Детские словечки. Говорят дети — смешные высказывания, фразы и умозаключения детей Ну что, мужики, помочь чем

Детские словечки. Говорят дети — смешные высказывания, фразы и умозаключения детей Ну что, мужики, помочь чем

Часто дети говорят всякие глупости, но для нас взрослых эти глупости звучат очень забавно. Нет ничего умилительнее, чем слышать, или читать смешные детские высказывания и фразы. Нестандартный детский взгляд на жизнь кажется нам взрослым весьма забавным, однако нам можно многому у них поучиться.

Мы собрали для вас самые смешные до слез и угарные высказывания детей. Некоторые из них смешны настолько, что заставят вас смеяться не только до слез, но даже до колик в животе. Читаем жизненные истории и цикла «Говорят дети».

Настя 3.5 года:
- Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?!

Дочка (3 года 8 месяцев) перед сном:
- Мама, я расскажу тебе страшную сказку! Жил-был мальчик, ему было 35 лет, он ходил в школу…
- Дочка, такого не бывает! В школу ходят до 16-17 лет, не больше.
Муж:
- Тебе же сказали - сказка страшная!!!
Дочка:
- Ну, хорошо. Жил-был мальчик, ему было 16 лет, он ходил в школу…
- Ну вот, уже лучше!
- В четвёртый класс!

Мама, а телефон звенит?
- Да.
- И по нему можно позвонить?
- Да.
- Значит, это позвоночник.


Дочь (4 года) спрашивает маму:
- Мама, а тебе сколько годиков?
Мама:
- 38.
- А покажи на пальчиках.

Сын (5 лет) подходя к отцу, сидящему за компьютером:
- Пап, а в какую игру ты играешь?
- Оплачиваю счета.
- Ты выигрываешь?
- Нет.

Отец звонит домой, чтобы справиться о самочувствии заболевшего семилетнего сына.
- Как дела? Какая у тебя температура?
- Сорок три…
- Да не может быть!
- Правда. Мама только сейчас мерила.
- И что она сказала?!
- Она сказала: 37 и 6.

Сын (6 лет):
- Папа, а ты мамонтов живых видел?
Я удивился:
- Они давно были, я их не застал.
Он не отстаёт:
- Ну, а с немцами хоть успел повоевать?

Сын уснул на диване. Папа решил переложить в кроватку. Взял аккуратно на руки, а сын сквозь сон: - Положи, где взял.

Трехлетний Арсений спрашивает: — Папа, а ты боишься, когда гроза на небе? — Нет, сынок. Я же мужчина! А ты? — А я мужчина, когда салют на небе!

Собираюсь на родительское собрание. Понравилось напутствие ребенка — «Главное, мама, никому там не верь!..»

Если человек тонет, надо бросить ему якорь


Читаем с дочерью (3 года) книжку, рассматриваем картинки. Далее я спрашиваю дочку, указывая на якорь на корабле:
- Что это такое, знаешь?
- Якорь.
- Для чего он нужен?
- Если человек тонет, надо бросить ему якорь.
Чтобы не мучился, видимо…

Марго, у тебя есть подружка в садике?
- Да!
- А как её зовут?
- Серёжа!

На пляже играет со своей новой игрушкой — луком со стрелами. Выстрелил и пошёл искать стрелу, обратно возвращается со стрелой но грустный.
Мама спрашивает: «Что случилось?»
Иван: «Там тётя в котолую я попал сказяля сто я должен на ней зенится». Немного задумался и сказал: «Неть, мама, луце я на тебе зенюсь.»

Идём на подготовку:
- Мам, это я буду в первом классе, а Катя (сестра) в четвёртом?!
- Ну, да.
- Ты что, не могла нас близнецами сделать?

Доктор приходит к больному малышу. Видит - его младшая сестрёнка бегает по полу босиком.
- Ну-ка, красавица, надень тапочки, а то заболеешь.
После ухода доктора мать замечает, что девочка всё ещё бегает босиком.
- Ты слышала, что доктор сказал?
- Да, он сказал, что я красавица.


Сын (года в 4) наслушался русских народных сказок.
Идём с ним по улице, вдруг взволнованным шёпотом говорит мне:
Папа, смотри трактор землю русскую роет!

Недавно купила Егорику чернослив в белом шоколаде, протягиваю ему раскрытый пакет:
- Угощайся.
Он с любопытством заглядывает в него, расширяет глаза и говорит:
- Пельмени?! Сырые?!

Ходили с дочкой (10 лет) на мультик Эпик, там в конце девочка с мальчиком целуются. Маша громко:
- Ну вот! А написали в начале «0+»!!!

Мам! А куда тампоны вставляют?
Мама, подавившись яблоком:
- Ну… как тебе сказать… В общем, туда, откуда берутся дети.
Алиса, обалдев:
- В аиста, что ли?

Ну что, мужики, помочь чем?

Муж сестры абсолютной честности человек. С детства. Сын папы-адвоката и мамы-судмедэксперта. На телефонный звонок с просьбой позвать кого-то из родителей пятилетний ребёнок отвечал:
- Их нет дома.
- А где они?
- Папа в тюрьме, мама в морге.


