Уникальные янтарные образования это. Какие камни относятся к драгоценным, а какие -к полудрагоценным? Уникальные янтарные образования относятся к драгоценным

Уникальные янтарные образования это. Какие камни относятся к драгоценным, а какие -к полудрагоценным? Уникальные янтарные образования относятся к драгоценным

«Самоцветы, будто сны — сами по себе цветны!» — сказал поэт. Интересно, какие камни он имел в виду — ведь на Руси самоцветом назывался любой красивый камень, как драгоценный, так и просто поделочный. В настоящее время существует строгая классификация драгоценных камней. К ним относятся:

Алмазы. Обычно имеют едва уловимый желтоватый, синеватый, или коричневатый оттенок. Состоят из чистого углерода. Алмаз является самым твердым из известных минералов и настолько износостойким, что может считаться вечным. Огранённый алмаз называется бриллиантом.

Изумруды. В старину этот камень называли «смарагд». Прозрачная разновидность берилла, имеющая густой зеленый цвет. Что интересно, натуральный изумруд почти всегда имеет трещинки и расколы. Это не является дефектом, а вот насыщенность цвета оценивается очень строго.

Рубины. «Красный яхонт». Принадлежат к виду корундов. Красный цвет рубинам придает примесь хрома. Некоторые рубины стоят дороже алмазов. Самыми ценными из них считаются азиатские рубины. Тёмные рубины называются «гранатовыми», но гранат — это совершенно другой камень!

Сапфиры. Как и рубины, относятся к корундам. Могут иметь цвет от голубого до насыщенного синего. Оттенок зависит от примесей железа или титана. Больше всего ценятся «звездчатые» сапфиры, то есть такие, у которых на свету просматриваются лучи звезды. Этот эффект называется «астеризм».

Александриты. Разновидность минерала хризоберилла. При дневном свете имеют окраску голубовато-зеленую, а при вечернем — малиновую или фиолетовую. Получили свое название в честь русского императора Александра II.

Натуральный жемчуг. Добывается из раковин некоторых моллюсков. Самыми редкими считаются жемчужины, имеющие голубоватый оттенок. Жемчуг может быть как морским, так и пресноводным. В наше время его научились культивировать, помещая в раковину моллюска песчинку, которая через какое-то время становится жемчужиной

Уникальные янтарные образования. Это ископаемая смола, иногда имеющая интересные включения (насекомые, веточки). Янтарь способен загореться от пламени спички, а при трении он электризуется. 90% мировых залежей янтаря находится в Калининградской области

Последние два вида камней — жемчуг и янтарь — имеют органогенное происхождение. Они обладают невысокой прочностью, подвержены старению и вступают в реакцию с химическими веществами. Тут можно вспомнить историю о том, как Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что сможет за ужином выпить вина на 10 миллионов сестерций. Сумма по тем временам была просто огромная. Однако хитрая царица выиграла спор, вынув из уха драгоценную жемчужину и растворив ее в кислом вине.

А вот остальные драгоценные камни действительно являются долговечными, и, к тому, же необычайно твердыми. При соответствующем уходе они практически вечны, а вот в недрах Земли их остается все меньше и меньше. Поэтому стоимость натуральных драгоценных камней возрастает с каждым годом, а их покупка является неплохим способом сохранить деньги. Конечно, к синтетическим алмазам и рубинам это не относится.

Камни, полученные искусственно, например, фианит, драгоценными не являются, что и отражается на их невысокой стоимости. Сейчас на витринах ювелирных магазинов можно встретить много колечек с «сапфирами» или «изумрудами». Если вы спросите продавцов о их натуральности, то вразумительного ответа не добьетесь. Не спешите вкладывать в них свои средства: если цена камня исчисляется сотнями, а не тысячами долларов, то он наверняка получен искусственным путем.

Уникальные янтарные образования

"...2. Основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

масса - свыше 1000 граммов;

форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;

целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю..."

