на что способен каждый казак, а они, в свою очередь, верили своему командиру и знали, что он не даст им непосильной задачи и не пошлёт их на убой.

Казаки не только участвовали в войнах, которые вело Российское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и Крымским ханством. А.И. Куприн писал: «Казак – драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых её постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне». Казачество не только служило России как застава и часть Войска, но и как своеобразное явление русской жизни, участвовало в строительстве и жизни великого Российского государства.

В жизни казачества был период, о котором нельзя умолчать – это эмиграция. И везде, по всему миру, фактически лишившись Родины, казаки сохранили твёрдость духа, стремление к возрождению России.

У казаков в изгнании было главное призвание – бороться за воссоединение и возрождение национальной России и казачества. Бороться приходилось по-всякому и во всех направлениях. И в жертвенном порыве, в котором приходилось разом отдавать всё, вплоть до жизни включительно. И в упорном ежедневном отстаивании своего национального бытия, своих казачьих идеалов и идей.

Сербский писатель Бронислав Нушич, во время вручения ему диплома почётного казака кубанской Шабацкой станицы, чем он гордился всю жизнь, сказал: «Всем известно, что в организме Российского государства казаки представляли самый здоровый элемент. Казаки – это здоровая и горячая артериальная кровь, это сердце, которые давали импульс жизни и роста всему Российскому государству. Это они раздвинули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан, необъятную суровую Сибирь. И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад жизни и величие русского имени, являясь искусными и способными культуртрегерами среди полудиких народов ближнего и дальнего Востока».

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме твёрдости веры и духа являет собой удивительный образец военного мастерства, стойкости и мужества.

Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности.

Казакам присуще мужество, то есть большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности или, как говорил ещё Платон, со «стойкостью в исполнении должного».

Мужественный казак рисковал благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В одной из песен казаков есть такие слова: «Но назад не пяться, нельзя отступать. Ради русской чести лучше умирать». В таких случаях мужество выбирает второе – гибель и честь, и отвергает первое – жизнь и бесчестье. И умирали казаки всегда с достоинством, мужественно, со стоическим презрением к своим мучителям. О бесстрашии и мужестве казаков можно судить по старинному боевому воинскому клику: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован. Кто готов претерпеть всякие муки за святой крест. Кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова казацкая жизнь».

Проявляли мужество казаки и в походах. Они отрекались от всех земных радостей, от семейной жизни, от благоустроенного жилья, подолгу без движения сидели в засаде, не разводя огня зимой и мучаясь от жажды летом, питаясь, когда рыбой, когда птицей, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.

Много казаков пало в горах и долинах Кавказа в борьбе с турками и горцами. Погибали на лесных завалах, поймав пулю в грудь, в сабельных рубках, падали под ноги коней, сражённые пиками и турецкими ятаганами, от удара кинжала в ночи; гибли днём и ночью, вместе и поодиночке в ночном поиске. Умирали от ран в горах среди павших товарищей в неравных схватках.

Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- все, кто идёт против Отчизны твоей, – враги;
- только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право;
- веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
- люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
- мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. С трёх лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх передавали ему воинские мудрости. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему докупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный праздник. Все жители спешили разделить эту радость, подчёркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества – почётная обязанность и долг каждого настоящего казака. Это оказывало огромное воспитательное воздействие на юную смену.

В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к культурному опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.

Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества. В особенности нравственные устои. Патриархальный стиль жизни семьи предполагал, что главой семьи должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе с мужем казачка отстаивала свою станицу от врагов. Бесстрашная, сильная, работящая казачка была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем. В случае необходимости казачка могла сесть на коня верхом, стрелять из ружья, словом, защищать станицу, свой дом.

Так с молодых лет воспитывалась в казаках любовь к Родине, неравнодушие к судьбам Отечества.

В последнее время всё больше очевидной становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это касается как народных обычаев и традиций, верований, так и таких чисто человеческих качеств, как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм, мужество и т.д.

Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.