Наименование органа осуществляющего пенсионное обеспечение военных. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения. Виды пенсий и условия их назначения

Наименование органа осуществляющего пенсионное обеспечение военных. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения. Виды пенсий и условия их назначения

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Рисунок 1. Пенсионное обеспечение РФ

В рисунке 1 показана структура пенсионного обеспечения РФ, группы и виды пенсий которые получают пенсионеры нашей страны.

  • - граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • - нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ;
  • - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Рисунок 2.Пенсионная система Российской Федерации

В рисунке 2 изображена пенсионная система РФ, которая включает:

  • - государственное пенсионное обеспечение;
  • - обязательное пенсионное страхование;
  • - добровольное негосударственное пенсионное обеспечение;
  • - профессиональные пенсионные системы.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю. Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово- кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167- ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122- I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт- Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

  • - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77- ФЗ);
  • - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • - организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • - межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • - изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • - проведение научно- исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • - разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства , ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России , который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Важно! На данный момент Пенсионный фонд России является еще и одним из крупнейших работодателей – всего в его структурах трудятся более 100 тыс. человек.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает , а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году . Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • контроль собираемости взносов;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.

Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения

Организация работы территориальных и местных органов Пенсионного фонда РФ

2.Взаимодействие Пенсионного фонда РФ с негосударственными пенсионными фондами

3.Взаимодействие органов Пенсионного фонда с другими органами

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – основной орган пенсионного обеспечения. ПФР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12. 1990 г. в связи с принятием ФЗ РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» (с 1.01.2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о ПФР утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. ОПС в РФ осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании (ОПС)в РФ». ПФР образован в целях гос управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности. Денежные средства ПФР находятся в госсобственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) застрахованных лиц (ЗЛ) в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе (ОПС) - обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

Участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

Проведение научно-исследовательской работы в области ОПС;

Разъяснительную работу среди населения и юр лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет :

Страховых взносов;

Средств федерального бюджета;

Сумм пеней и иных финансовых санкций;

Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС;

Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или ЗЛ;

Иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства ПФР направляются на:

*выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами госпенсий, в т. ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;

*оказание органами соцзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

*финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

* другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и гос организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Центробанка РФ.

Правление ПФР :

*несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

*определяет перспективные и текущие задачи фонда;

*утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

*назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

*утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

*издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия. Предприятия, организации, учреждения, в т. ч. банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных для сотрудников ГНС РФ. ПФР является юр лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. Местонахождение ПФР - город Москва.

Организация работы территориальных и местных органов ПФР. Отделение ПФР в субъектах (далее - Отделение) создается по решению правления фонда для осуществления гос управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения.

В своей деятельности Отделение подчиняется ПФР и руководствуется КРФ, действующим законодательством РФ и иными НПА РФ, решениями правления ПФР и его исполнительной дирекции, а также указаниями Минтруда и соц развития РФ по применению пенсионного законодательства.

Отделение является правопреемником по правам и обязательствам органов соцзащиты населения в части организации работ по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Финансирование расходов на содержание Отделения покрывается за счет средств ПФР и бюджета субъектов РФ в соответствии с Соглашением между ПФР и администрацией субъектов РФ.

Денежные средства, поступающие на счет Отделения, являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджетов и бюджета субъектов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР вправе осуществлять без акцептное списание денежных средств со всех счетов Отделения.

Отделение обеспечивает :

*исполнение бюджета Отделения в соответствии с утвержденными правлением ПФР плановыми показателями;

*исполнение утвержденной правлением ПФР сметы расходов на содержание Отделения;

*финансирование расходов на выплату трудовых пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

*перечисление в установленном правлением ПФР порядке сверхнормативных остатков средств в соответствии с утвержденным нормативом оборотных средств;

*руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*доведение утвержденных ПФР плановых показателей доходной и расходной частей годового и ежеквартального бюджета отделения до управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*проведение и ежеквартальное представление в установленном порядке в ПФР анализа исполнения плановых показателей бюджета Отделения;

*организацию и ведение госбанка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;

*организацию работы по назначению (перерасчету) пенсий, выплате пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам;

*организацию и ведение ИПУ ЗЛ в соответствии с ФЗ от 0I.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования»;

*организацию и ведение индивидуальных счетов в системе ОПС;

*разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) пенсий, выплаты пенсий и соц пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержаний из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и т. д.);

*обобщение практики применения законодательства о пенсиях, о выплате социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, об уплате взносов в ПФР, а также подготовку соответствующих предложений по его совершенствованию;

*прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Отделения, принятие по ним соответствующих мер;

*привлечение добровольных взносов (в т. ч. валютных ценностей) физических и юр лиц;

*контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением платежей в ПФР, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств ПФР;

*составление и представление в установленном порядке проекта бюджета Отделения (квартального, годового) в соответствии с ФЗ и постановлением правления ПФР о бюджете ПФР, заявок на финансирование выплаты пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также предложений по структуре, штатному расписанию и сметам расходов на содержание Отделения;

*ведение бухучета, составление предусмотренной бухгалтерской и статистической отчетности, включая составление сводной расчетной ведомости по взносам в ПФР, а также представление их в установленном порядке соответствующим органам;

*организацию разъяснительной работы по вопросам пенсионного обеспечения и страхования, уплаты взносов;

*оказание правовой помощи работодателям, осуществляющим представление граждан к назначению (перерасчету) госпенсий;

*организацию и ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;

*защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями правления, Исполнительной дирекции ПФР;

*организацию архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и страхованием, сбором взносов в ПФР и персонифицированным учетом (ПУ);

*подбор, расстановку и обучение кадров, а также их социальную защиту;

*решение других вопросов, отнесенных к компетенции Отделения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отделение может в установленном правлением ПФР порядке принимать участие в финансировании программ соцзащиты пожилых и нетрудоспособных граждан в объемах, утвержденных правлением, и по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Организация деятельности Отделения и его подведомственных органов осуществляется с использованием современных аппаратно-программных средств.

Руководство Отделением возложено на управляющего, который назначается на должность правлением ПФР по согласованию с администрацией субъектов РФ.

Управляющий Отделением :

*несет всю полноту ответственности за выполнение работы, возложенной на Отделение;

*определяет перспективные и текущие задачи Отделения;

*утверждает в соответствии с утвержденными правлением ПФР структурой, численностью и месячным фондом оплаты труда штатные расписания Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах), а также сметы расходов на содержание управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) в пределах средств, выделяемых на эти цели;

*имеет право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке с текущих счетов управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Отделения;

*без доверенности действует от имени Отделения, распоряжается его имуществом, заключает договоры в пределах компетенции, определенной правлением ПФР, выдает доверенности;

*является распорядителем средств, выделяемых на выплату пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также на содержание Отделения;

*издает приказы и дает указания, обязательные для работников Отделения, управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах);

*назначает руководителей управлений ПФР и отделов пенсионного страхования ПФР в городах (районах) по согласованию с соответствующей администрацией;

* решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Отделение является юр лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделение имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) Отделения принимается правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными законодательством РФ. Имущество в случае ликвидации Отделения передается Исполнительной дирекции ПФР.

Взаимодействие ПФР с НПФ

В настоящее время активно реализуется гос программа софинансирования, направленная на привлечение средств населения для увеличения пенсионных накоплений, т. е. гражданин РФ осуществляет часть взносов на формирование накопительной части своей будущей трудовой пенсии самостоятельно, а часть возмещает государство. Средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии гражданина -ЗЛ находятся или в ПФР, или в одном из НПФ. Таким образом, осуществляется вовлечение негосударственных структур – НПФ в финансово-правовые отношения. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации соцобеспечения. Особенность НПФ заключается в его правовом статусе, который урегулирован не только нормами ГП, но и нормами административного и финансового права в части подконтрольности НПФ Федеральной службе по финансовым рынкам, лицензирования их деятельности, передачи средств пенсионных накоплений в ПФР (например, в случае аннулирования лицензии НПФ) и т. д. «ФЗ от 07.05. 1998г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

В соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. N 321 Минздравсоц развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах, и в т. ч. в сфере пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения, соц страхования, включая уплату страховых взносов. (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 "Об утверждении Положения о Минздрав и соц развития РФ").