Источник:

Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Уникальные янтарные образования" в других словарях:

    драгоценные камни Большой юридический словарь

    Г) алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной 3000 долларов США и более за 1 карат); д) бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты массой 6 каратов и более,… … Официальная терминология

    ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ - по законодательству РФ природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. КД.к. приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством … Юридический словарь

    Драгоценные камни - Драгоценные камни … Википедия

    Официальная терминология

    Стратегическими полезными ископаемыми признаются: 1) горючие полезные ископаемые: а) нефть и нефтеносные сланцы; б) газовый конденсат; в) природный газ, за исключением содержащегося в угольных пластах; 2) рудные полезные ископаемые: уран,… … Официальная терминология

    Драгоценные камни - Природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию - Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Драгоценные камни - (англ. precious stones) по законодательству РФ природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде (ст. 1 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»**). Данный… … Энциклопедия права

Драгоценные камни – это минералы (твердые природные тела, однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов на поверхности или в глубинах Земли, главным образом как составная часть горных пород), обладающие красотой, долговечностью и редкостью.

В минералогии достаточно большое количество наименований камней относится к драгоценным, существуют различные классификации драгоценных камней. Например, известный российский геолог проф. Е.Я. Киевленко разделял драгоценные (ювелирные) камни на 4 порядка: к первому порядку относятся алмаз, изумруд, рубин и синий сапфир; ко второму порядку относятся александрит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, черный опал и благородный жадеит; к третьему порядку относятся шпинель, огненный опал, топаз, турмалин; к четвертому – циркон, бирюза, аметист, лунный и солнечный камень и ряд других наименований. Все классификации ювелирных и поделочных камней относят к драгоценным камням несколько десятков наименований минералов.

В то же время статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон) устанавливает, что к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и приравнивает к ним уникальные янтарные образования.

Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 года № 8: это образцы массой более 1 кг, фантазийной формы с включениями флоры и фауны размером более 1 см. Отнесение уникальных янтарных образований к драгоценным камням осуществляется экспертной Комиссией по уникальным янтарным образованиям при Министерстве финансов Российской Федерации. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.марта 1999 года № 71.

Между тем, отнесение янтаря «с мухами» к драгоценным камням называется «геммологическим недоразумением». А жемчуг и вовсе не является драгоценным камнем, поскольку создается живыми организмами.. В целом же необходимо отметить, что ни наука, ни международная практика вообще не признают закрытого перечня драгоценных камней.

Дело в том, что все перечисленные в Законе цветные камни являются на самом деле драгоценными (имеют высокую стоимость) только в тех случаях, когда имеют соответствующее качество. И только алмазы, даже самые низкокачественные, всегда являются драгоценными. В зарубежных странах и международной торговле (например, Международные правила торговли Международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу, далее – Правила CIBJO) выделяется более сотни наименований камней, которые при определенных условиях становятся драгоценными. Российское же законодательное решение влечёт существование камней «неювелирного качества, но драгоценного наименования».

Кроме того, устанавливая перечень драгоценных камней, закон не указывает, что является сапфиром, что – рубином и т.п. Все термины и определения раскрыты в документах технического регулирования – старых ГОСТах и ТУ (принятых в 1979 – 2002 гг.). Эти документы не соответствуют нормативным стандартам, применяющимся в международной торговле, хотя бы потому, что таких стандартов (кроме как на алмазы) нет. Драгоценность иных, помимо алмазов, камней по-разному определяется различными школами, сформировавшимися в рамках геммологических институтов и торговых организаций. Поэтому за рубежом контрагенты по договору купли-продажи ювелирного камня свободны в определении предмета сделки: является ли им корунд (обычный минерал) или же его наиболее совершенная (драгоценная) разновидность – рубин (красный корунд) или сапфир (синий, фиолетовый, оранжевый или зеленый корунд). В России же понятие драгоценных камней урегулировано нормативно, причем государственное регулирование в этой сфере крайне нечеткое. Например, в Законе о драгоценных металлах и камнях к драгоценным камням относятся все сапфиры, которые в природе встречаются разных цветов. Однако в ТУ 9645-001-45866412-01 «Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки)» указано, что сапфир имеет синий цвет (возможен фиолетовый или зеленый оттенок). Также в Законе сказано, что драгоценным является и обработанный, и необработанный рубин. Но технические условия приняты только в отношении обработанных рубинов.

