Почему требуют оплату за садик, если ребенок не посещал его без уважительной причины? Место в детском саду не предоставляют, что делать? Что делать если требуют деньги для садика

Почему требуют оплату за садик, если ребенок не посещал его без уважительной причины? Место в детском саду не предоставляют, что делать? Что делать если требуют деньги для садика

8 вещей, за которые не должны платить родители дошколят

1. Канцтовары. Альбомы, краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и прочие канцелярские товары уже включены в нормативы финансирования детсадов из бюджета. Поэтому платить за них не нужно. Постановление Кабинета министров РТ от 17 декабря 2007 года №721 (с изменениями от 08.02.2016) а также статья 8 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014.

2. Рабочие тетради. В садиках, впрочем, как и в школах, привыкли собирать на них деньги с родителей. Между тем, рабочие тетради - это учебное пособие, а по закону таковые должны предоставляться садиком или школой бесплатно! ГОСТ 7.60-2003 пункт 3.2.4.3.4 «Учебные издания», статья 8 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014.

3. Моющие средства, хозтовары. Воспитатели просят сдать на нужды группы мыло, туалетную бумагу и стиральный порошок? Но за всё это вы уже заплатили: моющие средства и предметы бытовой химии включены в структуру родительской платы за детсад. Не платите дважды! Постановление от 30 декабря 2013 года N 1096 "О нормативном финансировании деятельности дошкольных образовательных организаций "с изменениями от 8.02.2016.

4. Игрушки. Детсад получает субвенции из местного бюджета, куда уже входят расходы на оплату средств обучения, игр и игрушек в соответствии с нормативами финансирования. Статья 8. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014.

5. Платные услуги. В детсаду родителям часто навязывают дополнительные занятия для их детей: хореография, вокал, аэробика и другие за отдельную плату. Но платные образовательные услуги не являются обязательными! Если вы все-таки отдали ребенка в такой кружок, помните, что оплата оформляется договором и перечисляется только на расчетный счет садика, а не передается в руки заведующей или воспитателя. К тому же вам обязательно должны выдать квитанцию об оплате услуги. Сбор наличных средств за платные услуги не допускается. Права родителя в данном случае регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505.

6. Охрана. Сбор денег с родителей на охрану в детсаду тоже нарушение законодательства. Потому что именно образовательная организация должна создавать безопасные условия для воспитанников. Статья 28 пункт 6 Глава 3 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014.

Кроме того в штате школ и садиков должен быть дежурный по режиму, в обязанности которого входит проверять въезжающие на территорию учреждения машины, выполнять указания администрации при беспорядках, обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников. Приказ Минздравсоцразвития №761 от 26 августа 2010 г.

7. Ремонт. Расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов. Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

8. «Добровольный взнос». Родители вправе оказывать посильную помощь детсаду, но сугубо на добровольной основе и только в безналичной форме. Давление на вас или вашего ребенка со стороны заведующей, воспитателей или родительского комитета – грубое нарушение законодательства! Если с вас требуют определенную сумму на нужды группы и подсовывают расписку о «добровольном взносе», помните, что установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Если уж вы пожертвовали деньги садику, знайте, что у вас не могут просить квитанций об оплате, а вы имеете право потребовать от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных средств. Права благотворителей утверждены приказом министерства образования и науки РТ от 15.11.2011 г. № 5371/11.

Здравствуйте!Имеют ли право родительский комитет требовать деньги на ремонт в детском саду?А сегодня дали список,что надо покупать из констоваров,законно ли это?

28 Июня 2019, 20:39, вопрос №2416896 Екатерина, г. Санкт-Петербург

Как быстрее закончить ремонт в детском саду?

Добрый день! Детский сад закрыт на ремонт, делают пожарные выходы со 2 этажа, должны были открыть из трёхнедельного ремонта еще 26 ноября,потом перенесли до 3 декабря, потом уже до 10 декабря. Сейчас, в связи с морозами, ремонт не ведется. В...

05 Декабря 2018, 07:27, вопрос №2188528 Анастасия, г. Красноярск

Как долго может проводиться капитальный ремонт в детском саду?

