Взносы на омс работающего населения. Общие вопросы начисления и уплаты страховых взносов

Взносы на омс работающего населения. Общие вопросы начисления и уплаты страховых взносов

До недавнего времени в системе ОМС аккумулировалось в среднем не более трети государственных средств, направляемых на здравоохранение. В последние годы ситуация начала меняться. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения составила в 2004 году в среднем по регионам страны 48%. Но значение этого показателя для разных субъектов РФ варьирует от 16% (Коми-Пермяцкий АО, Республика Тыва) до 94% (Самарская область).

По данным Федерального фонда ОМС, из общего числа застрахованных по ОМС граждан на начало 2004 года работающие составили 40,6%, неработающие - соответственно 59,4%3.

Медицинское страхование работающего населения осуществляется за счет налоговых поступлений (единого социального налога, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога), которые достигли в 2004 году 115,3 млрд. руб. Страховые взносы на ОМС неработающего населения производятся из бюджета субъекта РФ и из местных бюджетов; в 2004 году они составили 56,9 млрд. руб. Бюджетные источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году.

Согласно действующему закону о медицинском страховании, страхователями неработающего населения могут выступать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Соответственно взносы на страхование неработающего населения могут производиться из региональных и местных бюджетов. В 2004 году в 51 субъекте РФ и в г. Байконур страховые взносы на ОМС неработающего населения осуществлялись из регионального бюджета, в 24 субъектах РФ - как из регионального, так и из местных бюджетов, а в 13 субъектах РФ - только из местных бюджетов. Таким образом, в большинстве регионов страхователями по ОМС неработающих граждан выступают уже только региональные органы власти. Поэтому предусмотренная новым законодательством о разграничении полномочий передача с 2006 года функции организации ОМС неработающих граждан в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ закрепляет для большинства из них уже сложившееся положение.

В 2004 году в 32 субъектах РФ в финансировании расходов на оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам участвовал также Пенсионный Фонд Российской Федерации. Дополнительное финансирование составило 6,5 млрд. рублей, из расчета 580 рублей на 1 пенсионера.

  1. Финансирование здравоохранения Красноярского края.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

    средства бюджетов всех уровней;

    средства системы обязательного медицинского страхования;

    средства, полученные от оказания платных услуг;

    иные поступления.

Рисунок 5. Структура финансирования здравоохранения Красноярского края 2004 г.

Всего в 2004 году здравоохранение Красноярского края получило 11238,2 млн. рублей финансовых средств.

За счет средств бюджета получено 5431,3 млн. рублей, без учета платежей за неработающее население - 2184,9 млн. рублей.

Фактически доходная часть бюджета Фонда ОМС исполнена на сумму 5 358,0 млн. рублей, что составляет 101,8% от утвержденной суммы и 122,9% по отношению к 2003 году.

Основную часть поступлений средств ОМС составили налоговые доходы 52,3% и неналоговые доходы 42,5 процентов. Доля безвозмездных поступлений составляет 5,3%, которые включают в себя субвенции Федерального фонда ОМС - 1,0 процент и средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 4,3 процентов.


Рисунок 6. Поступления в бюджет Красноярского краевого фонда ОМС в 2004 г.

Основную долю налоговых доходов в бюджете Фонда составил единый социальный налог (далее – ЕСН) - 96,5 процентов.

В 2004 году поступления от ЕСН составили 2 704,0 млн. рублей или 102,6% от утвержденной суммы. По сравнению с 2003 годом сумма поступления ЕСН увеличилась на 375,2 млн.рублей или на 16,1 процентов. Это связано с увеличением фонда заработной платы в целом по краю на 16,3% (данные Госкомстата).

Основная часть ЕСН поступила от налогоплательщиков г. Красноярска - 38,2%, г. Норильска - 21,0%, г. Ачинска - 4,0% и г. Железногорска - 3,9 процентов.

Всего в 2004 году в бюджет Фонда поступило страховых взносов на ОМС неработающего населения, с учетом недоимки на 2 184,9 млн.рублей или 100% от суммы, утвержденной по бюджету. По сравнению с 2003 годом поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения увеличилось на 22,5 процентов.

Размер безвозмездных поступлений на 2004 год предусмотрен в сумме 267,7 млн. рублей, фактическое исполнение составило 282,7 млн. рублей или 105,6 процентов. Безвозмездные поступления получены от государственных внебюджетных фондов, в том числе:

    54,0 млн. рублей средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые направляются на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. Краевым Фондом сумма субвенций в полном объеме направлена на финансирование Программы ОМС;

    228,6 млн. рублей средства Пенсионного фонда Российской Федерации из расчета 580 руб. на выверенную численность 394 232 человек.

Кроме этого, здравоохранение края получило дополнительные средства в размере 608,2 млн.рублей:

    за счет оказания платных услуг – 594,1 млн. рублей;

    других источников -13,9 млн. рублей;

    спонсорской помощи - 1,6 млн. рублей;

    благотворительных пожертвований - 12,2 млн. рублей.

Консолидированные расходы на здравоохранение за счет всех источников в 2004 году составили 11238,2 млн. рублей.

Таблица 2

Структура финансирования здравоохранения Красноярского края

Источники финансирования

К бюджету края (проценты)

абсолютная сумма, млн. руб.

абсолютная сумма, млн. руб.

абсолютная сумма, млн. руб.

абсолютная сумма, млн. руб.

абсолютная сумма, млн. руб.