В связи с этим в правоприменительной практики возникают проблемы. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении лица, пытавшегося продать под видом рубина (с поддельным геммологическим заключением) необработанный корунд. У специалистов возник вопрос, имеется ли в данном случае состав преступления, и если да – то какого: мошенничество (но рубин и корунд – один минерал, не существует «поддельных» рубинов) или незаконный оборот драгоценных камней (но нет определения понятия «необработанный рубин», поэтому неясно, является ли предмет сделки, которую намеревался заключить обвиняемый, драгоценным камнем или нет).

Представляется, что вышеуказанная проблема связана с тем, что российское законодательство исходит из неверного деления камней на драгоценные и полудрагоценные, устаревшего ещё в ХIX веке. Ряд нормативных актов содержит термин «полудрагоценные камни», в то время как зарубежными и международными правилами использование этого понятия строго запрещено, поскольку оно вводит потребителя в заблуждение относительно ценности камня.

Существенным недостатком российского законодательства, приводящим к нарушению прав потребителей изделий из драгоценных камней, следует назвать отсутствие таких понятий, как облагороженные, синтетические, составные, реконструированные камни, камни-имитации. 98% обращающихся в России драгоценных камней являются облагороженными (т.е. их цвет, чистота и иные характеристики улучшены с помощью физического или химического воздействия). Многие крупные камни на самом деле состоят из нескольких, склеенных между собой (составные камни), либо образованы в результате плавления или прессования (реконструированные камни). Потребитель, приобретая изделие, не знает об этом. В то же время, императивным требованием законодательства зарубежных стран о драгоценных камнях и международных торговых правил является информирование покупателя о видах воздействий, которым подвергся приобретаемый им камень.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что насущной потребностью практики оборота драгоценных камней является изменение их законодательного определения. Одним из путей решения данной проблемы могла бы быть коренная ревизия системы нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных камней, с целью исключения норм, регулирующих оборот всех камней, за исключением алмазов, поскольку, как указывалось выше, лишь алмазы всегда являются драгоценными.

При этом необходимо усилить юридические гарантии прав потребителей на рынке изделий с ювелирными камнями. Для определения камней, относящихся к группе ювелирных, можно предложить принять перечень наименований ювелирных камней, аналогичный существующим в международной и зарубежной практике.

Дмитрий Шнигер,
юрист

См., напр.: Смит Г. Драгоценные камни. М., 1984. С. 11 – 14.
См., напр.: Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. М., 1986. С. 31 – 37.
СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.
СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 310.
СПС «Консультант Плюс».
Збойков В. Цветные драгоценные камни в законодательстве России: политика и экономика // Рынок самоцветов. 2007. № 2. С. 8.
См.: Гадиятов В.Г., Гадиятова М.В., Гончарова И.И. Коммерческая геммология. Воронеж, 2007. С. 47 – 57.
В 2008 году был принят новый стандарт на бриллианты (ГОСТ Р 52913-2008).
Например, стандарт ВТО по терминологии и классификации бриллиантов TR 11211 от 15.12.1995.
См.: Идеальный комментарий нелепости российского отраслевого законодательства // Рынок самоцветов. 2007. № 2. С. 12.
Збойков В. Указ. соч. С. 10.
Напр., французский Декрет № 2002-65 от 14.01.2002 «О торговле драгоценными камнями и жемчугом» (см.: Збойков В. Поиск обоснованного компромисса интересов потребителя – производителя – поставщика – государства при построении в России цивилизованного рынка ювелирных камней // Рынок самоцветов. 2008. № 3. С. 12 – 14).
Напр., Правила розничной торговли ювелирными изделиями CIBJO; Руководство по облагораживанию ювелирных камней Американской ассоциации торговли ювелирными камнями [Электронный ресурс] / http://www.agta.org/gemstones/agta-gim.pdf (последнее посещение – 14.08.2010).

  • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
    • Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
    • Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков
    • Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
    • Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
    • Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря
    • Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
    • Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
    • Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков
    • Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
    • Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
    • Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
    • Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
    • Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
    • Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения
    • Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
    • Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения
    • Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения
    • Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
    • Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна
    • Статья 7.19. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа
    • Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
    • Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
    • Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
    • Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
    • Статья 7.23.2. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов
    • Статья 7.23.3. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
    • Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта
    • Статья 7.25. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
    • Статья 7.26. Утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации
    • Статья 7.27. Мелкое хищение
    • Статья 7.27.1. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
    • Статья 7.28. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах
    • Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    • Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона
    • Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
    • Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
    • Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
    • Статья 7.32.4. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися
    • Статья 7.33. Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть музейного фонда Российской Федерации
    • Статья 7.34. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность
    • Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом
  • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
    • Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
    • Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления веществами. разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
    • Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
    • Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
    • Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
    • Статья 8.6. Порча земель
    • Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
    • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
    • Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
    • Статья 8.10. Нарушение требовании по рациональному использованию недр
    • Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
    • Статья 8.12 Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
    • Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
    • Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
    • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
    • Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
    • Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
    • Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
    • Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах. в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
    • Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
    • Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
    • Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
    • Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
    • Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
    • Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
    • Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
    • Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
    • Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
    • Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
    • Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
    • Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
    • Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
    • Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
    • Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
    • Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
    • Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
    • Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
    • Статья 8.36. Нарушение правил переселения акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
    • Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
    • Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
    • Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
    • Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
    • Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
    • Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
    • Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
    • Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
    • Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
    • Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
  • Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
    • Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
    • Статья 9.2. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации
    • Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования
    • Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)
    • Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
    • Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ
    • Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ
    • Статья 9.7. Повреждение электрических сетей
    • Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт
    • Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
    • Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности
    • Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энерго потребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки
    • Статья 9.13 Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
    • Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами
    • Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии
    • Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
    • Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива
    • Статья 9.18. Нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт
    • Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
    • Статья 9.20. Нарушение порядка использования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия
    • Статья 9.21. Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)
    • Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод
    • Статья 9.23. Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
  • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
    • Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками
    • Статья 10.2 Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
    • Статья 10.3. Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала. подкарантинного груза)
    • Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
    • Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
    • Статья 10.5.1. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
    • Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
    • Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных
    • Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
    • Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
    • Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. повреждение мелиоративных систем
    • Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
    • Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
    • Статья 10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений
    • Статья 10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию российской федерации семян сельскохозяйственных растений
  • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
    • Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене
    • Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов
    • Статья 11.3.1. Нарушение требовании авиационной безопасности
    • Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства
    • Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов
    • Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте
    • Статья 11.7. Нарушение правил плавания
    • Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации
    • Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
    • Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном
    • Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
    • Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
    • Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов
    • Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
    • Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения
    • Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов
    • Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси
    • Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу
    • Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности
    • Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования
    • Статья 11.15.1 Нарушение требований в области транспортной безопасности
    • Статья 11.15.2 Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
    • Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
    • Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
    • Статья 11.18. Безбилетный проезд
    • Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа
    • Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
    • Статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов
    • Статья 11.21. Нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги
    • Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха
    • Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
    • Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров
    • Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки
    • Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения
    • Статья 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента
    • Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства российской федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
    • Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров
    • Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса

Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря

Самовольная добыча янтаря, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, утвержденный постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. №8, устанавливает критерии отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням.

Основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

  • масса свыше 1000 граммов;
  • форма разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутри ствольного образования янтаря;
  • целостность относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
  • включения прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
  • цвет разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Оценка отобранных добывающими организациями уникальных янтарных образований производится экспертной комиссией, образуемой Министерством финансов РФ.

Уникальные янтарные образования, отнесенные к драгоценным камням и зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, с учетом физико-химических свойств янтаря (со временем происходящие процессы окисления вызывают изменение химического состава, цвета, повышенную хрупкость) должны храниться в условиях, обеспечивающих наиболее продолжительное время хранения их в неизменном состоянии, и использоваться прежде всего как экспозиционный материал для демонстрации в Алмазном фонде Российской Федерации, на выставках и ярмарках.

