Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения новорожденного. Особенности пищеварительной системы у детей дошкольного и школьного возраста Анатомо физиологические особенности системы пищеварения детей

Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения новорожденного. Особенности пищеварительной системы у детей дошкольного и школьного возраста Анатомо физиологические особенности системы пищеварения детей

Актуальность темы. Органы пищеварения у детей имеют определенные анатомофизиологическое особенности, обусловливающие особенности вскармливания, а также специфику патологии этой системы, которая занимает одно из ведущих мест в заболеваемости как младенцев, так и детей старшего возраста. Знание этих особенностей, а также постепенного созревания системы необходимо врачу при составлении пищевого рациона, при проведении диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов пищеварения у детей разного возраста.

Цель занятия. Изучить возрастные анатомо-физиологические особенности всех отделов системы пищеварения; овладеть методами обследования детей; изучить семиотику заболеваний этой системы.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Анатомо-физиологические особенности полости рта у детей (факторы, которые обеспечивают процесс сосания, особенности слюноотделения у детей).

2. Анатомические особенности пищевода, желудка, сфинктеров желудка, кишечника, слизистой оболочки органов пищеварения, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.

3. Особенности секреторной функции системы пищеварения.

4. Особенности всасывания пищевых ингредиентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды - в разных отделах пищеварительного тракта.

5. эвакуаторной функции пищеварительного тракта у детей раннего возраста.

6. Варианты испражнений, которые зачастую могут наблюдаться у детей разного возраста в норме и при патологии.

7. микрофлоры кишечника в разные возрастные периоды и ее роль.

8. Симптомы и синдромы, чаще всего наблюдается при заболеваниях органов пищеварения.

9. Причины заболеваний органов пищеварения.

10. Лабораторно-инструментальные методы исследования органов пищеварения у детей.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Собрать анамнез у ребенка и его родителей, обращая внимание на вид вскармливания, состав и режим питания, склонность к тем или иным блюдам, состояние аппетита, наследственную предрасположенность к заболеваниям органов пищеварения, жалобы, типичные для поражения этой системы.

2. Провести объективное обследование органов пищеварения у детей разного возраста (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация).

3. Назначить необходимые лабораторно-инструментальные методы исследования и оценить полученные результаты.

4. Определить наиболее частые симптомы и синдромы поражения системы пищеварения у детей.

Основная литература

Чеботарева В Д., Майданников В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - М.: Б. и., 1999. - С. 189-192,387-405.

Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб.: "Издательство Фолиант", 2001. - С. 482-537.

Дополнительная литература

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. - М. - Винница, 2002. - С. 257-325.

Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. - М.: Здоровье, 1994.-Т. 1. - С. 232-235.

Доскин В.Л., Келлер X., Мураенко М.Н., Панкова-Ямпольская PM Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина, 1997..

Вспомогательные материалы

1. анатомофизиологическое особенности системы пищеварения у детей.

2. Состав желудочного сока у детей грудного возраста.

3. Особенности кишечной микрофлоры у детей.

4. Основные методы исследования пищеварительной системы.

5. Методика исследования пищеварительной системы ребенка.

6. Главные синдромы поражения пищеварительной системы у детей.

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей

В эмбриональный период главным является гистиотрофный питания эмбриона (секретом слизистой оболочки матки, материалом желточного пузыря).

С 2-3-го месяца внутриутробного развития начинается гемотрофного питания за счет трансплацентарного транспорта питательных веществ. С 16-20-й недели начинают функционировать собственные органы пищеварения, является началом амниотрофного питания.

В зависимости от формирования отдельных энзимных систем питания плод начинает энтерально получать белок, глюкозу, воду, минеральные соли и др. Темп дифференциации и созревания органов пищеварения быстро увеличивается, однако ко времени рождения еще сохраняется относительная незрелость этой системы. Лактотрофных питания является важнейшим этапом адаптации новорожденного ребенка; оно позволяет разрешить противоречия между очень большими потребностями быстро растущего организма и низкой степенью функционального развития аппарата дистантного пищеварения.