Ярослав (3 года) вышел с няней погулять и заметил, как трое сантехников «колдуют» над раскрытым люком, опустили трос, советуются. Ярик, вырвавшись от няни, бежит к ним. Добежавши, осторожно, но деловито подходит к ремонтникам и произносит сакраментальное:
- Ну что, мужики, помочь чем?

Сын (6 лет) спрашивает:
- Мама, а когда дети вырастают, они живут отдельно от родителей?
- Да, сынок, отдельно.
Немного подумав:
- И куда ты пойдёшь?

Свадьба - это когда ты заходишь за девочкой, чтобы с ней погулять, и больше не возвращаешь ее родителям.

Стёпа (6 лет):
- Мам, тебе сколько лет?
- 30.
- Это три десятка?
- Ага. Уже. Скоро состарюсь и отползу на кладбище.
- Мам, ну ты что! Папа вон - ещё старше, чем ты, а он всё ещё живой!

Сидим, читаем с Машей (7 лет) сказку про Али-Бабу и разбойников. Дошли до пещеры с золотом. Я, восхищаясь прелестями красочного рисунка, изобилием богатств, восторженно говорю:
- Я бы взяла себе этот кувшин золоченый… А ты, Маша, что?
Ответ был сух и краток:
- Я бы на газели всё вывезла.

Сыну 2 года 6 мес. Привёз его на прививку в детскую больничку.
Сидим в прививочной ждём пока тётя заряжает шприц, вдруг он поворачивается ко мне и говорит:
Я тебя пока в машине подожду, ладно?!

Cчастливое детство

У знакомых дочка заболела. Чтобы сбить температуру малышей водкой растирают, но отец семейства непьющий, и дома из спиртного оказалась только подарочная бутылка китайской водки со змеёй. Когда они начали растирать ребёнка, от жидкости пошёл ужасный трупный запах. Мать перепугалась и стала кричать мужу:
- Выкинь эту дохлятину!
Девочка начала плакать:
- Не надо, мамочка, может я ещё выживу.
Когда отсмеялись, пришлось долго-долго объяснять, что её любят и никогда не выбросят.


Пятилетняя девочка говорит маме, примерявшей новую шубу:
- Мамочка! Какая ты в этой шубке красивая!
- Правда?.. - обрадовалась мама.
- Правда. Ты в ней на овчарку похожа!

Говорю со вздохом:
- Ну вот, скоро мне 33 года исполнится…
Дочка:
- Да, а мне вообще уже девять.

Мама, а когда я родился, как ты узнала, что меня зовут Дима?

Марьяна (4 года):
- Мама, пойдём в магазин!
- Нет, доча, нет денег.
- А сходи в банкомат, он тебе даст денег!

Дочка (3 года 10 мес.) вчера мне проводила ликбез:
Жених это тот кто покупает мороженое и целуется, а Муж тот, кто дома полочки прибивает и ест.

Старшему сыну 6 лет, младшему - 2 месяца. Мама переодевает младшего, а старший смотрит на него и говорит:
- Ой, мама, он такой весь беленький, как я! А представляешь, что бы было, если бы Тёма родился с чёрной кожей и чёрными волосами?
- Не представляю, - говорю я.
- Капец бы тебе был, мама!

Бабушка откопала мою детскую шкатулку с «драгоценностями». Дочка (4,5 года) с восхищёнными глазами рассматривает всё это пластмассово-ракушечное богатство и спрашивает:
- Мама, это всё было твоё?!
- Да.
- Боже, какое у тебя было счастливое детство…

У меня старшая дочка как-то сказала, глядя в зеркало:
- Какая у меня большая голова, наверное, там очень много мозга!
А младшая ей говорит:
- Раньше тоже компьютеры были большие, только работали они очень медленно.

Когда был маленький, собирались в детский садик, а сынок упирается, не хочет одевать теплые штаны. Я:
Ты что хочешь маму без внуков оставить?
Ранее всё было объяснено по поводу держать в тепле.
Он, вздыхая:
Ну только ради внуков!

Чтобы все ахнули и сдохнули!

Мама говорит, я встречу умного и доброго парня… Но я, скорее всего, просто выберу самого высокого и с голубыми глазами.

Аня (3 года) сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:
- Я ловлю рыбу!
- Аня, это же для доктора!
- Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?
- Да вот горло болит. Вы можете помочь?
- Не могу.
- Почему?!
- Я рыбу ловлю…

Бабушка:
Вот, Женечка, тебе уже 3 года исполнилось. Проси маму с папой, чтобы купили тебе братика или сестричку.
Женя:
Зачем деньги тратить? Мама у нас еще молодая, она и родить может.

3 года. Утром:
- Ну, дочь, что ты хочешь сегодня надеть?
Она, мечтательно:
- Мамочка, одень меня так, что бы все ахнули и сдохнули!

Дочь (6 лет) ест борщ. Предлагаю взять лук или чеснок.
Не хочу.
От лука и чеснока погибает много микробов и вирусов.
Лучше бы они от шоколада умирали.