1.Бюджетные средства,

Федеральный бюджет

Краевой бюджет

в т.ч. платежи за неработающее население

Муниципальный бюджет

2. Внебюджетные фонды

3. Консолидированный бюджет

4. Доходы от платных услуг

5. Другие источники

6. Всего расходов

7. Бюджет края (всего)

В сопоставимых ценах

Подушевой норматив в действующих ценах, руб.

Подушевой норматив в сопоставимых ценах, руб.

Рост расходов на здравоохранение на 27,1% по отношению к финансированию 2003 года обусловлен увеличением заработной платы медицинских работников на 1,33 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ и индексацией статей затрат. В сопоставимых ценах рост объемов финансирования составил всего 14,9 процентов.

Расходы на одного жителя в 2004 году по программе государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи (ПГГ) в 2004 году составили 3622,6 рубля, что почти в 2,5 раза выше, чем в 1999 году. В сопоставимых ценах расходы на одного жителя в 2004 году на 64,5 рубля выше по сравнению с 1999 годом.

Размер финансирования здравоохранения в отношении к бюджету края на протяжении последних пяти лет колебался от 16,7% в 2001 году до 25,5 % в 2000 году, в 2004 году составил 19,9 процентов.

По источникам финансирования ведущее место занимают средства бюджета и средства внебюджетного фонда ОМС - 94,6 процентов.

Роль других источников формирования ресурсной базы незначительна - 5,5 % от всех расходов на здравоохранение: 5,3% от оказания платных услуг и 0,2% за счет других источников.

ПГГ в 2004 году реализована за счет средств бюджета края и средств ОМС в размере 10559,6 млн. рублей против утвержденной стоимости ПГГ 9632,3 млн. рублей на 109,6%, что связано с корректировкой муниципальных бюджетов в IV квартале 2004 года.


Рисунок 7. Структура финансирования здравоохранения Красноярского края по видам медицинской помощи в 2004 г. по ПГГ

За счет средств ОМС финансируются учреждения, виды и профили медицинской помощи, определенные ПГГ, в части расходов на выплату заработной платы, медицинских расходов, расходов на питание, мягкий инвентарь и прочие мероприятия, утвержденные в установленном порядке. В 2004 году на эти цели направлено 49,2% (5198,9 млн. рублей) всех финансовых средств Программы государственных гарантий.

За счет средств бюджета финансируются социально-значимые учреждения, профили медицинской деятельности, прочие учреждения, затраты на поддержание системы здравоохранения, расходы на хозяйственное содержание учреждений здравоохранения. Из бюджета профинансировано 50,8% расходов (5360,7 млн.рублей) Программы государственных гарантий, в том числе 31,4% на содержание ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования.


Рисунок 8. Источники финансирования здравоохранения Красноярского края в 2004 г. по ПГГ

По структуре финансовых расходов 60,6% приходится на фонд оплаты труда с начислениями на него, 13,5% расходуется на приобретение медикаментов, 7,6% на оплату коммунальных услуг, 4,1% - на питание больных, 10,0% - на содержание помещений и другие хозяйственные нужды, капитальные расходы в 2004 году составили 4,2 процентов.

За счет средств бюджетов всех уровней на оплату труда приходится 45,9% всех средств, 16,4% - на оплату коммунальных услуг, 11,9% на медицинские расходы, 10,0% - на прочие расходы, связанные с содержанием зданий и помещений, 9,0% - на капитальные расходы.

В общем объеме финансирования в системе ОМС расходы на оплату труда медицинским работникам составили 58,0%, начисления на оплату труда - 19,7%, расходы на «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» составили 16,5%, «Продукты питания» - 5,0 процентов.

Расходы по «Оплате труда» составили 2 966,7 млн. рублей, в сравнении с 2003 годом данные расходы увеличились на 28,8 процентов.


Рисунок 9. Структура финансирования здравоохранения Красноярского края в 2004 г. по статьям расходов ПГГ за счет средств бюджетов всех уровней

Затраты по статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» составили 844,9 млн. рублей и увеличились в сравнении с 2003 годом на 8,1 процентов. Расходы на «Продукты питания» составили 255,2 млн. рублей, или 96,6% к 2003 году.


Рисунок 10. Структура финансирования здравоохранения Красноярского края в 2004 г. по статьям расходов ПГГ за счет средств ОМС

Стационарная помощь

С первого февраля 2004 года проиндексированы в 1,16 раза тарифы на медицинские услуги в части расходов на «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» и «Продукты питания» в связи с увеличением доходной части бюджета Фонда за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В результате проведенной работы по конкурсному отбору оптовых поставщиков в медицинских учреждениях удалось снизить закупочные цены на приобретение продуктов питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения на 14 процентов.

Расходы на финансирование стационарной помощи составили 5204,3 млн. рублей, в системе ОМС - 3 028,3 млн. рублей или 49,3% от общей стоимости медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

В 2004 году произошло смещение объемов финансирования стационарной помощи в сторону развития стационаро-замещающих технологий и амбулаторно-поликлинического звена, как менее затратных. По сравнению с 2003 годом доля стационарной помощи в общем объеме финансирования снизилась на 1,4 процентов.

В системе ОМС 40,0% стационарной медицинской помощи оказывается медицинскими учреждениями городского уровня на сумму 1 228,2 млн. рублей, 34,0% - медицинскими учреждениями клинического уровня на 1 017,8 млн. рублей, 26,0% оказывается центральными районными и участковыми больницами.

Фактические затраты на 1 койко-день составляют 512,4 рубля, в системе ОМС - 430,1 рублей.