Здравствуйте. Такой вопрос. В августе наш детский сад закрылся на капитальных ремонт. Нас распределили в другой,но у нас есть кому сидеть с ребёнком,с этим проблем нет. Вопрос вот в чем. Садик у нас старый,кап.ремонт проводили давно. Как долго...

Что можно предпринять при ремонте в детском саду, если посещение не отменяют?

С детском садике ремонтируют крышу,заведующая при этом не хочет закрывать детскй сад,что делать??Мы боимся за жизнь детей,а заведующей все равно

Обязаны ли родители сдавать на ремонт в детском саду?

Добрый день!Я многодетная мама.В саду просят сдать деньги на ремонт садика.Это вообще законно?И куда нужно обращаться с жалобой?

23 Мая 2018, 13:47, вопрос №2004001 Елена Алексеевна Лупандина, г. Кропоткин

Имеет ли право заведующий заставить работников делать ремонт в детском саду?

Здравствуйте! Имеет ли право заведующая детским садом заставить воспитателей, муз работника и работников кухни делать ремонт в детском саду. А именно Красить потолок, стены внутри здания. Красить фасад здания. И вообще кто это должен делать? И...

16 Мая 2018, 19:43, вопрос №1997499 Оксана Соловьева, г. Воронеж

Ответственность родителя за порчу имущества ребенком в детском саду

Подскажите пожалуйста, должна ли я делать ремонт в детском саду, если мой ребёнок разрисовал в группе стены карандашом?

04 Мая 2018, 13:37, вопрос №1986184 Алена Николаевна Суханова, г. Курагино

Должны ли родители сдавать деньги на ремонт в детском саду?

Добрый день подскажите пожалуйста мы ходим в садик. На собрании заведующая подняла тему на то что нужно сдать деньги на краску для забора и группы. Должны ли мы родители сдавать деньги на это деньги или всё же им выделяет государства???

Поборы в детском саду

Здравствуйте. Меня зовут Алёна. Мой ребёнок ходит в детский сад в городе Обнинске. Я в родительском комитете, ответственная за деньги. На первом собрании воспитатели сказали, что детсад выделяет только мыло. Мы купили за родительские деньги всю...

11 Марта 2018, 17:38, вопрос №1931199 Алёна Сергеевна, г. Обнинск

500 стоимость
вопроса

вопрос решен

Каковы права и обязанности работников в период ремонта в детском саду?

Правомерно ли заставлять сотрудников дошкольного учреждения принимать участие в ремонтных работах и после устранять все последствия?Садик закрыт на время проведения ремонта. Какова оплата труда сотрудники во время ремонта.

21 Февраля 2018, 08:36, вопрос №1915284 Татьяна Николаевна, г. Москва

Каковы последствия ремонта в детском саду за счет средств родителей?

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Я работаю воспитателем в детском саду. Летом за счет родителей был сделан ремонт(45000руб-шпаклевка,грунтовка,покраска стен и потолка), т.к на стенах была плесень. Ремонт делали мой знакомые,которые занимаются...

Должна ли я сдавать деньги на ремонт детского сада?

если в дет саду требуют оплатить ремонт в саду, должна ли я cдавать деньги на ремонт детского сада?

По рассказам читателей нашего , самой частой причиной для отказа пустить является повышенная температура. Ее измеряют «при наличии тревожных симптомов» во время приема детей воспитатель и (или) медицинский работник (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13).

Однако не всегда родители соглашаются с «решением» градусника. «В нашей группе несколько раз не пускали детей в сад, последний раз у малыша температура была 38,2, – рассказала Лиля. – Мама сидит дома в декрете, её объяснение было: у меня маленький ребенок дома и я не могу его подвергать опасности, и принесла пакет с лекарствами. Воспитателю сказала: положите его в постель в спальне и лекарства давайте ».

Заболевших в течение дня детей сотрудники сада должны изолировать от здоровых детей (в помещения медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

Воспитатель неправ . На практике может произойти такая история, как у Веры Стукаловой. Весь год ее дочку возвращали – спустя час-полтора после того как ребенок оказывался на попечении воспитателя – из-за повышенной температуры. Других симптомов заболевания (кашель , насморк, красное горло) у девочки не было. После череды анализов и обследований причину повышенной температуры обнаружили – неврология.