Сын (3 года) ходит в колготках, доставшиеся от сестры (7 лет).
- Лена! А я в твоих старых колготках.
- А я в твоих будущих!

Пятилетний Рома, вернувшись с прогулки:
- Ух, как сегодня холодно, даже глаза замерзли! Ну, не сами глаза, а челюсти, которые их закрывают.

Сын (2 года 7 месяцев):
- Как трудно одевать трусы - дырки три, а ног всего две!

Разговор с сыном:
- Мам, а сметана полезная?
- Полезная.
- А зелень полезная?
- Полезная.
- Тогда купи мне чипсы «сметана с зеленью».

В детском саду занятия по рисованию. Воспитательница подходит к девочке, которая с упоением что-то малюет:
- Что это ты рисуешь?
- Бога.
- Но, ведь, никто не знает, как он выглядит!
- Сейчас узнают!

Всем хорошо известно, какие дети- выдумщики новых слов. Коло-ток вместо молоток, улиционер вместо милиционер, кружинки вместо кружащиеся снежинки - эти слова может заново придумать почти каждый ребёнок на основе «взрослых» слов. Но существуют ещё такие словечки, которые являются как бы исконно детскими, так называемый baby talk. Это слова, обозначающие: состояния (139), действия (140), звуки (141, 142) и предметы (143, 144). Интересно, что подобные слова существуют во всех языках мира. Английские дети не обходятся без таких слов (145, 146), а по-японски есть наравне с литературным названием машины (jidosha или kuruma) ещё и чисто детское (bu-bu).


Почему такие слова существуют в речи детей и, что любопытно, взрослых? Объяснений тут несколько.

Во-первых, многие их этих слов звукоподражательные. Они близки реальным звукам природных и искусственных объектов: гав-гав очень похоже на реальный лай собаки, би-би - на сигнал автомобиля, а динь-динь - на звук колокольчика. Даже в нашем «взрослом» языке есть такие рифмующиеся малоосмысленные элементы, имитирующие звучание (147-149).

Во-вторых, детские словечки построены по лёгкой для ребёнка форме: как правило, это согласный плюс гласный. Недаром первые слова ребёнка строятся именно по этой модели: мама, папа, дядя, тётя, и частично детское словечко - баба (о бабушке). Повтор одного и того же слога (с небольшой модификацией) облегчает запоминание и использование такого словечка ребёнком. Уже несколько позднее появляются более сложные в фонетическом плане слова (150, 151).

В-третьих, такого рода словечки иногда обозначают табуированные слова из взрослой речи. Ведь некоторые взрослые (особенно женщины) не любят грубых слов, обозначающих действия мочеиспускания или дефекации, а детские словечки, обозначающие то же самое (пи-пи или ка-ка) звучат достаточно нежно (152). Даже по-японски говорят смягченное shee-shee, когда высаживают ребёнка на горшок «по-маленькому».



(152) Ну-ка, сделай пи-пи перед баиньки, а то мамочка ата-та сделает.

Что можно сказать о таком вроде бы неправильном языке? Нужно

ли употреблять детские словечки в разговорах с детьми? Не лучше ли

сразу приучать их к правильной речи? Думается, что ничего особен-

Но плохого в том, что дети до трёх лет используют такие словечки,

нет. Ведь по наблюдениям детских психологов, даже ребёнок четырёх

лет, обращаясь к двухлетнему, говорит гораздо проще, чем со взрослым. Люди, желающие, чтобы их понимали, должны говорить на том лингвистическом уровне, который обеспечивает понимание со стороны слушателя. Кроме того, дети всего мира используют детские словечки, а это свидетельствует об универсальности явления.

В ряде стран, в частности в Канаде и США, взрослые относятся к таким особенностям своей речи достаточно спокойно, а в Японии педагоги считают это неправильным. Дело в том, что некоторые взрослые чрезмерно используют в своей речи этот не совсем ещё правильный детский язык и детские словечки, начиная сюсюкать с ребёнком. На самом же деле и «родительский» язык, и всякие детские неправильные словечки - это промежуточный этап на пути освоения ребёнком такого сложного инструмента мышления и познания мира, каковым является язык. И «родительский» язык, и детские словечки взрослых играют в когнитивном и языковом развитии ребёнка свою небольшую, но существенную роль.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В период овладения системой родного языка детям свойственно активное словотворчество. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями Ї лингвистами и психологами Ї показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества и в то же время помогают установить некоторые принципы грамматической сочетаемости, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Научная новизна заключается в анализе новых слов в речи ребенка, учитывающем фонетический, словообразовательный, лексический уровни языка.

Объектом работы является детская речь.

Предмет -- «смешные» слова в речи ребенка.

Цель работы заключается в психолингвистическом анализе «смешных» детских слов и выявлении причин их возникновения.

Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

Пронаблюдать речь ребенка с точки зрения словотворчества.

Определить роль психологических факторов в возникновении языковых новообразований детей.

Выявить особенности развития и строения лексико-семантической системы речи ребенка.