Стоимость медикаментов на 1 койко–день составила 84,3 рубля, в системе ОМС - 91,1 рублей, стоимость продуктов питания - 38,2 и 34,6 рублей соответственно. Анализ затрат по уровням оказания медицинской помощи в ОМС показал, что стоимость 1 койко-дня и стоимость медикаментов на 1 койко-день самая высокая в клинических больницах и составляет 499,6 рублей и 140,1 рублей соответственно.

Амбулаторно-поликлиническая помощь

Расходы на финансирование амбулаторно-поликлинической помощи составили 2729,4 млн. рублей, в ОМС - 1 787,7 млн. рублей или 25,8% от общей стоимости медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий. Стоимость одного посещения и медикаментов на 1 посещение составила 7,42 рубля и 6,7 рубля соответственно.

Стационарозамещающая помощь

Расходы на финансирование стационарозамещающей помощи составили 105,5 млн. рублей, в ОМС - 68,7 млн. рублей или 1,0% от общей стоимости медицинской помощи, оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

В течение ряда лет проводится смещение объемов стационарной медицинской помощи в сторону развития стационарозамещающих технологий, как менее затратных, путем принятия организационных мер перераспределения потоков больных, уменьшения коечного фонда в круглосуточных стационарах.

Фактическая средняя стоимость 1 дня пребывания в дневных стационарах составила 178,0 рублей, в ОМС - 169,5 рублей. Стоимость медикаментов на 1 день пребывания составила 51,21 рубля и 61,0 рубля соответственно.

Скорая помощь

Расходы на финансирование скорой помощи составили 528,9 млн. рублей, в ОМС - 222,1 млн. рублей или 5,0% от общей стоимости медицинской помощи оказанной в рамках Программы государственных гарантий.

Расходы на 1 вызов составили 429,45 рублей и 333,1 рублей в ОМС. Стоимость медикаментов на 1 вызов составила 10,95 и 11,8 руб. соответственно.

Дополнительные средства, поступившие в медицинские учреждения в качестве оплаты медицинских услуг по возросшему тарифу, использованы на улучшение обеспечения лечебно-диагностического процесса, на оказание отдельных дорогостоящих высокотехнологичных и плановых видов медицинской помощи, в том числе на имплантацию искусственного водителя ритма (ЭКС), эндопротезирование тазобедренного сустава, экстракцию катаракты с имплантацией интроакулярной линзы (ИОЛ).

В 2004 году было пролечено 236 018 неработающих пенсионеров по старости, из них 3 304 пенсионера получили адресную высокотехнологичную медицинскую помощь. На оплату медицинской помощи, оказанной пенсионерам по старости, направлено 601,9 млн. рублей, в том числе на:

    стационарную помощь - 420,1 млн. рублей;

    амбулаторно-поликлиническую - 173,7 млн. рублей;

    стационарозамещающую - 8,0 млн. рублей.

На адресную высокотехнологичную медицинскую помощь направлено 17,1 млн. рублей.

Выполнение программы оказания адресной высокотехнологичной медицинской помощи неработающим пенсионерам по старости позволило в отчетном году: ликвидировать очередь на лечение катаракты, лечение хронической легочной обструкции с применением нейбулазерной терапии; уменьшить очередь на имплантацию искусственного водителя ритма и эндопротезирование тазобедренного сустава, реально повысить возможность сельских жителей получить высокотехнологичные виды медицинской помощи.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи с 1 сентября 2004 года жители края, страдающие заболеваниями, при которых постановлением Правительства от 30.07.94 №890 определены льготы по лекарственному обеспечению, получали лекарственную помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2004 году на финансирование расходов по льготному лекарственному обеспечению направлено 25,3 млн. рублей.

За сентябрь - декабрь 2004 года оплачено 76 692 рецепта, 30 142 человека воспользовались правом на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях.


Рисунок 11. Структура доходов от платных услуг в 2004 г.

Одним из источников ресурсной базы здравоохранения являются платные услуги, которые в 2004 году вместе с ДМС составили 594,1 млн. руб. (в 2003 г - 493,2 млн. руб.) или 5,3% от всех расходов на здравоохранение края (в 2003 г - 5,6%), в том числе доходы по добровольному медицинскому страхованию - 11,9 млн. руб. (в 2003 г - 15,1 млн. руб.).

К уровню 2003 г. стоимостной объем платных услуг увеличился в 1,2 раза, в то время как доход по ДМС уменьшился на 21,2 процентов. Снижение доходов по ДМС объясняется упорядочением правил предоставления данного вида платных услуг.

Таблица 3

Финансирование целевых программ на территории Красноярского края

в 1998-2004 г.г.

Годы реализации целевых программ

Уровни бюджета

федеральный бюджет

краевой бюджет

местные бюджеты территорий края

утверждено

финансирование

% финансирования

утверждено

финансирование

% финансирования

утверждено

финансирование

% финансирования

утверждено

финансирование

% финансирования

за период 1998-2002

утверждено

финансирование

% финансирования

утверждено

финансирование

% финансирования

Основной удельный вес в платных услугах 2004 г. приходится на медосвидетельствования (29,0%), терапевтическую и ортопедическую стоматологическую помощь (20,0%), лабораторные исследования (9,0%), услуги нарколога (6,0%), консультации специалистов (3,0%), операции (2,0%), функциональные исследования (2,0%), УЗИ (2,0%), процедуры (1,0%). Прочие доходы (27,0%) - это услуги дерматолога, психолога, физиопроцедуры, прививки, контактная коррекция зрения, иглорефлексотерапия, нетрадиционная медицина, лазеротерапия, сервисные услуги и т.д.

Отдельные направления охраны и поддержания здоровья населения Красноярского края финансируются путем реализации целевых медицинских программ. Так, в 2004 году за счет бюджетов всех уровней получено 333,1 млн. рублей.