Все отделы пищеварительной системы у новорожденных приспособлены к естественному вскармливанию молоком матери. Ротовая полость у ребенка на +1-м году жизни относительно мала, язык относительно большой, небо уплощенное. Хорошо выражены жировые тела щек, валикообразные утолщение на деснах, поперечные складки на слизистой оболочке губ, которые также имеют большое значение для акта сосания. Слизистая оболочка ротовой полости суховатая, богатая на кровеносные сосуды, очень уязвима. Секрецию слюны обеспечивают поднижнечелюстной, подъязычная, околоушная и многочисленные мелкие железы. В первые 3 мес жизни секреция слюны незначительная, однако под ее влиянием в ротовой полости уже начинается переваривание углеводов и свертывания казеина молока. Пищевод имеет воронкообразную форму, длина его равна половине длины туловища новорожденного (10 см); у подростков достигает 25 см. Желудок у новорожденного ребенка круглый, емкость его 30-35 мл, в возрасте 7-11 лет желудок похож по форме на желудок взрослого, емкость его возрастает до 1020 мл. Двигательная функция желудка состоит из перистальтических движений и периодических змикань и размыканий вратаря. Кислотность и ферментативная активность желез желудка низкая, но 1/3 жира (эмульгированного молочной липазой) гидролизуется в желудке под действием желудочной липазы. В желудке частично гидролизуется белок преимущественно за счет таких протеолитических ферментов, как химозин (ренин, лабфермент, сычужный фермент), гастриксин; всасывается незначительное количество соли, воды, глюкозы. Гистологическая дифференциация желудка продолжается до конца 2-го года жизни.

Поджелудочная железа является главной железой пищеварительного тракта, ее секреция особенно быстро растет после введения прикорма (прикорма) и достигает уровня взрослого человека в возрасте 5 лет. Главные ферменты поджелудочного сока: трипсин, химотрипсин, диастаза, амилаза, липаза, фосфолипаза, инкреторный инсулин.

Печень новорожденного имеет относительно большие размеры, составляет 4-4,4% массы тела, хорошо васкуляризирована, имеет недостаточно развитую соединительную ткань и плохо разграничены дольки, функционально незрелая. Хорошо проявляется функция гликогенутворення и недостаточно - дезинтоксикационная. Печень участвует в процессах пищеварения, кроветворения, кровообращения и обмена веществ. Желчь в первые месяцы жизни ребенка образуется в небольшом количестве, содержит немного желчных кислот (иногда приводит у новорожденных до стеатореи), много воды, муцина, пигментов у новорожденных также много мочевины. Она также содержит больше таурохолевои кислоты, чем гликохолевои, что усиливает ее бактерицидные свойства, стимулирует секрецию поджелудочной железы, усиливает перистальтику толстой кишки.

Кишки ребенка грудного возраста относительно длиннее, чем взрослого, они в 6 раз больше длины ее тела. Слизистая оболочка кишечника нежная, богатая ворсинки, кровеносные сосуды, клеточные элементы. Лимфатические узелки хорошо развиты. Слепая кишка и червеобразный отросток подвижные, нисходящий отдел толстой кишки длиннее, чем восходящий. Прямая кишка относительно длинная, имеет слабо фиксированные слизистую и подслизистую оболочки. Кишки ребенка выполняют пищеварительную, двигательную и всасывающую функции. Кишечный сок менее активен по сравнению с соком взрослого человека, он слабокислые или нейтральную реакцию, затем - щелочную. Содержит ферменты Энтерокиназы, ЩФ, амилазу, лактазу, мальтазу, инвертазу, затем - липазу. Продукты гидролиза, образующиеся в результате полостного (дистантного) и мембранного (пристеночного) пищеварения, всасываются всеми отделами тонкой кишки, в отличие от взрослых. Большое значение в детском возрасте имеет внутриклеточное пищеварение с легким переходом лактоглобулин молока в неизмененном виде в кровь. В толстой кишке всасывается вода, формируются каловые массы, происходит секреция слизи. Особенностью кишок у детей является относительно слабая, но длинная брыжейка, что создает благоприятные условия для развития инвагинации.

Состав желудочного сока у детей грудного возраста

Пищеварительная система у доношенного новорождённого характеризуется относительной функциональной незрелостью.

Характерна малая ёмкость ротовой полости и желудка, незначительное содержание в слюне специфических ферментов, слабая переваривающая способность желудка.

Желудок находится в состоянии физиологического гипертонуса. Кардиальный отдел желудка развит слабо, а пилорический - хорошо, что создаёт предпосылки к возникновению срыгивания при перекармливании и заглатывании ребёнком воздуха. Моторика желудка у новорождённых замедлена, перистальтика вялая. Срок эвакуации пищи из желудка зависит от вида питания. Женское молоко находится в желудке ребёнка 2-3 ч, а адаптированные смеси - 3-4 ч, что свидетельствует о трудностях переваривания последних и необходимости перехода на более редкие кормления. Кислотообразование в желудке новорождённого низкое. Сразу после рождения происходит кратковременное «закисление» (за счёт молочной кислоты) среды желудка (рН=2,0), выполняющее барьерную роль при становлении биоценоза ЖКТ с последующим установлением рН на уровне 4-6.