Выявить и описать модели «новых» слов в речи ребенка.

Методологической основой написания работы послужили научные труды В.П. Глухова, И.Н. Горелова, С.Н. Цейтлин, Р.М. Фрумкиной, разрабатывающих психолингвистическую концепцию развития речи у детей.

Основными методами научного исследования являются описательный, исследовательский и психолингвистический анализ.

Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

словотворчество смешной речь ребенок

1. Детское словотворчество

Детская речь рассматривается как репрезентация особой детской языковой системы, являющейся в известной степени автономной, отражающей достигнутый к данному моменту уровень когнитивного развития ребенка и способной удовлетворять его коммуникативные потребности. В этом случае становится абсурдной сама постановка вопроса о правильности или неправильности речи ребенка, ибо исчезает необходимость сопоставления со взрослым эталоном.

Исследования Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлина и других исследователей детской речи показали, что период дошкольного возраста является для ребенка периодом усиленного словотворчества. При этом обращает на себя внимание тот факт, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей («всехний», «всамделишный»), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдельных детей («топтун», «диктун» и др.).

На основе лингвистического анализа было выделено несколько «словообразовательных моделей», по которым дети с трех до шести лет образуют новые слова:

1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слово. Возникают «слова-осколки» («пах» -- «запах», «прыг» -- «прыжок», «лепь» -- то, что было слеплено из пластилина).

2. Присоединение к корню слова «чужого» аффикса или флексии («пахнота», «умность», «иметель», «пургинки» (снежинки) и т. п.).

3. Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При образовании таких «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно («вкуски» = «вкусные» + «куски»; «колоток» = «колотить» + «молоток»; «улиционер» -- «улица» + «милиционер» и т. д.).

При исследовании «слов-осколков» было обнаружено, что ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова «молоко» ребенок произносит только «ко», позднее -- «моко» и, наконец, «молоко». Таким же образом соединяются разные слова и словосочетания («бабезьяна» -- «бабушка обезьяны», «мапина дочка» -- т. е. «мамина и папина» дочь и т. п.).

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: «колхоз», «совхоз», «самолет», «всеобщее» и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым образцам, которые дают детям окружающие взрослые. Усваивая стереотипные речевые конструкции -- «речевые шаблоны», дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они совершенно непреднамеренно создают новые слова -- такие, которых нет в языке, но которые в принципе (по правилам словообразования данного языка) являются возможными. Детские неологизмы почти всегда соответствуют правилам лексики языка и грамматически почти всегда «безошибочны», хотя звукосочетания всегда неожиданны и необычны для взрослых.

Существуют такие слова, которые являются как бы исконно детскими; в зарубежной психолингвистике они определяются понятием «baby talk». Это слова, обозначающие: состояния («бо-бо»), действия («ням-ням»), звуки («тук-тук», «тик-так») и предметы («ляля» -- «кукла», «бяка» -- «плохой»). Интересно, что подобные слова существуют во всех языках мира. Объяснений этому может быть несколько.

Во-первых, многие их этих слов звукоподражательные. Они близки реальным звукам природных и искусственных объектов: «гав-гав» очень похоже на реальный лай собаки, «би-би» -- на сигнал клаксона автомобиля, а «динь-динь» -- на звук колокольчика. Даже во «взрослом» языке есть такие рифмующиеся малоосмысленные элементы, имитирующие звучание (например, «трам-тарарам», «динь-динь», «шурум-бурум»).

Во-вторых, детские словечки построены по доступной для ребенка «структурной схеме»: как правило, согласный плюс гласный. Недаром первые слова ребенка строятся именно по этой модели: «мама», «папа», «дядя», «тетя»; примером может служить и «частично» детское словечко -- «баба» (о бабушке). Повтор одного и того же слога (с небольшой модификацией) облегчает запоминание и использование такого слова ребенком. Несколько позднее (к трем-четырем годам) в речи детей появляются более сложные в фонетическом плане слова («трик-трак», «пиф-паф»).

Переходя от формы единственного числа к форме множественного числа, дети изменяют флексию, а основу оставляют неизменной («заяц, заяцы», «котенок, котенки). Очень ясно и понятно в этом плане отличие речи ребенка от нашей речи. У нас «ухо, уши», ребенок скажет либо «ухо, ухи», либо кто-то из детей сказал в единственном числе «уш».

Дети борются с супплетивизмом во всех его проявлениях, поэтому они до определенного возраста говорят «человеки», а не «люди», или могут сказать «ребенки» вместо «дети». Надо сказать, что это можно иллюстрировать и примерами и из других областей, необязательно из области словоизменения существительных. Точно также дети ликвидируют супплетивизм, когда имеется сравнительная степень прилагательного. То есть «хороший» получится у ребенка «хорошее», а не «лучше».