В 2004 году на реализацию мероприятий федеральных программ здравоохранения поступило 70,6 млн. руб.

В последние годы прослеживается изменение ситуации по финансированию целевых программ из средств федерального бюджета. В 2004 году на реализацию мероприятий федеральных программ здравоохранения поступило 70,6 млн. рублей. Этот показатель на 0,7% превышает уровень 2003 года, на 33,0% - уровень 2002 года.

Значительно увеличены по сравнению с 2003 годом поставки сахароснижающих препаратов в рамках программы «Сахарный диабет» и вакцины в рамках программы «Вакцинопрофилактика». Существенно снижены объемы поставок в рамках программ: «Анти-СПИД», «Дети-инвалиды», «Здоровый ребенок», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России». Не выделены средства на финансирование программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ».

По программе «Анти – СПИД» получены, диагностические тест-системы и лекарственные препараты на сумму 2,7 млн. рублей (ниже уровня поставок 2003 года в 3,1 раза).

По программе «Здоровый ребенок» произведены поставки лечебного питания, витаминов, контрацептивов, санитарного автотранспорта, оборудования, методических пособий для врачей и лекарственных средств на сумму 3,0 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,8 раза).

По программе «Дети-инвалиды» получены слуховые аппараты 0,17 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,6 раза).

По программе «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» произведена поставка противотуберкулезных препаратов на сумму 21,9 млн. рублей (ниже уровня 2003 года в 0,8 раза).

В рамках программы «Вакцинопрофилактика» поступили вакцины и иммунобиологические препараты на сумму 35,0 млн. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2003 года.

По программе «Сахарный диабет» получены инсулины на сумму 7,7 млн. рублей, что превышает поставки 2003 года в 1,1 раза.

На 2004 год утверждено финансирование краевых целевых программ в размере 180737,0 тыс. руб., в том числе по здравоохранению 177709,0 тыс. рублей, по образованию - 1158,0 тыс. рублей, межведомственные программы - 1870,0 тыс. рублей. Краевые целевые программы освоены в размере 177254,0 тыс.рублей, на 98,1% от утвержденных сумм.

Программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае» на 2002-2004 годы запланирована в объеме 232379 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено финансирование в размере 53274,0 тыс. рублей (22,9%). Реально программа профинансирована на 65,0% от утвержденных средств по бюджету (34642,1 тыс. рублей), в том числе освоено 24139,3 тыс. рублей, или 45,3 процентов.

За 2004 год программа профинансирована и освоена на 99,6% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, в размере 12805,4 тыс. рублей. Приобретено оборудование, лекарственные препараты для службы охраны материнства и детства края. Это позволило обеспечить более 4000 беременных противоанемическим лечением, выявить и элиминировать 69 плодов с врожденными пороками развития и хромосомными заболеваниями.

Введение нового оборудования (фетальные кардиомониторы, наборы для первичной реанимации новорожденных) позволило улучшить медицинскую помощь беременным женщинам и новорожденным в сельских территориях края. С приобретением нового автомобиля увеличилась доступность специализированной помощи новорожденным детям специалистами бригады реаниматологов РКЦ краевой детской больницы. Более 400 новорожденных транспортированы из родильных домов г. Красноярска и близлежащих территорий в реанимационное отделение КДБ. Раздача контрацептивов женщинам группы социального риска снизила среди них вероятность заражения венерическими заболеваниями и число абортов (на 7,0%).

По межведомственной краевой целевой программе «Отдых и оздоровление детей и подростков Красноярского края», принятой на 2004 год в размере 87,7 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено 64,8 тыс. рублей. Краевым центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями проведены медицинские осмотры сотрудников краевых профильных лагерей на сумму 64,8 тыс. руб., что позволило обеспечить выполнение действующего законодательства при трудоустройстве в детские оздоровительные учреждения.

Программа «Стабилизация и развитие здравоохранения Красноярского края» на 2002-2004 годы утверждена в объеме 692287 тыс. рублей. За период реализации в краевом бюджете утверждено финансирование в размере 240273 тыс. рублей, - 34,7 процентов. Профинансирована программа на 82,2% от утвержденных средств по бюджету (197409,8 тыс. рублей), освоено 174355,0 тыс. рублей, или 72,6 процентов.

За 2004 год программа профинансирована и освоена на 97,8% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, в размере 84850,4 тыс. рублей.

В рамках реализации краевой целевой программы «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Красноярском крае» в 2004 году приобретено современных противотуберкулезных препаратов на сумму 35000,0 тыс. рублей. Применение современных противотуберкулезных препаратов и препаратов сопроводительной терапии позволили улучшить качество медицинской помощи больным туберкулезом, улучшить эпидемические показатели по туберкулезу.

Приобретены 25 санитарных автомобилей для муниципальных учреждений здравоохранения на сумму 5400,0 тыс. руб., оборудование для врачебных амбулаторий края на сумму 10226,1 тыс. руб., стандартные наборы оборудования и рабочие места стоматологов для участковых больниц края на сумму 9525,8 тыс. рублей. Это позволило увеличить доступность медицинской помощи сельскому населению края, улучшить оказание первичной медико-санитарной помощи для жителей наиболее отдаленных и труднодоступных территорий края, а также позволит в дальнейшем развивать в данных учреждениях здравоохранения общеврачебные практики.