Операции с уникальными янтарными образованиями, отнесенными к драгоценным камням, их учет, хранение, транспортировка, составление отчетности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Самовольная добыча янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде без наличия разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

А.Г. ИВАНОВ, соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДВЮИ МВД России, начальник отделения оперативно-розыскной части Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Хабаровскому краю Статья посвящена актуальным проблемам уголовно-правовой охраны драгоценных камней от преступных посягательств. Приводится анализ законодательных норм, регулирующих оборот этих ценностей; особо отмечается несовершенство ряда норм. Подводя итог, автор указывает на необходимость внесения законодателем корректировок в нормативные документы.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


А.Г. ИВАНОВ,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии ДВЮИ МВД России, начальник отделения оперативно-розыскной части Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Хабаровскому краю

Статья посвящена актуальным проблемам уголовно-правовой охраны драгоценных камней от преступных посягательств. Приводится анализ законодательных норм, регулирующих оборот этих ценностей; особо отмечается несовершенство ряда норм. Подводя итог, автор указывает на необходимость внесения законодателем корректировок в нормативные документы.

Ключевые слова: драгоценный камень, янтарные образования, предмет преступления, ювелирное изделие, незаконный оборот драгоценных камней, сертификат, ограненный драгоценный камень.

This clause have actual problems criminally a-right protection of precious stones from criminal encroachments. Also this clause including analysis of the legislative’s norms, which regulating a circulation of this values, where giving the accent on imperfection this norms. Summing up the author specifics necessity of entering by the legislator of updating in the normative documents.

Keywords: precious stone, amber formations, subject of crime, jewel, illegal turnover of precious stones, the certificate, cut precious stone.

Стратегическое значение рынка драгоценных металлов и драгоценных камней для России, крупнейшего в мире продуцента платины и платиноидов, золота, алмазов, изумрудов, александритов, определяется стабильным (в долгосрочной перспективе) поступлением налогов из данной экспортно ориентированной сферы экономики в доходную часть бюджета, а также пополнением золотовалютных резервов Российской Федерации - Золотого запаса, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, Алмазного фонда.

Учитывая огромную экономическую значимость драгоценных камней, представляется, что государство должно обеспечить достойную охрану рассматриваемых ценностей, и прежде всего на правовом уровне. Однако изменение экономических и валютных отношений в стране привело к тому, что нормы уголовного права, предусматривающие наказание за нарушение порядка обращения данных ценностей, перестали быть эффективными в охране их от преступных посягательств. Существование в законодательстве, регулирующем обращение драгоценных камней, большого количества оговорок и противоречий, несоответствие терминов, использованных в нормативных документах, еще раз подчеркивает отсутствие отлаженной нормативно-правовой базы, на которую должны опираться уголовно-правовые нормы, охраняющие эти ценности от преступных посягательств.

Положения ст. 191 УК РФ устанавливают, что наряду с драгоценными металлами в качестве предмета данного преступления выступают природные драгоценные камни.

Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Закон о драгметаллах) определяет перечень камней, которые относятся к категории драгоценных: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

В соответствии с Законом о драгметаллах к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Правительство РФ в постановлении от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» определило, что основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

Масса - свыше 1000 г;

Форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;

Целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80%), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

Включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

Цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Добывающие организации самостоятельно отбирают и представляют экспертной комиссии Министерства финансов РФ уникальные янтарные образования в соответствии с указанными критериями для их оценки и отнесения к драгоценным камням.

После проведения оценки экспертная комиссия принимает решение о признании или непризнании представленных янтарных образований драгоценными камнями. В случае отнесения янтарных образований к категории драгоценных камней на них в установленном комиссией порядке оформляются следующие документы: описание уникального янтарного образования; протокол об отнесении уникальных янтарных образований к драгоценным камням и об их оценке; акт аттестации.