Довольно часто мы используем существительные в форме единственного числа, обозначая некоторое вещество, которое состоит из частиц достаточно крупных, доступных для того, чтобы наблюдать их по отдельности и даже как-то ими манипулировать. Скажем, горох Ї совокупность неких горошин. Горох Ї одновременно это некоторое множество; существительное единственного числа. Горох рассыпался по полу. Ребенок констатирует: «Горохи по полу рассыпались» Ї ему кажется, по-видимому, нелогичным употреблять слово «горох» по отношению ко множеству этих отдельных элементов. Также дети говорят «картошки», «капусты», «моркови», когда имеется в виду не один предмет, а много.

До определенного момента дети могут использовать единые флексии в определенном падеже, независимо от так называемого типа склонения. Или же единый способ корреляции открытой-закрытой глагольной основы. Например, переходит от открытой основы, заканчивающейся на гласную, к закрытой основе на согласный всегда с помощью йота. Возникают формы типа «искаю» по типу «играю», «пылесосаю» и тому подобное.

Тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь Ї выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Ребенок должен постепенно, методом проб и ошибок, уточнять значение слова. Оно складывается из обобщения всех ситуаций, в которых было употреблено. Чем большим количеством слов овладевает ребенок, тем легче ему уточнить область смысла, с которой слово вступает в отношения референции; кроме того, он приобретает технику оперирования новым словом и быстрее проходит все стадии. В этом развитии оказывается огромное количество «отбросов» Ї материала, не пошедшего на строительство языка.

К концу дошкольного возраста детское словотворчество начинает «угасать»: к 5-6 годам ребенок уже прочно усваивает «стандартные» обороты речи, используемые взрослыми. Теперь он тонко выделяет различные грамматические формы и свободно ориентируется в том, какую из них и когда нужно применить

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

2. «Смешные» слова в речи ребенка

В ходе психолингвистического исследования мы наблюдали и анализировали речь Насти Винокуровой, которой исполнилось 4 года и 5 месяцев.

Как и у любого ребенка, возраст от 2 до 5 лет характеризуется у Насти активным словотворчеством, образованием новых слов, трансформацией устойчивых выражений. При этом часто образовываются «смешные» слова, кажущиеся таковыми взрослым, но совершенно логичные с точки зрения ребенка.

В основе образования «смешных» слов лежит их преобразование на различных языковых уровнях: фонетическом, словообразовательном, лексическом, фразеологическом и других.

Так, с учетом фонетики можно проанализировать некоторые появляющиеся в Настиной речи необычные слова. Ребенку еще сложно воспроизводить на слух длинные слова, особенно, если они заимствованы из других языков. Поэтому в возрасте двух с половиной Ї трех лет Настя вместо сложного по своему звуковому составу глагола «сфотографировать» произносила «сатагасиловать». При этом пропал звук «ф», его заменил звук «с», ставший частью корня, а сонорный «р» совсем не поддался произношению.

Детские слова чаще всего построены по доступной для ребенка «структурной схеме»: согласный плюс гласный. Поэтому у маленькой Насти получалось произносить имя своей сестры только «Илька», тогда как нужно было сказать «Лерка». Сочетание двух близстоящих сонорных усложнило имя, которое трансформировалась в удобное для ребенка соединение согласного и гласного.

Неспособностью произнести в три года звук «р» объясняется и возникновение съедобного «мукалоны». Причем в сознании ребенка уже появилась связь между такими мучными продуктами, как макароны и мука, чем и оправдано появление «синтетического» слова, при котором происходит сцепление частей известных слов.

Название челябинской реки Миасс никак не поддавалось осознанию Насти, потому что не ассоциировалось ни с одним из знакомых уже слов. Именно поэтому река стала называться «Мясо», и Настя, когда проезжает через мост, неизменно говорит: «О, посмотрите, это река Мясо!» Иноязычное название напитка «какао» Настя заменила словом «какаву», что подтверждает то, что ребенку на раннем этапе развития легче произносить сочетания согласных и гласных.

На словообразовательном уровне детям свойственно прибавление к корню "чужих" аффиксов или окончания, уже известных ребенку и употребляемых по аналогии с другими словами с целью в какой-то степени унифицировать язык. Поэтому вместо слова «челюсть» Настя произнесла «челюстник»: «Как ты двигаешь своим челюстником!», наделив человеческий орган суффиксом, характеризующим предмет. По подобной модели произошло образование слова «птенчата» вместо «птенцы», что говорит о знании Настей суффиксов, употребляемых при назывании детенышей животных.

Маленькая Настя работников, приходивших делать ремонт у них дома, предпочла называть «ремонтики», возможно, частично из хорошего отношения к ним (уменьшительно-ласкательный суффикс «-ик»), частично из знания именно слова «винт-ик», а не «ремонт-ник».

Часто в речи Насти можно услышать замену мужского рода существительных на женский: «шлема» вместо «шлем», «историка» вместо «история». Несомненно, имеет значение то, насколько часто ребенок употребляет достаточно сложные существительные в своей речи с целью закрепления рода.

Новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения "чужих" приставок. При этом "взрослые", обычные слова приобретают экспрессивное, неожиданное значение. Так, Настя сказала: «Я утром рано встала, а ты всё засонькала», Ї заменив простой глагол «спала» более подходящим, по ее мнению, в данном случае.