За счет средств краевой целевой программы «Вакцинопрофилактика» в 2004 году осуществлялись закупки вакцин против сибирской язвы, краснухи, гемофильной инфекции, вирусных гепатитов А и В, гриппа, туберкулина, лечебных сывороток и бактериофагов на сумму 12230,2 тыс. рублей, что позволило снизить уровень заболеваемости, инвалидизации и смертности детского и взрослого населения от инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики. Программа освоена и профинансирована на 99,7 процентов. Мероприятия в рамках реализации программы «Вакцинопрофилактика» позволили: стабилизировать заболеваемость вирусным гепатитом В; предупреждать вспышечную заболеваемость детей в очагах вирусного гепатита А, гемофильной инфекции; обеспечить 100% охват детей в возрасте 13 лет иммунизацией против клещевого энцефалита, вакцинацией против гриппа медицинских работников, оказывающих помощь больным гриппом; предотвратить заболеваемость бешенством при укусах животными.

По краевой целевой программе «Анти-СПИД» в 2004 году приобретены противовирусные препараты на сумму 9524,5 тыс. рублей, от утвержденных ассигнований в краевом бюджете освоено 94,9% средств. Темп прироста заболеваемости ВИЧ-инфекцией снизился на 30%. Об опасности заражения и мерах предупреждения ВИЧ-инфекции информировано 39,2% детского населения, 63,3% подростков, 10,8% взрослого населения. На 42,8% профинансировано проведение первичного скрининга населения, на 100% - подтверждающая диагностика ВИЧ-инфекции и профилактика всем нуждающимся из числа беременных и новорожденных.

По краевой целевой программе «Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2004 год предусмотрены средства в размере 8850,0 тыс. рублей, в краевом бюджете утверждено 8800,8 тыс.рублей, профинансировано и освоено 8641,5 тыс.рублей (98,2%). В 2004 году приобретены медикаменты для лечения больных наркоманией, химические реактивы для определения наркотических средств в биологических средах человека на сумму 949,1 тыс. рублей. Закуплено оборудование на сумму 3714,5 тыс. рублей, оплачены работы по проведению капитального ремонта помещений краевого государственного учреждения здравоохранения «Краевой наркологический диспансер» на сумму 2979,0 тыс. рублей. Это позволило привести в соответствие с требованиями санитарных норм и правил помещения краевого наркологического диспансера, повысить качество диагностики состояний наркотического и алкогольного опьянения, расширить спектр идентифицируемых наркотических средств и психотропных веществ, внедрить в лечебный процесс реабилитационные программы.

По межведомственной краевой целевой программе «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» в 2004 году выделено 240,0 тыс. рублей. На данные средства приобретено 270 комплектов кало-мочеприемников для 111 больных со «стомой», что позволило улучшить качество жизни 47 жителей г. Красноярска и 65 жителей Красноярского края.

По межведомственной краевой целевой программе «Старшее поколение» на 2002-2005 годы запланировано 10045,0 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 3000,0 тыс. рублей. За весь период реализации программа профинансирована на 97,8% (2934,2 тыс. рублей). В 2004 году программа профинансирована на 99,6% от средств, предусмотренных в краевом бюджете, из них освоено 93,4 процентов. В отчетном году приобретены современные средства и изделия медицинского назначения для пациентов, находящихся на стационарном лечении в КГУЗ «Краевой госпиталь для ветеранов войн» на сумму 934,2 тыс. рублей.

По межведомственной краевой целевой программе «Дети - сироты» на 2002-2004 годы предусмотрено 2150,0 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 1070,0 тыс. рублей. За весь период реализации программа профинансирована на 50,8% (543,4 тыс. рублей), средства освоены полностью - приобретена оргтехника для МУЗ «Канский дом ребенка» и КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Сосновоборска». Приобретение диагностического и коррекционного оборудования для КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Сосновоборска» и КГУЗ «Краевой специализированный дом ребенка г. Минусинска» позволило создать условия для расширения кругозора у детей, находящихся в закрытых детских учреждениях и лишенных заботы родителей. В процесс воспитания и лечения внедрены методы по развитию психических способностей и мелкой моторики у детей с нервной и психической патологией; методы по развитию и укреплению костно-мышечного аппарата для лечения и профилактики сколиоза и плоскостопия у детей с нейро-ортопедической патологией.

По межведомственной краевой целевой программе «Дети - инвалиды» на 2003-2005 годы предусмотрено 37373,3 тыс. рублей, утверждено финансирование в размере 630,0 тыс. рублей. За период реализации в 2003-2004 годах программа профинансирована на 82,0% (516,8 тыс. рублей), средства освоены полностью, приобретено оборудование для реабилитационного центра для детей-инвалидов КГУЗ «Красноярская краевая детская больница». Внедрены новые методики по развитию двигательных навыков у детей (умение держать голову, переворачиваться, ползать, вставать, ходить), физических функций (памяти, внимания, мышления), социальных навыков (умение держать ложку, ручку, одеваться и т.д.), учебных навыков. В 2004 году в краевом реабилитационном центре получили реабилитацию 646 детей: 463 ребенка с заболеваниями центральной нервной системы (детский церебральный паралич, последствия черепномозговых и неонатальных травм и т.д.) и 183 ребенка с нейро-ортопедической патологией. Дети из территорий края составили 48% от всех пролеченных, 52% проживали в г. Красноярске. Эффективность реабилитации составила 98,8% (в 2003 г. - 97,7%, в 2002 г. - 95,8%).