Из приведенных положений законодательства следует, что янтарные образования в качестве драгоценных камней можно рассматривать только после экспертной оценки и при наличии названных документов. Если такие документы имеются, говорить о незаконности оборота рассматриваемых ценностей не имеет смысла, а соответственно, и любые операции с документально подтвержденными янтарными образованиями будут являться правомерными.

При отсутствии указанных документов на янтарные образования нельзя сделать вывод о том, что они отнесены к категории драгоценных камней и на них распространяются правила, установленные Законом о драгметаллах, поэтому нельзя утверждать о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

Следовательно, янтарные образования теоретически можно рассматривать как предмет преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, но практически отнести сделки с янтарными образованиями к незаконному обороту драгоценных камней трудно. Тем не менее в постановлении от 05.01.1999 № 8 определено, что операции с уникальными янтарными образованиями, отнесенными к драгоценным камням, их учет, хранение, транспортировка, составление отчетности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Теперь рассмотрим, как на законодательном уровне регулируется оборот добытых из недр и не прошедших огранку драгоценных камней.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о драгметаллах правом добычи драгоценных камней обладают исключительно организации, получившие специальные разрешения (лицензии). Добытые из недр драгоценные камни являются собственностью субъектов их добычи (п. 4 ст. 2). Добытые или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

1) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 2).

Уникальные драгоценные камни предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти самородки и драгоценные камни (п. 4 ст. 20).

Закон о драгметаллах устанавливает, что драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми данным законом и договорами (п. 3 ст. 20). Не проданные в приоритетном порядке указанным покупателям драгоценные камни могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам (п. 5 ст. 20).

Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод, что необработанные драгоценные камни могут находиться в гражданском обороте у физических лиц. О каком государственном контроле за оборотом рассматриваемых ценностей может идти речь и как в таком случае применять положения ст. 191 УК РФ? В данной ситуации представляется правильным руководствоваться положением п. 2 ст. 20 Закона о драгметаллах, где определено, что «драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении».

Тогда, при отсутствии на драгоценные камни соответствующих документов учета, можно утверждать, что данные ценности находятся в обороте (хранение, сделка, перевозка, пересылка) с нарушением правил, установленных законодательством Российской Федерации, и необходимо квалифицировать данные деяния как преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ.

Так, 6 декабря 2005 г. Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) признал гражданина П. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 191 УК РФ, которое выразилось в незаконном хранении природных алмазов. Гражданин П. хранил в тайнике, оборудованном в месте его временного проживания, похищенные кристаллы необработанных алмазов в количестве 160 штук общей массой 177,8 карата общей стоимостью 74 732,95 долл. США (2 119 172,4 руб.). Никаких документов учета на данные драгоценные камни гражданин П. представить не смог.

Как было сказано выше, при грамматическом толковании норм Закона о драгметаллах допускается нахождение в собственности у физических лиц необработанных природных драгоценных камней, чего нельзя сказать о самородном драгоценном металле, который в соответствии с Законом о драгметаллах должен поступать только на аффинаж предприятиям, определенным законодательством. Данная неурегулированность вызывает определенные трудности на стадии квалификации преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, в частности четкого определения предмета преступного посягательства.

Иначе Закон о драгметаллах подходит к обращению драгоценных камней, непригодных для изготовления ювелирных изделий, относя их к продукции производственно-технического назначения и устанавливая для данной категории ценностей свободный оборот без каких-либо ограничений, предусмотренных данным законом (п. 3 ст. 22).

Основными критериями отнесения драгоценных камней (алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты) к непригодным для изготовления ювелирных изделий, установленными Правительством РФ, являются их размерно-весовые, цветовые и качественные характеристики, а также экономическая целесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности.

Отнесение драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий производится организациями, осуществляющими их первичную классификацию, которые обязаны оформить на указанные камни документы установленного образца (паспорта или сертификаты).