Иногда в речи детей встречаются избыточные словосочетания, появление которых обуславливается тем, что ребенок еще не может точно воспроизвести сложное определение и пытается дополнить его более развернутым лексическим комплексом. Например, на прогулке Настя произносит: «Вон едет взбивательная мешалка», Ї имея в виду бетономешалку. При этом «взбивать» и «мешать» являются синонимами. Или в парке развлечений Настя говорит, что она не боится «чертова обозрения». В сознании ребенка смешиваются не закрепившиеся еще в лексиконе словосочетания «чертово колесо» и «колесо обозрения», и «синтетическое» словосочетание совсем не включает опорного слова «колесо».

Детям свойственно смешивать паронимы, что объясняется незнанием контекста их употребления. Так, Настя произнесла: «Вы все смеетесь, смеетесь. Какие-то смешные вы у меня родители», Ї заменив прилагательное «смешливые» словом «смешные». В то же время использование именно такого слова обусловлено ситуацией, в которой оказался ребенок.

Незнание определенных слов, в том числе иноязычных, заставляет ребенка заменять их известными ему русскими эквивалентами. Настя при упоминании Исаакиевского собора произносит: «А что такое Исаакиевский забор?» А ноутбук называет «новый бук». Услышав, как бабушка обращается к внуку: «Ты у меня за столом сидишь совсем как аристократ» Ї Настя радостно добавляет: «Да-да, как листопад!»

В возрасте четырех-пяти лет ребенок только осваивает язык взрослых, значение устойчивых сочетаний, фразеологических единиц. Часто дети буквально понимают фразеологизмы, крылатые слова, придавая лексическое значение каждому слову, а не всему единству. Во время осенней прогулки маленькая Настя слушала про то, как белочки меняют рыжую шубку, постепенно становятся серыми, чтобы зимой они были не так заметны. После объяснения Настя подумала и попросила: «А когда белочка будет менять шубку, ты позовешь меня, чтобы я посмотрела?» Так образное выражение превратилось в сознании ребенка в действительное кратковременное действие.

Дети всегда готовы и сами создавать новые обороты: чтобы папа не сердился на нее, Настя, улыбаясь, пригрозила ему: «А ты не хмурь на меня глазки». Таким образом, она, разрушив устойчивый оборот «хмурить брови», создала свой с использованием слова «глазки», что больше, по ее мнению, было уместно в конкретной ситуации.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым образцам, которые дают детям окружающие взрослые. Усваивая стереотипные речевые конструкции -- «речевые шаблоны», дети пытаются понять правила использования лексических и грамматических возможностей языка.

Заключение

Детская речь рассматривается как репрезентация особой детской языковой системы, являющейся в известной степени автономной, отражающей достигнутый к данному моменту уровень когнитивного развития ребенка и способной удовлетворять его коммуникативные потребности.

Детское словотворчество рассматривается в психолингвистических исследованиях как один из этапов, который проходит каждый ребенок в освоении родного языка. В результате восприятия и использования в своей речи большого числа слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, ребенок «проводит» аналитические операции членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тем, которые в лингвистике называется морфемами, а в психологии речи -- слоговыми элементами.

Некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей («всехний», «всамделишный»), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдельных детей («топтун», «диктун» и др.).

В качестве своего рода пускового устройства для начала освоения той или иной языковой категории выступает момент осознания содержания той или иной семантической категории, обусловленного достигнутым ребенком уровнем когнитивного развития. Так, из этого следует, что дети, как правило, осваивают почти одновременно разноуровневые средства выражения однотипного содержания: лексические, грамматические и фонетические.

Список литературы

1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель. - 351 с.

2. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2008. - 320 с.

3. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. - В кн.: Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - с. 312 - 317.

4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование мышления и речи в дошкольном возрасте. Наглядно-действенного (практическое) мышление. Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление. Развитие речи. Детское словотворчество. Дети говорят друг с другом. Развитии речи и рисования.

    творческая работа , добавлен 18.10.2007

    Воспитание ребенка, принципы формирования в структуре его личности социально-психологических новообразований; гуманистический и технократический подходы. Методы, средства, приемы и влияние на сознание и поведение детей: убеждение, внушение; подражание.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

    презентация , добавлен 23.02.2012

    Изучение особенностей развития речи в первые годы жизни ребенка. Роль семьи в процессе формирования языковых умений ребенка. Поручения и задания. Развитие понимания речи. Наиболее часто встречающиеся нарушения речи дошкольника и способы их преодоления.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Помощь детям с речевыми нарушениями. Изучение, предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей. Нарушение устной и письменной речи. Органы чувств (анализаторы) - слуховой, речедвигательный. Система логопедической помощи детям с нарушением речи.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2008

    Лингвистические, психолингвистические аспекты исследования слога, слогослияния. Формирование слоговой структуры слова у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью. Исследование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Усвоение лексических единиц родного языка как вид умственной деятельности. Возрастные особенности овладения выразительными средствами устной речи: модуляцией голоса, интонацией. Коррекционно-развивающая программа по исследованию речи у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2015

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2015

    Характеристика речи как психического познавательного процесса. Исследование психологических особенностей развития речи и мышления у детей дошкольного возраста. Проблема возрастной эволюции речевой и мыслительной деятельности ребенка в учении Ж. Пиаже.

Если у вас есть маленькие дети, носите с собой блокнот! Потому что такие фразы, которые иногда выдают малыши, надо записывать. Как минимум, будет что вспомнить и над чем посмеяться, когда чадо вырастет. А пока мы предлагаем вам почитать высказывания других детишек, комичность которых сразит вас наповал. Хорошее настроение гарантируем 😉

Сын (3,5 года) елозит по полу на подушке.
— Ты зачем подушку пачкаешь?
— Это моё седло, я на лошадке катаюсь.
Рассерженная поднимаю подушку с целью водрузить на кровать, а из-под неё выползает замученный кот. Он, оказывается, и был лошадкой.

Бужу утром сына в садик. Вова:
— Мам, ложись рядышком, я тебе что-то расскажу.
Я укладываюсь, он уютно устраивается под бочком и продолжает спать. Молчание. А мне ведь интересно!
— Сынок, чего рассказать-то хотел?
— Я еще не придумал…

Гаишники останавливают машину. В машине отец и 6-летний сын. Отец выходит и заискивающе протягивает гаишнику документы со словами:
— Добрый день, товарищ инспектор, вот права, вот страховочка, вот техпаспорт, вот техосмотр, всё в порядке, всё как положено…
В этот момент сынишка открывает стекло и громко спрашивает:
— Папа, а где же козлы?

Андрею 2,5 года. Перед Новым годом мама приготовила целую миску «Оливье» и стоит над ним, загибая пальцы:
— Та-а-ак, колбаску я в салат положила, картошку нарезала, горошек…
Андрей (тихо-тихо):
— А компотик я туда налил…

Пятилетнего племянника спрашивают, кем он хочет быть:
– Даня, хочешь быть летчиком?
– Не, они разбиваются…
– Ну а тогда капитаном?
– Не, они тонут…
– А кем тогда хочешь?
– А я буду матрасы делать?
– Почему?
– Поделал – полежал, поделал – полежал…

Лёве 6 лет. Идём с ним к невропатологу. Лёвка капризничает - врачи ему надоели. Я говорю ему:
- Этот врач ничего тебе не сделает, только разговаривать будет.
- И всё?
- Ну, может, ещё молоточком постучит, но не больно.
Приехали, заходим. Врач:
- Здравствуй, Лёвушка!
- Здравствуйте! Ну, где ваш топор?!



Сыну 15 месяцев. Не могу ездить в общественном транспорте, потому что помираю со смеха. Заходим, усаживаемся, сын выбирает близстоящего молодого человека, мило улыбается и говорит:
- Папа!
Многие «папы» выходили на ближайшей остановке…

Вероника с мамой едут с ёлки. Их остановил гаишник за мелкое нарушение и выписывает штраф. Вероника говорит: «Не ругайтесь на мамочку: возьмите у меня все конфеты, станете добрым и не будете к людям приставать со всякими глупостями». Вероника Мерзликина, 5 лет

Кирилл (2 года 1 месяц) на улице увидел выходящего из подъезда мужчину и без лишних приветствий, обращается:
- Гулять пошёл?
Мужчина оторопело:
- Ага
- Шапку надел?
- Да.
- И варежки надень. Холодно. Очень холодно.

Мама:
— Сынок! Кто же научил тебя этим плохим словам?!
Сын:
— Дед Мороз, когда споткнулся ночью об мой велосипед!

Детская секция карате (детки 4-5 лет). Ведут: Андрей Мстиславович и Геннадий Мирославович. Конечно, отчество Андрея детям не выговорить, поэтому его называют просто «Андрей», над чем потешается Геннадий, мол, не заслужил.
Сама история: открытое занятие. Перерыв. Один из малышей отделяется от толпы и направляется к «сенсеям». Помявшись, спрашивает:
- Геннадий Мимосралович, можно мне в туалет?
Когда утих смех Андрея, Геннадий собрал всех детей и сказал:
- С этого дня я для вас - просто Гена! И никак иначе!

Ролевые игры. Маше где-то около двух лет. Мама у нас - коза, Машенька, естественно, - козлёнок. Ничего не подозревающий папа входит в комнату и слышит командный голос дочери:
- Козёл! Налей соку!
Видели бы вы его глаза…

Пришли в церковь, молимся, люди поют (читают молитвы). Мимо проходит Ярик (2,5 года) и внимательно смотрит на женщин.
- Тёть, не так надо! Надо: гуси-гуси, га-га-га, есть хотите, да-да-да…
Занавес.

Денис приходит из школы домой и говорит маме:
- Мам, нам учительница велела принести кровь из носа!
- И что нужно принести?
- Да кровь из носа же!