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. N 798 НПФ, осуществляющий ОПС, должен уведомлять о вновь заключенных договорах об ОПС территориальный орган ПФР в течение одного месяца с момента заключения договора об ОПС в письменном виде по форме. НПФ, как и ПФР, обязан информировать ЗЛ о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября. (Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003г. N 798 "Об утверждении Правил уведомления НПФ, осуществляющим ОПС, Минтруда и соц развития РФ и ПФР о вновь заключенных им договорах об ОПС". Письмо ПФР от 21.09. 2004 г. N ГБ-22-25/10241 "О приеме уведомлений о вновь заключенных договорах об ОПС".

НПФ обязан передавать по поручению ЗЛ средства пенсионных накоплений в ПФР в случаях:

Прекращения (расторжения) договора об ОПС между НПФ и ЗЛ в связи с удовлетворением заявления ЗЛ о переходе в ПФР;

Аннулирования лицензии НПФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

Смерти ЗЛ при отсутствии у него правопреемников.

С 1.01.2010г. на пенсионные счета лиц, имеющих право на получение сертификатов на материнский (семейный) капитал и распорядившихся об использовании такого капитала для целей формирования накопительной части трудовой пенсии, из федерального бюджета поступают соответствующие денежные средства.

В связи с этим НПФ обязан :

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в случае смерти ЗЛ;

Передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в ПФР в соответствии с уведомлением ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Извещать ПФР и ЗЛ о невозможности передачи суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, в размере, указанном в уведомлении ПФР о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом ЗЛ от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии;

Информировать ПФР на основании его запроса о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии ЗЛ, включая доход от их инвестирования, не позднее 10 дней со дня получения запроса.

ЗЛ вправе осуществлять переход из НПФ в ПФР, т. е. ЗЛ обладает правом выбора фонда, который будет осуществлять формирование накопительной части его трудовой пенсии. Данный переход ЗЛ может осуществить один раз в год. При переходе вносятся соответствующие изменения в единый реестр ЗЛ и осуществляется передача средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР. Передаче подлежат начисленный НПФ по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления. При этом под основной суммой понимаются пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете на дату прекращения действия договора, а инвестиционный доход - это пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете после передачи основной суммы пенсионных накоплений (начисленный по итогам финансового года инвестиционный доход и полученные НПФ, но отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы). Обмен информацией между НПФ и ПФР может осуществляться в электронной форме в порядке, определяемом Приказом Минздрав и соцразвития РФ от 29.12.2006г. N 883 "Об утверждении Порядка электронного документооборота между НПФ, осуществляющим ОПС, и ПФР" В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004г. N 55 при передаче пенсионных накоплений в ПФР, НПФ обязан выдать ЗЛ выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. ПФР направляет ЗЛ уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет. В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых ЗЛ по ОПС НПФ обязан уведомлять об этом ПФР и опубликовывать соответствующую информацию в СМИ. Срок приостановления привлечения новых ЗЛ не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. Уведомление Федеральной службы по финансовым рынкам РФ и ПФР и опубликование информации в СМИ должны осуществляться в срок до 31 декабря года, предшествующего году отказа от привлечения новых ЗЛ. Приостановление привлечения НПФ новых ЗЛ не освобождает НПФ от исполнения обязательств по уже заключенным договорам об ОПС. НПФ обязан передавать средства пенсионных накоплений в ПФР в течение трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию НПФ.

Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения .

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

-разные источники финансирования , за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

-различные, категории лиц - получателей пенсий - застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно - уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств - МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации - имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц - застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях - членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.

Структурно она может быть представлена так:

Федеральный уровень - Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (правление, исполнительная дирекция);

Федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

Уровень субъектов Российской Федерации - территориаль­ные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

Местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в районах (городах).

Как мы видим, для решения поставленных задач и выполне­ния своих функций в стране функционирует структура управле­ния пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенси­онного страхования.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осу­ществляется правлением ПФР и его постоянно действующим ис­полнительным органом - исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные от­деления ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обе­спечению граждан.


Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и го­родах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР характерна централизация управленческих функ­ций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функ­ций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

Сразу же отметим главную особенность , присущую ПФР.

ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны стро­иться на принципах обязательного социального страхования, ко­торые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязатель­ного социального страхования». К ним относят, например, все­общность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обяза­тельного социального страхования и др.

Исходя из этих принципов , средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования - его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.

В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системы обязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, - сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.

Во многих зарубежных странах существует подобная накопи­тельная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обя­зательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсион­ных накоплений, но, как правило, только в порядке негосудар­ственного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.