Функциональные возможности поджелудочной железы ограничены. Липолитическая активность пищеварительных соков обеспечивает липолиз жира грудного молока. Отмечают низкие показатели активности панкреатической амилазы и липазы.

Длина тонкой кишки относительно роста у новорождённых на треть больше, чем у взрослых. Тонкий кишечник - основной орган, принимающий участие в переваривании и всасывании пищи. Активность лактазы в 10 раз выше, чем у взрослых.

Ребёнок рождается со стерильным ЖКТ. Асептическая фаза длится 10-20 ч, затем наступает фаза «заселения»микроорганизмами. Лактобактерии преобладают в верхних отделах ЖКТ. Бифидофлора заселяет кишечник к концу 1-й недели жизни. Нормальный биоценоз и барьерную функцию кишечника поддерживают иммуноглобулины, лизоцим и ряд других защитных факторов материнского молока. В случае перевода ребёнка на искусственное или смешанное вскармливание возрастает представительство кишечной палочки и энтерококков, а количество бифидобактерий снижается. Раннее прикладывание ребёнка к груди делает менее вероятной патологическую колонизацию микробами.

17.АФО мочевыделительной системы новорожденного.

У новорождённых наиболее выражены следующие анатомические и физиологические особенности:

Почки относительно большие, имеют округлую форму, расположены;

Почки имеют дольчатое строение и относительно тонкий корковый слой;

Канальцы и петля Генле относительно короче, просвет их уже, чем у детей более старшего возраста;

Лоханки расположены внутрипочечно;

Существует тесная связь лимфатических сосудов почек и кишечника, что создаёт предпосылки для распространения инфекции из кишечника;

Диаметр мочеточников относительно велик, они изогнуты, мышечные и эластические элементы в стенках мочеточников развиты слабо, часто возникает пузырно-мочеточниковый рефлюкс;

Мочевой пузырь расположен в надлобковой области;

Мочеиспускательный канал относительно короток (особенно у девочек);

Концентрационная функция почек низкая;

Почки не в состоянии экскретировать избыток солей при введении их чрезмерных количеств, что объясняет склонность новорождённых к отёкам;

Экскреция почками воды ограничена;

· ёмкость мочевого пузыря составляет 30 мл, частота мочеиспусканий -20-25/сут, суточный диурез - 250 мл, относительная плотность мочи - 1,005-1,010.

Полость рта у новорожденных детей и детей раннего возраста относительно небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно больших размеров, короткий и широкий. Слизистая оболочка полости рта нежная, богата кровеносными сосудами, имеет яркую окраску. Во рту у ребенка раннего возраста имеются некоторые особенности, способствующие акту сосания. Эти особенности следующие:

1. в толще щек хорошо выражены жировые комки, так называемые подушечки Биша, которые способствуют созданию отрицательного давления в полости рта при акте сосания;

2. вдоль альвеолярных отростков имеется валикообразное утолщение, лучше всего выраженное между участками, где в будущем будут прорезываться клыки;

3. на слизистой оболочке губ имеется поперечные складки.Наличие утолщений и поперечных складок способствует лучшему охватыванию соска при сосании.

Слюнные железы у новорожденного и ребенка первых 3-4 месяца жизни недостаточно дифференцированы. Поэтому слюны выделяется мало, что обуславливает сухость слизистой оболочки полости рта.

Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого, и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, сухая в связи с тем, что слизистые железы почти отсутствуют. Длина его у новорожденного равна 10-11 см, у детей грудного возраста – 12 см, у детей 5 лет – 16 см.

Желудок расположен в левом подреберье и только его выход – пилорус – вблизи срединной линии. До 1 года положение желудка горизонтальное, после 1 года, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. Слизистая оболочка желудка относительно толще, чем у взрослого. Мускулатура желудка развита умеренно, за исключением привратника, где она хорошо развита. Сфинктер входной части желудка недоразвит. Это обстоятельство при слабой мускулатуре желудка способствует частому срыгиванию в грудном возрасте.

Вместимость желудка у доношенного новорожденного составляет 30-35 мл, возрасте 3 месяцев – 100 мл, 1 года – 250 мл. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности.