«Хватит ныть! Как тебе не стыдно! Что про тебя подумают другие люди? Будешь баловаться – упадёшь! Почему ты себя так странно ведёшь? Смех без причины – признак дурачины. Я – последняя буква алфавита! Откуда у тебя только руки растут? Неумеха! Рот закрой! Тебя никто не спрашивает. Мало ли, что ты хочешь? А умнее ты ничего не мог придумать ?».

Звучит знакомо?

Многие из нас помнят эти обидные слова и фразы, которые нам приходилось слышать в своём детстве от значимых для нас взрослых. Эти слова до сих пор продолжают звучать в наших головах, несмотря на то, что мы уже выросли. Они продолжают влиять на наше мировоззрение, самооценку, восприятие жизни и отношение к себе и другим людям.

То, что объединяет все эти слова и фразы – это полное отсутствие уважения к личности ребёнка и его чувствам, а также желание взрослого показать своё превосходство над ребёнком и подчинить его своей воле.

Помогли ли эти фразы вам чему-то научиться?

Сомневаюсь!

Будучи взрослыми, мы, к сожалению, часто продолжаем уже «на автомате» делать подобные бессмысленные замечания своим детям.

Давайте будем более конструктивно доносить до детей то, что хотим до них донести. Я очень хочу, чтобы взрослые люди перестали говорить эти слова своим детям. Потому что это унизительно, обидно и больно. Потому что это не учит ребёнка уважать других людей и уважать себя. Эти слова подрывают у ребёнка веру в себя и свои силы и внушают ему идеи о собственной неполноценности.

Как-то раз я попросила своих читателей написать, какие обидные слова говорили им в детстве. В итоге я составила ЦЕЛЫЙ СПИСОК таких фраз! Я благодарю всех, кто нашёл мужество и поделился своими воспоминаниями из детства. Благодаря вашему участию я составила список фраз, от которых нужно уходить в общении с детьми.

1.Не умничай.
2.Не будешь хорошей девочкой — тут оставлю\обратно в роддом отнесу.
3. Мало ли что ты хочешь!
4. Художник от слова Худо.
5. Профессор кислых щей.
6. Что ты — дура пока только мы знаем. Не надо всем об этом рассказывать.
7. Помолчи, за умную сойдёшь.
8. Почему ты не можешь быть как все нормальные дети/люди?
9. Руки из жопы, только ломать умеешь, больше ничего.
10. Что рожа такая кислая?
11. С жиру бесишься.
12. У всех дети как дети, а у нас – чёрт знает что!
13. Не вой (когда ребёнок поёт или плачет).
14. Всё-равно у тебя ничего получится!
15. Закрой свой рот, тебя не спрашивают.
16. Я – последняя буква алфавита
17. Откуда у тебя только руки растут?
18. Ума нет – считай калека.
19. Хотеть не вредно!
20. Ты толстая и никчёмная, ты никогда не сможешь похудеть!
21. С твоими мозгами ты ничего в жизни не добьёшься!
22. Тебе слон на ухо наступил.
23. Тебя никто не спрашивает.
24. Не велика барыня.
25. Хватит лить свои крокодильи слёзы.
26. Пишешь как курица лапой.
27. Включи мозги.
28. Какая ты некрасивая когда плачешь.
29. В этом доме твоего ничего нет.
30. Бестолочь.
31. Хватит выть.
32. Что люди подумают? Все дети, как дети, а ты…
33. Все люди из говна конфетку делают, а ты из конфетки — говно.
34. Соплежуй.
35. Наказание ты Господнее.
36. Хватит слезомойничать.
37. Не умеешь – не берись!
38. У тебя не руки, а крюки.
39. Немочь.
40. Много хочешь – мало получишь.
41. Вся в папашу.
42. Дрянь ты такая!

Этот список можно долго продолжать…

Каждый раз, когда вам хочется сказать что-то подобное своему ребёнку, задайте себе вопрос: «Смог(ла) бы я сказать такие слова человеку, которого уважаю и отношениями с которым дорожу?» .

Любопытно, что мы практически никогда не позволяем себе говорить такие вещи в общении со взрослыми — своими друзьями, знакомыми, коллегами по работе, родственниками, соседями. Даже если мы очень недовольны, все равно мы не говорим взрослым таких слов. Потому что хорошо понимаем последствия, осознаём, как это неприлично и некрасиво так говорить, как это обидно и неприятно другому человеку. Мы также понимаем, что надолго испортим отношения с этим человеком. Но почему-то это понимание не распространяется на наших детей!

Помните: все эти слова и фразы надолго остаются в памяти ребёнка и очень часто становятся его внутренним голосом, подрывая его веру в себя и оставляя психологические шрамы.

А вы помните из своего детства какие-то обидные повторяющиеся фразы или замечания? Например, я помню из своего детства такую: «Ума нет – считай, калека!». Долгое время это фраза очень сильно мешала мне в жизни. И еще одна, неприятная: «Пишешь, как курица лапой».

А вы что помните? Поделитесь, пожалуйста, внизу в комментариях – вместе мы можем составить целый список таких бессмысленных и обидных для ребенка фраз, которые надолго «застревают» в памяти и мешают уже взрослым людям в их жизни. Буду вам благодарна, если поделитесь!