В рамках целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности учреждений здравоохранения Красноярского края» на 2004 год утверждено 46981,2 тыс. рублей, профинансировано и освоено 46902,3 тыс. рублей (99,8%). Приобретено оборудование для краевых учреждений здравоохранения на сумму 19 049,7 тыс. рублей, оборудование для муниципальных учреждений здравоохранения на 21 579,1 тыс. рублей, оплачены работы по проведению капитального ремонта помещений краевых учреждений здравоохранения на сумму 6273,5 тыс. рублей. Вложение средств позволило улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, сделать более доступной специализированную медицинскую помощь для жителей Красноярского края.

Муниципальные бюджеты городов и районов Красноярского края также финансируют целевые программы здравоохранения. За 2004 год на данные цели израсходовано 78,6 млн. рублей, что на 30,3% выше уровня выполнения предыдущего года.

Расходы Фонда в 2004 году по выполнению региональных целевых программ произведены на сумму 2,0 млн. рублей и направлены на целевую программу г.Зеленогорска «Профилактика и повышение эффективности лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями». За период реализации программы первичный выход на инвалидность по болезням системы кровообращения снизился с 382 случаев на 10 тыс. населения в 2002 году до 352 в 2004 году. Летальных исходов от острого инфаркта миокарда среди лиц в трудоспособном возрасте не было.

Страхование - это защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, существуют отношения между застрахованными страховщиком (между клиентом и компанией), предполагающие заранее уплату клиентом страховых премий, из которых компания формирует специальный страховой фонд, предназначенный для выплаты страхового возмещения (обеспечения) клиенту при наступлении страхового случая.

В зависимости от объекта страхование различают:

    Личное страхование – объектами риска являются ценности (имущественный интерес страхователя), связанный с жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

    Имущественное страхование – объектом риска являются интересы, связанные с владением, использованием и распоряжением имуществом.

    Страхование ответственности – объектом риска являются интересы, связанные с возмещением страхователю причиненного им вреда личности или имуществу физического или юридического лица.

В 1991 году стратегическим направлением развития отечественного здравоохранения стало принятие Закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», по которому начался новый этап реформирования здравоохранения – введение обязательного медицинского страхования, направленного на обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Медицинское страхование – вид личного страхования, при котором объектами являются ценности, связанные со здоровьем человека.

В основе медицинского страхования лежит принцип - внесение регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных расходов. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: застрахованные лица, страхователи, страховщики, медицинские учреждения.

Страхователи – это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщики – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием – страховые медицинские организации.

Застрахованный – лицо, в пользу которого осуществляется договор страхования: работающее население, неработающее население.

Страховой риск – тот возможный (предполагаемый) ущерб, по поводу которого осуществляется страховая операция и предполагаемая необходимость получение застрахованным лицом медицинской помощи.

Страховая сумма – определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами не предусмотрено иное.

Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховой медицинский полис – документ, удостоверяющий заключение договора по медицинскому страхованию граждан.

Страховой случай – событие, обуславливающее необходимость получение застрахованным лицом медицинской помощи, при наступлении которого страховщик обязуется обеспечить ее предоставление и оплату в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом.

Страховые обеспечения –оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, включающий медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, профилактические мероприятия, лекарственное обеспечение, направленная на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановления здоровья.

Медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное значение и стоимость.

Медицинское страхование представляет собой систему механизмов общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов.

Медицинское страхование - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям РФ свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь независимо от их социального положения и уровня доходов.

Таким образом в медицинском страховании страховым случаем является не болезнь или несчастный случай, приведший к повреждению здоровья, а затраты связанные с получением необходимой медицинской помощи входящий в программу страхования.

Следовательно медицинское страхование – это страхование затрат на медицинское обслуживание в случае болезни. Речь идет об оплате расходов, связанных с пребыванием в больнице, посещением врачей. Медицинское страхование покрывает лишь часть затрат, обусловленных риском заболеваемости, но не учитывает потери дохода в период временной нетрудоспособности.

В РФ медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательным (ОМС) и добровольным (ДМС).

Основные принципы медицинского страхования в РФ :

Всеобщее участие граждан в системе ОМС;

Равные права застрахованных;

Бесплатность в рамках системы ОМС (для граждан);

Разграничение полномочий между бюджетом и внебюджетным фондом;

Сочетание системы ОМС и как дополнение к ней система ДМС;

Договорные взаимоотношения между участниками системы ОМС;

Принцип общественной солидарности – когда «богатый» платит за «бедного», «молодой» - за «старого», «здоровый» - за «больного»;

Принцип безвозвратности уплаченных взносов;

Принцип право выбора застрахованных ЛПУ и врача (на сегодняшний день это право реализуется не в полной мере);

Наличие в системе независимых организаций – медицинских страховых организаций;

Финансирование ЛПУ на основании полученной лицензии;

Основная роль государства, которое определяет правила игры, контролирует их соблюдение, а также принимает активное участие в финансировании системы ОМС.

Основная цель ОМС состоит в капитализации средств и кредитовании за счет собранных средств медицинской помощи и в гарантированных размерах

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской услуги за счет накопленных средств, финансирование профилактических мероприятий.

Кроме этого, повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством:

    радикального увеличения ассигнований на здравоохранение;

    материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах;

    экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работников;

    экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Таким образом, систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственная система социальной защиты наряду с пенсионным и социальным страхованием, с другой – ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.

На вопросы страхователей, поступившие по телефону «горячей линии», отвечает заместитель начальника Управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерина Дмитриевна Гаричева

По какой форме подаются сведения об открытии расчетного счета в банке? Если заключен договор об электронном документообороте, нужно ли лично везти эту форму в Отделение ПФР?

Организации - плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган, контролирующий их уплату, по месту нахождения об открытии (закрытии) счетов в банке. Сделать это необходимо в течение семи дней со дня открытия (закрытия) счета (подпункт 1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ()).