Кишечник ребенка относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая оболочка кишечника сильно развита, обильно снабжена кровеносными сосудами, богата клеточными элементами, нежна, с большим количеством лимфатических узлов и ворсинок. В то же время слабо развиты подслизистая ткань, мышцы, поперечные складки и несовершенны в строении нервные сплетения. Все это вместе взятое обуславливает легкую ранимость желудочно-кишечного тракта.

Кишечник сразу после рождения стерилен, но спустя несколько часов он уже заселяется разнообразными микробами, попадающими из воздуха, с сосков матери, с предметов ухода.

В различных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Микрофлора кишечника ребенка обусловлена характером вскармливания. Основным микробом кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, являются бифидобактерии. Наряду с ними в небольшом количестве встречаются энтерококки и кишечные палочки.

Продолжительность прохождения пищи через кишечник колеблется в широких пределах: у новорожденных от 4 до 18 часов, у более старших – в среднем около сток. Продолжительность кишечного переваривания при искусственном вскармливании – около 2 суток.

Особенности желудочно-кишечного тракта новорожденного ребенка во многом обусловливают специфику поражений системы пищеварения.

Полость рта относительно мала. Акту сосания способствуют анатомические образования ротовой полости: дубликатура слизистой оболочки полости рта, расположенная вдоль альвеолярных дуг (складка Робена-Мажито), поперечная складчатость губ (валики Лушки-Пфаундлера), скопления жиров в толще щек (жировое тело щеки). Слизистая оболочка ротовой полости хорошо васкуляризирована, несколько суховата вследствие незначительного количества слюны

Слюна новорожденного не играет существенной роли в пищеварении вследствие малого содержания амилазы и практически полного отсутствия муцина и мальтазы. Наиболее богата ферментами слюна околоушных желез, в меньшей степени - слюна подчелюстной и подъязычной желез.

Пищевод достигает 10-12 см в длину и до 8 мм в ширину. Слизистая оболочка пищевода имеет хорошо выраженную складчатость, приводящую к полному смыканию его стенок в состоянии покоя. Физиологические сужения выражены слабо. Вход в желудок зияет. Последнее обусловлено многими причинами, основными из которых являются несовершенство нервного аппарата и особые топографоанатомические взаимоотношения пищевода и желудка в этом периоде.

Иннервация кардиального отдела пищевода осуществляется нейробластами, находящимися в ранней стадии развития, которые слабо обеспечивают замыкание кардиального отверстия. В течение первых месяцев жизни ребенка в пищеводе продолжается дифференцировка нейронов, которая заканчивается только к 20-му году жизни.

Брюшная часть пищевода у новорожденных расположена на 1-2 позвонка выше, чем у детей старшего возраста, слабое развитие слизистой и мышечной оболочек пищевода и кардиальной части желудка приводит к недостаточной выраженности угла Гиса, который образован стенкой брюшной части пищевода и прилегающей к нему стенкой дна желудка. Круговой слой мышц кардиальной части желудка развит слабо. Вследствие этого складка слизистой оболочки, вдающаяся в просвет пищевода и препятствующая обратному выходу пищи из желудка, почти не выражена. Ножки диафрагмы неплотно охватывают пищевод. Все это вместе способствует срыгиванию и рвоте у новорожденных, особенно при повышении внутрижелудочного давления.

Желудок имеет чаще округлую форму. Физиологическая емкость желудка в первые сутки составляет 7-10 см 3 , к 10-му дню достигает 90 см 3 . Установлено, что желудок растет интенсивнее других органов. Увеличение желудка в течение первого года жизни идет преимущественно за счет мышечных волокон. В дальнейшем увеличивается количество эластических волокон в мышечной ткани, что способствует совершенствованию его двигательной функции. У недоношенных отмечается слабое развитие мышц кардиальной части желудка.

Слизистая оболочка желудка относительно толще. Ее площадь составляет около 40-50 см 2 . Становление секреторной функции начинается уже на 8-9-й неделе внутриутробной жизни. К моменту рождения процесс дифференцировки железистого аппарата желудка не завершен.

Переваривающая способность желудка слабая, что определяется недостаточной продукцией соляной кислоты обкладочными клетками слизистой оболочки. рН желудочного содержимого колеблется от 4 до 6. При грудном вскармливании большее количество соляной кислоты могло бы препятствовать усвоению некоторых компонентов молока, например у-глобулинов, часть которых всасывается в кишечнике.

Желудок новорожденного вырабатывает пепсин, катепсин, химозин (сычужный фермент) и липазу. Наибольшее значение имеют катепсин и химозин. Катепсин обладает способностью переваривать белок до пептонов и альбумоз в менее кислой среде, которую имеет желудочное содержимое новорожденного. Химозин створаживает казеин молока. Особенность действия этого фермента - способность давать расщепляющий эффект в слабокислой, нейтральной или даже слабощелочной среде.

Таким образом, желудочное пищеварение у новорожденного осуществляется при слабокислой реакции. Эффективность его определяется специфическими энзимами, характерными для детей первых недель жизни.

Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Общая длина его достигает 330-360 см. Соотношение длины толстой кишки и длины тонкой составляет примерно 1:6, что свидетельствует о роли последней в процессах пищеварения.

Двенадцатиперстная кишка чаще имеет кольцевидную форму. Место ее перехода в тощую находится на уровне Li - Ln . Из-за отсутствия клетчатки в забрюшинном пространстве и слабой связи с другими органами двенадцатиперстная кишка новорожденного отличается значительной подвижностью. Железы слизистой оболочки развиты лучше, чем в остальной части кишечника. В двенадцатиперстной кишке находятся дуоденальные железы. У зрелых новорожденных дуоденальные железы сильно ветвятся и достигают максимального развития. В области впадения желчного протока находится датчик ритма двенадцатиперстной и тонкой кишки. Тонкая кишка новорожденного играет ведущую роль в пищеварении. Всасывательную способность ее увеличивают циркулярные складки слизистой оболочки, которые хорошо выражены и находятся преимущественно в начальном отделе. Слизистая оболочка покрыта ворсинками, общее количество которых почти такое же, как и у взрослых. Между ворсинками, в кишечных криптах, которые у новорожденных в 2 раза глубже, располагаются кишечные железы, вырабатывающие сок. На дне крипт, в большем количестве, чем у взрослых, встречаются энтероциты с ацидофильными гранулами (клетки Панета), выделяющие пищеварительные ферменты. У новорожденного их также обнаруживают и на поверхности ворсинок. Мышечная оболочка тонкой кишки недоразвита и ее продольный слой особенно тонок. Эластический аппарат развит слабо.

Толстая кишка в первые недели жизни вариабельна по форме, размерам и положению. Все отделы толстой кишки выражены к моменту рождения в достаточной степени. Наиболее развитым отделом является сигмовидная кишка, которая характеризуется большой длиной, извилистостью и выраженной подвижностью. Червеобразный отросток иногда является непосредственным продолжением слепой кишки, так как имеет достаточно широкий вход. Последнее способствует хорошей эвакуации его содержимого и объясняет редкость возникновения у новорожденных острого аппендицита.

Процесс пищеварения в неонатальном периоде имеет свои особенности, обусловленные характером пищи и степенью зрелости ферментных систем. Известно, что переваривание пищи происходит в результате полостного и пристеночного расщепления. У новорожденных и детей, находящихся на грудном вскармливании, полостное пищеварение почти не развито, ибо молоко не нуждается в этом способе переваривания. По мере перехода к смешанному и искусственному вскармливанию удельный вес полостного пищеварения повышается.

Низкая активность ферментных систем, а иногда и полное отсутствие ферментов вследствие незрелости ребенка является причиной различных нарушений пищеварения.

В первые 48-72 ч после рождения выделяется меконий, затем «переходный стул», который через 5-7 дней сменяется обычным стулом. Число испражнений определяется составом пищи и индивидуальными особенностями ребенка. В первые 1-2 нед стул бывает до 5-6 раз, затем постепенно урежается до 2-4 раз в сутки.

У новорожденного до первого кормления пищеварительный тракт стерилен. Со 2-3-го дня дистальные отделы кишечника начинают заселяться различной микрофлорой - стрептококками, энтерококками, кишечной палочкой, протеем. С появлением «переходного», а затем обычного стула начинает превалировать при грудном вскармливании Bacillus bifidus , а при вскармливании коровьим молоком - Escherichia coli . Наступает «фаза трансформации» кишечной флоры. Распространение микроорганизмов в верхние отделы кишечника является патологическим процессом. В двенадцатиперстной и тощей кишке бактерий, как правило, немного. Симбионтная флора желудочно- кишечного тракта вырабатывает витамины группы В, способствует синтезу витамина К и является одним из факторов неспецифической защиты организма новорожденного от болезнетворных микроорганизмов.


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

ОМСК - 2010

Учебное пособие «Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей», предназначенное для студентов педиатрического факультета, издается по решению ЦМК Омской государственной медицинской академии и учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Рецензенты: д.м.н., профессор Ю.Г. МУХИНА

Д.м.н. М.А. ЛИВЗАН

Потрохова Е.А., Соботюк Н.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: учебное пособие /Е.А. Потрохова, Н.В. Соботюк// Омск, 2009 – 105 с.

В пособии изложены современные представления о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта у детей. Приведены классификации, освещены вопросы клиники, диагностики, представлены основные группы препаратов, используемых при лечении данной патологии.

1. ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ…………………5

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ………………………………….. 11

3.1 История вопроса……………………………………………….…11

3.2 Эпидемиология…………………………………………………...12

3.3 Этиология и патогенез……………………………………….….13

3.4 Классификация……………………………………….………….19

3.5 Диагностика………………………………………………………21

3.6 Лечение……………………………………………………………28

3.6.1 Коррекция психоневрологических нарушений……………………………………………………28

3.6.2 Диетотерапия………………………………..…………32

3.6.3 Медикаментозная терапия…………………………...37

4. ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ…………………………………………...…65

4.1. Младенческая регургитация………………………………..…65

4.2 Руминационный синдром……………………………………….66

4.3 Синдром циклической рвоты………………………………..…67

4.4 Младенческая колика…………………………………………...70

4.5 Функциональная диарея………………………………………..72

4.6 Младенческая затрудненная дефекация (дисхезия)…………75

4.7 Функциональный запор…………………………………………75

4.8 Аэрофагия…………………………………………………………78

4.9 Функциональная диспепсия……………………………………79

4.10 Синдром раздраженного кишечника………………………...83

4.11 Абдоминальная мигрень………………………………………87

4.12 Функциональная абдоминальная боль……………………...88

4.13 Функциональное недержание кала…………………………..91

5. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА…………………………………………….…95

6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………...97

7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ……………………………….…………98

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….103

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в целом отмечается рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта: в 1999 году болезни органов пищеварения у детей составили 450 случаев на 10000 детского населения, а в 2003 году – 525, у подростков соответственно – 402 и 412. Болезни органов пищеварения относятся к наиболее распространенным заболеваниям детского возраста, занимая по частоте II место. При изучении структуры заболеваемости отмечается, что первое место занимают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Проблема функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта приобретает все большую актуальность, что обусловлено повсеместной распространенностью этой патологии и сопряженными с ней многочисленными проблемами. Каждый второй житель нашей планеты имеет такие нарушения, как функциональная диспепсия, дисфункция желчевыводящих путей, синдром раздраженного кишечника, которые существенно ухудшают качество жизни, ограничивают социальную и трудовую деятельность. Во всем мире на диагностику и лечение функциональных расстройств ЖКТ ежегодно тратятся сотни миллионов долларов. В то же время многие врачи по-прежнему относятся к этой патологии как к несущественной и не требующей лечения.

Диагностика функциональных нарушений часто вызывает значительные трудности у практических врачей, приводя к большому числу ненужных обследований, а главное, к нерациональной терапии. При этом часто приходится сталкиваться не столько с незнанием проблемы, сколько с ее непониманием. В терминологическом плане следует дифференцировать функциональные нарушения и нарушения функции, два созвучных, но несколько различных понятий, теснейшим образом связанных между собой. Нарушение функции того или иного органа может быть связано с любой причиной, в том числе и с органическим его повреждением. Функциональные нарушения, в этом свете, можно рассматривать как частный случай нарушения функции органа, не связанного с органическим его повреждением.

Углубление знаний врача по проблеме функциональной патологии желудочно-кишечного тракта в детском и подростковом возрасте, своевременное и качественное профилактическое и диспансерное наблюдение, лечение с использованием современных схем, смещение акцента оказания помощи гастроэнтерологическим больным на амбулаторно-поликлиническую службу является одним из условий профилактики органических заболеваний желудочно-кишечного тракта в последующие возрастные периоды.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

Формирование органов пищеварения начинается с 3-4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки образуется первичная кишка. На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется, а с 5-й недели эмбрионального периода кишечная трубка разграничивается на два отдела, являющиеся основой для формирования тонкой и толстой кишок. В этот период начинает выделяться желудок - как расширение первичной кишки. Одновременно идет образование слизистой, мышечной и серозной оболочек желудочно-кишечного тракта, в которых формируются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные сплетения, эндокринные клетки.

Зародыш до имплантации в стенку матки питается за счет запасов в цитоплазме яйцеклетки. Эмбрион питается секретами слизистой оболочки матки и материалом желточного мешка (гистотрофный тип питания). Со времени образования плаценты основное значение приобретает гемотрофное (трансплацентарное) питание, обеспечиваемое транспортом питательных веществ из крови матери к плоду через плаценту. Оно играет ведущую роль до рождения ребенка.

В первые недели беременности у плода закладывается эндокринный аппарат желудочно-кишечного тракта и начинается продукция регуляторных пептидов. В процессе внутриутробного развития нарастает число эндокринных клеток, повышается содержание в них регуляторных пептидов (гастрина, секретина, мотилина, гастрального ингибирующего пептида, вазоактивного интестинального пептида, энтероглюкагона, соматостатина, нейротензина и др.). Одновременно повышается реактивность органов-мишеней по отношению к регуляторным пептидам. Во внутриутробном периоде закладываются периферические и центральные механизмы нервной регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта.

У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать уже на 16-20-й неделе внутриутробной жизни. К этому времени выражен глотательный рефлекс, в слюнных железах обнаруживается амилаза, в желудочных - пепсиноген, в тонкой кишке - секретин. Нормальный плод заглатывает большое количество амниотической жидкости, отдельные компоненты которой гидролизуются в кишечнике и всасываются. Не подвергшаяся перевариванию часть содержимого желудка и кишечника идет на образование мекония. С 4-5 месяцев внутриутробного развития начинается деятельность органов пищеварения и совместно с гемотрофным происходит амниотрофное питание. Суточное количество поглощаемой плодом жидкости в последние месяцы беременности может достигать более 1 л. Плод поглощает амниотическую жидкость, содержащую питательные вещества (белки, аминокислоты, глюкозу, витамины, гормоны, соли и др.) и гидролизующие их ферменты. Некоторые ферменты поступают в амниотическую жидкость от плода со слюной и мочой, вторым источником их является плацента, третий источник - организм матери (ферменты через плаценту и, минуя ее, могут поступать в амниотическую жидкость из крови беременной женщины).

Часть питательных веществ всасывается из желудочно-кишечного тракта без предварительного гидролиза (глюкоза, аминокислоты, некоторые димеры, олигомеры и даже полимеры), так как кишечная трубка плода имеет высокую проницаемость, энтероциты плода способны к пиноцитозу. Это важно учитывать при организации питания беременной женщины с целью профилактики аллергических заболеваний. Некоторая часть питательных веществ амниотической жидкости переваривается ее же ферментами, то есть в амниотическом питании плода большую роль играет аутолитический тип пищеварения. Амниотрофное питание типа собственного полостного пищеварения может осуществляться со 2-й половины беременности, когда клетками желудка и поджелудочной железы плода секретируются пепсиноген и липаза, хотя их уровень низкий. Амниотрофное питание и соответствующее ему пищеварение имеют значение не только для поставки питательных веществ в кровь плода, но и как подготовка органов пищеварения к лактотрофному питанию.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот. Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны (в большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей грудного возраста, у детей после года и взрослых - околоушная). Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет. Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая - это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, что обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. Относительно короткий пищевод способствует тому, что часть желудка находится в грудной полости, а часть - в брюшной. В пищеводе имеется 3 физиологических сужения: в области соприкосновения пищевода с задней стенкой левого желудочка (во время эзофагоскопии при прохождении эндоскопа через этот отдел могут наблюдаться различные нарушения ритма сердца); при прохождении через диафрагму; на уровне бифуркации трахеи. Переход пищевода в желудок во все периоды детского возраста расположен на уровне X и XI грудного позвонка.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, отсутствует плотное охватывание пищевода ножками диафрагмы, все эти особенности в сочетании с повышенным интрагастральным давлением объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл. Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них в 2,5 раза меньше желез на 1 килограмм массы тела по сравнению со взрослыми. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и рН желудочного сока (рН желудочного сока в первые 6-12 часов - 1,0-2,0 за счет молочной кислоты, затем очень быстро в течение нескольких дней повышается до 6,0; к концу первой недели – рН 4,0-6,0; к концу 1 года – рН 3,0-4,0; у взрослых рН - 1,5-2,2). Высокий рН желудка, с одной стороны, сохраняет целостность поступаемых с грудным молоком противоинфекционных факторов, в том числе иммуноглобулинов, с другой стороны, приводит к недостаточному расщеплению белков в желудке пепсином (необходимый рН для активности пепсина – 1-1,5), поэтому белки расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка, оптимум действия их - при рН 4-5. Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка, оптимум активности при рН – 4,0-8,0) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку. С возрастом секреторная деятельность желудка увеличивается. Моторика желудка у детей первых месяцев жизни замедлена, перистальтика вялая. Сроки эвакуации пищи из желудка зависят от характера вскармливания. Женское молоко задерживается в желудке 2-3 ч, коровье - 3-4 ч, что свидетельствует о трудностях переваривания последнего.

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. У новорожденных нет сальниковых отростков, ленты ободочной кишки едва заметны, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, аппендикс, поэтому, может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста.Аппендикс короче (4-5 см у новорожденных, у взрослых 9-12 см), имеет большой диаметр входного отверстия, легко дренируется, поэтому у детей раннего возраста аппендицит развивается редко. Брыжейка тонкого кишечника более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинации и другим патологическим процессам. Возникновению инвагинации у детей раннего возраста способствует и слабость илеоцекальной заслонки. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Слабое развитие малого и большого сальников ведет к тому, что инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто осложняется развитием разлитого перитонита. Восходящая часть ободочной кишки у новорожденных короткая, нисходящая часть слабо подвижна. Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если у матери молоко содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также относительно длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно выпадение слизистой оболочки через анальное отверстие. Ампула прямой кишки слабо дифференцирована, жировая клетчатка не развита, вследствие чего ампула плохо фиксирована. Анус у детей расположен боле дорсально, чем у взрослых на расстоянии 20 мм от копчика.

В кишечнике интенсивно происходят процессы пищеварения, представленные 3 типами: внеклеточным (полостным), мембранным (пристеночным) и внутриклеточным. Внеклеточное (полостное) пищеварение осуществляется в полости кишечника, куда выделяются ферменты из крупных и мелких пищевых желёз; мембранное (пристеночное) пищеварение осуществляется в пространстве собственно ферментами энтероцитов, а также ферментами панкреатического происхождения, абсорбированными различными слоями гликокаликса; внутриклеточное пищеварение осуществляется в специальных вакуолях цитоплазмы эпителия с помощью пиноцитоза. У детей первого года жизни имеет место низкая активность полостного и высокая активность мембранного и внутриклеточного процессов пищеварения.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых (энтерокиназа, щелочная фосфатаза, липаза, эрипсин, амилаза, мальтаза, лактаза, нуклеаза и др.), но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН - щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50% расщепляются под влиянием липазы материнского молока. Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока. Процессы гниения в кишечнике у здоровых детей грудного возраста не происходят. Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи. Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи). В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах - антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных - от 4 до 18 ч, у более старших - около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется. Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Для новорожденного в первые 7 дней после рождения характерна физиологическая диспепсия (физиологический катар кишечника). Первый акт дефекации характеризуется выделением первородного кала, или мекония, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем по мере заселения кишечника разнообразной микрофлорой происходит учащение стула до 5 раз, испражнения становятся жидковатыми, пенистыми с обильным смачиванием пеленок (переходный стул). К 7-му дню устанавливается нормальный микробный пейзаж и появляется молочный стул – горчицеобразный, тестоватой консистенции с кисловатым запахом от 1 до 4-5 раз в сутки. В более старшем возрасте стул становится оформленным, 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой, при этом выделяют 3 этапа: 1 - (асептический)- длится 10-20 часов с момента рождения; 2 - (заселение) - 2-4 дня; 3 - (стабилизация) - 1-1,5 месяца. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее.

Функции микрофлоры

· Защитная - барьер против микробной контаминации, снижение проницаемости слизистой оболочки кишки для макромалекул

· Иммунная - стимуляция созревания лимфоидного аппарата кишечника, созревания фагоцитов.

· Метаболическая

· Синтез витаминов группы В, К

· Обмен железа, желчных кислот, участие в липидном и углеводном обменах

· Пищеварительное расщепление углеводов, синтез ферментов, пристеночное пищеварение, регуляция всасываемости, стимуляция моторики желудочно-кишечного тракта.

Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве - кишечная палочка. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4% массы тела (у взрослых - 2% массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также больше содержит таурохолевой, чем гликохолевой кислоты. Важно отметить, что таурохолевая кислота является антисептиком. Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Таким образом, система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.