Тогда при отсутствии документов, подтверждающих, что драгоценные камни относятся к категории непригодных для изготовления ювелирных изделий, и каких-либо других документов учета данные ценности необходимо рассматривать как предмет преступного посягательства, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

В действующем законодательстве отсутствует единый нормативный правовой акт, устанавливающий четкие правила обращения драгоценных камней на территории Российской Федерации. Поэтому при определении правомерности оборота данных ценностей необходимо обращаться к ряду норм, закрепленных в различных правовых документах, что вызывает определенные затруднения у правоприменителя.

Одним из таких документов является постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», где в п. 61 устанавливаются правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Данными правилами определено, что продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней. Ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

Однако под действие указанного нормативного акта подпадают только ограненные бриллианты и ограненные изумруды, а регулирование оборота остальных драгоценных камней (рубинов, сапфиров и александритов) не рассматривается. Поэтому приходится обращаться к постановлению Правительства РФ от 05.04.1999 № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них», которое определяет, что сертификации подлежат ограненные драгоценных камни в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 в случае реализации физическим лицам в розничной торговле. Указанный классификатор определяет, что к данной продукции относятся все виды вставок. В постановлении Правительства РФ от 18.06.1999 № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» определено, что клеймению государственным пробирным клеймом подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений. Соответственно, можно утверждать, что к ювелирным вставкам относятся любые ограненные драгоценные камни.

На основании изложенного можно сделать вывод, что к реализации в розничной торговле физическим лицам разрешены только сертифицированные драгоценные камни. Поэтому продажа ограненных драгоценных камней физическим лицам без сертификата на эти драгоценные камни должна расцениваться как сделка с природными драгоценными камнями, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с этим подобные деяния подпадают под состав преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ, а несертифицированные драгоценные камни при этом являются предметом преступления.

Так, 13 июля 2005 г. Якутский городской суд признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК РФ, гражданина Б., который, будучи индивидуальным предпринимателем, осуществлял деятельность по ремонту, изготовлению и реализации ювелирных изделий. Являясь директором ломбарда, он вступил в незаконную сделку, связанную с природными драгоценными камнями - несертифицированными бриллиантами, в нарушение норм Закона о драгметаллах и п. 61 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55), согласно которому продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней. В нарушение постановления Правительства РФ от 05.04.1999 № 372, устанавливающего перечень видов драгоценных камней, подлежащих сертификации в Российской Федерации, согласно которому драгоценные камни подлежат сертификации в случае реализации физическим лицам в розничной торговле, а именно из корыстных побуждений, он, осознавая противоправность своих действий, тем не менее незаконно сбыл данные ограненные несертифицированные бриллианты, изготовленные из природных алмазов, в количестве 98 штук общей массой 2,354 карата общей стоимостью 783,99 долл. США (21 939 руб. 88 коп.). Суд назначил наказание в виде штрафа в сумме 110 000 руб.

Однако некоторые правоведы высказывают иную позицию по вопросу отнесения ограненных драгоценных камней к предмету преступления. Так, М.В. Арзамасцев, К.В. Бессонов и К.В. Михайлов считают, что сертификат драгоценного камня - всего лишь гарантия его качества для покупателя (аналогично пробе изделия из драгоценного металла). Поэтому «отсутствие сертификата само по себе не означает, что драгоценный камень не является ювелирным. Таким образом, предметом незаконного оборота не должны считаться ограненные драгоценные камни, даже если они не включены в состав какого-либо ювелирного изделия и на них отсутствует сертификат. В то же время не ограненные, хотя и прошедшие предварительную механическую обработку камни не могут быть отнесены к ювелирным изделиям, и в случае их незаконного оборота виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности».

Минфин России в своем письме от 06.08.2003 № 23-02-04/752 «Об отнесении изделий к ювелирным» определил, что «ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются лишь в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не подпадают под указанное понятие, они (ограненные камни, в том числе и бриллианты) ювелирными изделиями не являются». Исходя из этого, трудно согласиться с приведенной выше позицией авторов.