«Я еще с одной справкой от областного детского невролога устроила скандал в садике и от нас отстали. Но самое интересное – температура где-то через месяц-полтора после этого повышаться перестала. Но с этими бесконечными обследованиями и справками о том, что ребенок здоров, я потеряла работу », – поделилась Вера.

2. Насморк

Воспитатель неправ . «Младшего только пригрозили не пускать из-за без справок от врача. Беседа с заведующей, методистом и медсестрой волшебным образом повлияли на командный тон воспитателя», – поделилась опытом пользовательница под ником «Железный Феликс».

Поскольку воспитатель не является медработником, он может принять, к примеру, за инфекционное заболевание аллергический ринит или сыпь. Как поступать родителям, если они не согласны с таким «диагнозом»? Рассказывает юрист, лидер всероссийского движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» РДДДО Кирилл Дружинин:

«Нужно заранее предупреждать детский сад о том, что есть такое заболевание, что оно не опасно для других детей . Если воспитатель отказывается и дальше пустить ребёнка в группу, идите в медкабинет в и пускай медсестра осматривает его и делает вывод, есть опасность или нет. Если и дальше детский сад отказывается пускать вас, а есть уверенность, что ребёнок здоров, – жалуйтесь заведующей детским садом, а потом – в управление образования».

3. Красное горло

Воспитатель неправ . Когда медсестра развернула одну из пользовательниц нашего форума с ребенком, потому что у него было якобы красное горло, мама решила проконсультироваться с педиатром. Врач подтвердила, что горло не красное, но у ребенка хронический тонзиллит, а это не заразно. «Со справкой вернулись обратно», – пишет mrs. Leslie.

Комментирует воспитатель детского сада Наталья Краснянская :

«Мы не имеем права допускать или не допускать детей на занятия . Если приходят родители с ребенком, у которого есть признаки заболевания – сопли, температура, то мы просим подойти к медсестре в детском саду, и она уже дает родителям советы – идти или не идти на занятия. Причем детский сад в этом случае не может запретить родителям оставлять ребенка в группе на день. Если у ребенка простуда, то своими силами стараемся изолировать его максимально от остальных детей, чтобы другие не подхватили .

Но бывают и более серьезные случаи. Например, ребенок приходит с явными признаками инфекционного заболевания – скажем, скарлатины . В этом случае медсестра в детском саду может сказать, что не допустит ребенка, пока его не посмотрит врач в поликлинике, который и должен сказать – допускает он ребенка к занятиям или нет».

4. Высыпания и покраснения

И покраснения перестают быть проблемой для родителей, если они заранее позаботились о справке. Если никакого документа нет, то воспитатель скорее перестрахуется, чем станет подвергать риску здоровье целой группы, а то и всего сада.

Воспитатель неправ . «Развернули однажды. Ребенка укусило за лоб какое-то насекомое, была шишечка, а в садике решили, что это гнойник . Не спорила, так как процесса укуса не видела. Сходила к врачу», – рассказала пользовательница форума.

Воспитатель неправ . «В группе был карантин по чесотке, а у дочки на холод дерматит на руках начался. Без справки от дерматолога не пустили (правда, взяли мы эту справку быстро, к завтраку ребенок уже был в группе)», – отметила другая мама.

Воспитатель прав . Однако не всегда бдительность воспитателей оказывается напрасной: «У нас так водили мальчика с лишаем на голове . И мама еще очень возмущалась, что их из сада выводят и отправляют к врачу. Потом этот мальчик долго лечился».

5. Слезящиеся глаза

Еще одна причина отказа пустить в детский сад – слезящиеся красные глаза. Чаще всего такое состояние – один из признаков конъюнктивита, очень заразного заболевания.

Воспитатель прав .«Глаз красный был, заподозрили конъюнктивит, решили перебдеть. Считаю, что всё верно они сделали», – согласна с решением воспитателей одна из пользовательниц форума.

Кстати, на самом деле без резолюции медсестры воспитатель не может отправить ребенка домой .

Что делать, если медработника в этот день нет в дошкольном учреждении , объясняет Наталья Краснянская:

«Важно понимать, что действуют воспитатели исходя из ситуации. В законе не прописаны моменты, как действовать в таких условиях. Поэтому мы в первую очередь смотрим на ребенка, хотя понятно, что определить на глазок диагноз можно едва ли. Тем не менее, бывают случаи, когда очевидно, что малыш плохо себя чувствует.

Мы рекомендуем родителям остаться с ним дома. Важный момент: рекомендуем, а не запрещаем проходить в группу. Медсестры ведь при этом нет . На моей памяти совсем уж неадекватных родителей, которые бы запихивали ребенка с температурой в группу, не было. Но были и те, кто прямо говорил: да, у него сопли, но мне не с кем его оставить, это всего лишь сопли. Увы, без медсестры мы отправить ребенка домой не можем».

6. Жидкий стул

Воспитатель неправ . «Сына один раз воспитатель с утра отправила домой, причина была в том, что, по мнению воспитателя, ребенок вчера жидко покакал...» – рассказала одна из мам.

Похожая история приключилась с ребенком другой пользовательницы форума. « У сына понос был в саду. На следующее утро не пустили в сад. Сказали идти в поликлинику сдавать анализы. Отводил дедушка. Он стал спорить. Мол, чем вы таким накормили, что он весь день поносил? Добавил, что отведёт в поликлинику, а при получении результатов анализов напишет жалобу в министерство, что детей кормят гадостью, от которой у детей потом понос весь день. Сына пустили в группу. Больше таких происшествий не было».

7. Одежда «не по уставу»

В некоторых детских садах предъявляют определенные требования к «обмундированию» ребенка. Например, зимой могут потребовать надеть ребенку колготки. А летом – снабдить шапочкой или панамкой. Стоит иметь в виду, что такие правила могут носить только рекомендательный характер.

Воспитатель неправ . «Однажды летом не пустили без головного убора. Оставила и побежала домой за панамкой, благо живём рядом. Хотя на территории садика вообще почти нет солнца, там много деревьев, везде летом тень. И я привела без панамки специально, т.к. в такую жару почти всегда в головном уборе потела голова», – рассказала одна из мам.

8. «Просроченные» анализы, отсутствие справок

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки (СанПиН 2.4.1.3049-13). Однако иногда работники дошкольных учреждений могут потребовать справку, если ребенка не было в садике 3-4 дня.

Воспитатель неправ . «Старшего сына не пустили без справки. В пятницу его не смогли отвезти по семейным обстоятельствам, а в понедельник его не приняли, т.к. прошло 3 дня. Звонок в департамент образования не помог решить проблему », – поделилась пользовательница под ником «Железный Феликс».

Воспитатель неправ . «Иногда предупреждают, что если вовремя не сделаем прививку и не принесем об этом справку, не примут ребенка», – пишет одна из мам.

Однако в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней », профилактические прививки проводятся только с письменного с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. А в статье 5 этого же документа указано, что отсутствие профилактических прививок влечёт временный отказ в приёме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения или угрозы массовых инфекционных заболеваний . В другом случае права граждан на образование или медицинскую помощь не могут ущемляться из-за отсутствия каких-либо профилактических прививок.

Воспитатель прав . «Прямо вот сегодня не пустили в группу, потому как нет свежей . Вот размышляю: то ли в суд подавать, то ли к фтизиатру сходить», – сомневается другая.

А вот в этом случае работники сада все сделали верно. Вот что по этому поводу говорится в СанПиН 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза»: «Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания ».

9. Не заказали питание

Обычно объем питания, которое готовят в , рассчитывается по количеству детей, пришедших с утра. Однако порой не заказанное заранее питание может стать поводом для отказа принять ребенка.

Воспитатель неправ . «Развернули один раз после болезни, о выходе предупредила за сутки. Пришла, а мне говорят: на вас не заказали питание . Жаловалась заведующей», – поделилась Хеленка.

10. Поведение ребёнка

В теории у воспитателя не должно быть любимчиков, он должен уметь находить общий язык со всеми детьми. На практике бывает иначе.

Воспитатель неправ . «На время закрытия нашего сада сына перевели в другой. Так вот, пришли мы утром в сад, а воспитатель заявила: "Я не буду принимать вашего сына, он меня не слушается, убегает и обижает детей". Я была в шоке. Благо я в отпуске была, забрала ребенка и молча ушла. Ругаться не хотелось, но если бы это произошло в нашем саду, жалобу накатала бы », – рассказала Наталья Краглик.

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.