Не облагаются страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления. В том числе речь идет о пособиях по безработице и по обязательному социальному страхованию (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). При этом законодательство не делает различий в статусе пособий в зависимости от источника их выплаты - будь то деньги работодателя, бюджетные средства или средства государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности, за первые два дня выплачиваемое работнику за счет средств работодателя, является государственным пособием, которое установлено законодательством РФ. Страховые взносы в ПФР с этой суммы платить не нужно.

Один вид деятельности организации переведен на ЕНВД, другой находится на общей системе налогообложения. Как в таком случае распределять выплаты сотрудникам, занятым в обоих видах деятельности, для начисления страховых взносов?

Тариф страховых взносов в ПФР на 2010 год для плательщиков, работающих на общей системе налогообложения, равен 20%. Для страхователей, которые уплачивают ЕНВД, - 14% (пункт 1 и подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Следовательно, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, занятых в обоих видах деятельности, следует разграничивать и учитывать отдельно в базах для начисления страховых взносов по «вмененной» и по обычной деятельности.

Организация уплачивает ЕНВД и занимается реализацией подакцизных товаров. Имеет ли она право применять пониженные тарифы?

Для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на 2010 год установлены пониженные тарифы страховых взносов (подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Их не могут применять плательщики, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с закрытым перечнем (Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 762). Данное ограничение распространяется только на:

  • общественные организации инвалидов;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в ФОТ - не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также с целью оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Все иные организации, в том числе переведенные на уплату ЕНВД, могут применять пониженные тарифы страховых взносов независимо от того, какие товары они производят и (или) реализуют.

С 1 января 2010 года работодатели перечисляют в ПФР страховые взносы в размере 20%; те, кто работают на ЕНВД и УСН - 14%. Как они распределяются?

Тарифы взносов на 2010 год установлены статьей 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: 20% - для плательщиков на обычной системе налогообложения, 14% - для переведенных на ЕНВД и применяющих УСН.

Уплаченная работодателем сумма распределяется на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии работника следующим образом (п. 2 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ ()): 20%:

    • для лиц 1966 года рождения и старше - 20%;
    • для лиц 1967 года рождения и моложе - 14%;
    • 14%:
      • на финансирование страховой части трудовой пенсии:
        • для лиц 1966 года рождения и старше - 14%;
        • для лиц 1967 года рождения и моложе - 8%;
        • на финансирование накопительной части трудовой пенсии:
      • для лиц 1966 года рождения и старше - ничего;
      • для лиц 1967 года рождения и моложе - 6%.

Перечисленные страхователем страховые взносы учитываются на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица, участвуют в формировании пенсионного капитала для определения страховой части трудовой пенсии и влияют на размер пенсии (статья 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ ()). Чтобы увеличить будущую пенсию, можно стать участником добровольной программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ () .

Нужно ли за I квартал 2010 года вместе с формой РСВ-1 (бумажная распечатка) подавать сведения на магнитном носителе? Если да, то где можно скачать программу?

Форма РСВ-1 может быть представлена в электронном виде с сопровождением бумажного носителя или подана в электронной форме с ЭЦП (пункт 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Программа ПК «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» («PU_RSV») и руководство пользователя по заполнению в электронном виде форм квартальной отчетности РСВ-1 и РСВ-2 выложены на странице Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в разделе «Программное обеспечение». Кроме того, данную программу можно получить в своем территориальном управлении ПФР.

Нужно ли начислять и уплачивать взносы в ПФР и фонды ОМС с заработной платы гражданина Республики Беларусь? (С работником заключен бессрочный трудовой договор; он имеет статус временно проживающего и находится на территории РФ свыше 180 дней; ИНН и страхового свидетельства государственного пенсионного страхования нет.)

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ ()).

Следовательно, регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) подлежат иностранные граждане, имеющие статус постоянно или временно проживающих на территории РФ. Территориальные органы ПФР имеют правовое основание для оформления на них страховых свидетельств.

Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, начисленных в пользу постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан, облагаются страховыми взносами на ОПС и ОМС.

Как отразить в форме РСВ-1 базу для начисления страховых взносов на ОПС и на ОМС, если они не равны? Например, в случае, когда гражданин республики Беларусь не является резидентом (организация не начисляет взносы на ОПС), но имеет полис обязательного медицинского страхования (организация начисляет взносы на ОМС).

С 1 января 2010 года с сумм выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, начисленных в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются (подпункт 15 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Таким образом, в вашем случае облагаемая база для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС - единая.

Должен ли индивидуальный предприниматель сняться с учета в ПФР как работодатель?

Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя - работодателя в связи с прекращением деятельности производится на основании сведений из ЕГРИП. Датой такого снятия является дата внесения соответствующей записи в госреестр.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность, и об этом внесена запись в ЕГРИП, отдельно сниматься с учета в ПФР ему не надо. Если же он продолжает деятельность, сниматься с учета как работодателю необязательно, даже если у него не было работников.

Индивидуальный предприниматель собирается прекратить деятельность. Какие документы нужно предоставить в ПФР и получить для налогового органа?

С момента госрегистрации деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента госрегистрации ее прекращения гражданин обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ПФР. О прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо сообщить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение трех дней со дня принятия такого решения (подпункт 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В случае прекращения деятельности до конца расчетного периода индивидуальный предприниматель обязан до дня подачи в регистрирующий (налоговый) орган соответствующего заявления представить в районное Управление ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» (форма РСВ-2) за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Уплата страховых взносов на основании данного расчета производится не позднее 15 календарных дней со дня его подачи (пункты 6 и 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Справку о представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уплате страховых взносов для регистрирующего (налогового) органа можно получить в территориальном органе ПФР при личном обращении после представления вышеназванного расчета и уплаты взносов.

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения и не осуществляет выплаты в пользу физических лиц. По каким тарифам должен платить страховые взносы в 2010 году?

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает страховые взносы в ПФР и фонды ОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Плательщик определяет ее самостоятельно, расчетным путем, как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Для всех плательщиков страховых взносов, кроме применяющих налоговые спецрежимы, в 2010 году действуют следующие тарифы:

  • в ПФР - 20,0%;
  • в федеральный ФОМС - 1,1%;
  • в ТФОМС - 2,0%.

Пониженные тарифы страховых взносов для спецрежимщиков предусмотрены только для тех из них, кто производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе для индивидуальных предпринимателей - работодателей (подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Нужно ли индивидуальному предпринимателю выделять НДС в назначении платежа при перечислении взносов по платежному поручению?

Исходя из норм главы 21 Налогового кодекса РФ, при совершении операций по перечислению индивидуально возмездных обязательных платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов обязанности по исчислению НДС не возникает. Поэтому в платежном поручении в графе «Назначение платежа» выделять НДС не надо.

Одновременно обращаем внимание, что предоставление разъяснений в части применения законодательства РФ о налогах и сборах относится к компетенции налоговых органов.

Страхование - это защита имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, существуют отношения между застрахованными страховщиком (между клиентом и компанией), предполагающие заранее уплату клиентом страховых премий, из которых компания формирует специальный страховой фонд, предназначенный для выплаты страхового возмещения (обеспечения) клиенту при наступлении страхового случая.

В зависимости от объекта страхование различают:

    Личное страхование – объектами риска являются ценности (имущественный интерес страхователя), связанный с жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

    Имущественное страхование – объектом риска являются интересы, связанные с владением, использованием и распоряжением имуществом.

    Страхование ответственности – объектом риска являются интересы, связанные с возмещением страхователю причиненного им вреда личности или имуществу физического или юридического лица.

В 1991 году стратегическим направлением развития отечественного здравоохранения стало принятие Закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», по которому начался новый этап реформирования здравоохранения – введение обязательного медицинского страхования, направленного на обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Медицинское страхование – вид личного страхования, при котором объектами являются ценности, связанные со здоровьем человека.

В основе медицинского страхования лежит принцип - внесение регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных расходов. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: застрахованные лица, страхователи, страховщики, медицинские учреждения.

Страхователи – это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страховщики – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием – страховые медицинские организации.

Застрахованный – лицо, в пользу которого осуществляется договор страхования: работающее население, неработающее население.

Страховой риск – тот возможный (предполагаемый) ущерб, по поводу которого осуществляется страховая операция и предполагаемая необходимость получение застрахованным лицом медицинской помощи.

Страховая сумма – определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами не предусмотрено иное.

Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховой медицинский полис – документ, удостоверяющий заключение договора по медицинскому страхованию граждан.

Страховой случай – событие, обуславливающее необходимость получение застрахованным лицом медицинской помощи, при наступлении которого страховщик обязуется обеспечить ее предоставление и оплату в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом.

Страховые обеспечения –оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, включающий медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, профилактические мероприятия, лекарственное обеспечение, направленная на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановления здоровья.

Медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное значение и стоимость.

Медицинское страхование представляет собой систему механизмов общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов.

Медицинское страхование - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям РФ свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь независимо от их социального положения и уровня доходов.

Таким образом в медицинском страховании страховым случаем является не болезнь или несчастный случай, приведший к повреждению здоровья, а затраты связанные с получением необходимой медицинской помощи входящий в программу страхования.

Следовательно медицинское страхование – это страхование затрат на медицинское обслуживание в случае болезни. Речь идет об оплате расходов, связанных с пребыванием в больнице, посещением врачей. Медицинское страхование покрывает лишь часть затрат, обусловленных риском заболеваемости, но не учитывает потери дохода в период временной нетрудоспособности.

В РФ медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательным (ОМС) и добровольным (ДМС).

Основные принципы медицинского страхования в РФ :

Всеобщее участие граждан в системе ОМС;

Равные права застрахованных;

Бесплатность в рамках системы ОМС (для граждан);

Разграничение полномочий между бюджетом и внебюджетным фондом;

Сочетание системы ОМС и как дополнение к ней система ДМС;

Договорные взаимоотношения между участниками системы ОМС;

Принцип общественной солидарности – когда «богатый» платит за «бедного», «молодой» - за «старого», «здоровый» - за «больного»;

Принцип безвозвратности уплаченных взносов;

Принцип право выбора застрахованных ЛПУ и врача (на сегодняшний день это право реализуется не в полной мере);

Наличие в системе независимых организаций – медицинских страховых организаций;

Финансирование ЛПУ на основании полученной лицензии;

Основная роль государства, которое определяет правила игры, контролирует их соблюдение, а также принимает активное участие в финансировании системы ОМС.

Основная цель ОМС состоит в капитализации средств и кредитовании за счет собранных средств медицинской помощи и в гарантированных размерах

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской услуги за счет накопленных средств, финансирование профилактических мероприятий.

Кроме этого, повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством:

    радикального увеличения ассигнований на здравоохранение;

    материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах;

    экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работников;

    экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Таким образом, систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственная система социальной защиты наряду с пенсионным и социальным страхованием, с другой – ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.