Практика также показывает, что ограненные драгоценные камни без сертификата признаются предметом незаконного оборота. Так, 28 января 2008 г. Центральный районный суд г. Хабаровска признал гражданина В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК РФ, которое выразилось в совершении сделки с природными драгоценными камнями в нарушение правил, установленных законодательством. Гражданин В. умышленно совершил сделку путем продажи 18 природных ограненных драгоценных камней (трех изумрудов, трех рубинов, трех сапфиров, девяти бриллиантов) без сертификатов общей стоимостью 333,2 долл. США (8895,24 руб.).

Вышеприведенные положения законодательства регулируют только реализацию драгоценных камней физическим лицам. Правила, регулирующие реализацию драгоценных камней юридическим лицам, а также их хранение и транспортировку, в данных нормативных правовых актах не закреплены. В этой ситуации видится следующий выход: учитывая, что законодатель не относит ограненные драгоценные камни к ювелирным изделиям, их обращение должно осуществляться в соответствии с нормами Закона о драгметаллах, в частности с положением п. 2 ст. 20, где определено, что «драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении». Представляется, что правомерность нахождения в гражданском обороте ограненных драгоценных камней, не относящихся к лому ювелирных изделий, должна подтверждаться наличием сертификата на эти камни, который в обязательном порядке должен выдаваться при законной их покупке. В данном вопросе имеется нюанс: на законодательном уровне порядок отнесения драгоценных камней к лому ювелирных изделий не закреплен, в связи с чем разграничение указанной категории ценностей при квалификации преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, вызывает определенные затруднения. Однако, как показывает экспертная практика, ограненные драгоценные камни со следами закрепок в изделии признаются ломом ювелирных изделий и не относятся к предмету незаконного оборота.

Резюмируя все сказанное выше и учитывая положения приведенных нормативных правовых актов, можно утверждать, что основным критерием отнесения драгоценных камней к предмету незаконного оборота является отсутствие документов учета данных ценностей и сертификата, независимо от наличия либо отсутствия огранки. Однако представляется, что данная позиция законодателя не совсем удачна, так как приводит к либерализации рынка драгоценных камней и ослаблению государственного контроля за обращением ценностей. Более того, такая правовая неурегулированность затрудняет работу правоохранительных органов по выявлению соответствующих экономических преступлений.

Хотелось бы подчеркнуть, что в ранее действовавшем постановлении Правительства РФ от 27.06.1996 № 759 «Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации» порядок оборота рассматриваемых ценностей был четко урегулирован. Данным нормативным актом запрещалась продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам, запрещались сделки с сырыми несортированными природными драгоценными камнями, не допускалось использование природных драгоценных камней в качестве средств платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции. Таким образом, нахождение у физических лиц необработанных и несертифицированных драгоценных камней не допускалось, что вносило определенную ясность при квалификации деяний по ст. 191 УК РФ.

В результате отмены указанного постановления образовалась определенная брешь в правоотношениях, связанных с оборотом драгоценных камней, что вызывает трудности у правоприменителя при отнесении указанных ценностей к предмету незаконного оборота.

Считаем, что для решения изложенных правовых проблем и повышения эффективности правовой охраны драгоценных камней в Закон о драгметаллах следует внести изменения, ограничивающие право физических лиц на владение необработанными и несертифицированными драгоценными камнями, а также ужесточить режим совершения сделок с данными ценностями. Для правильной квалификации преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, на законодательном уровне необходимо закрепить критерии отнесения драгоценных камней к лому ювелирных или бытовых изделий.

Библиография

1 См.: Архив Якутского городского суда. Дело № 1-2018-05г.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 23.11.1998 № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий».

3 См.: Архив Якутского городского суда.

4 Арзамасцев М.В., Бессонов К.В., Михайлов К.В. Валютные преступления (уголовно-правовая характеристика преступлений против установленного порядка обращения валютных ценностей). - Челябинск, 2003. С. 18.

5 См.: Архив Центрального районного суда г. Хабаровска. Дело № 1-353/08.

6 См. постановление Правительства РФ от 24.08.2004 № 433 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”».

Поделитесь статьей с коллегами: