Тест стили родительского общения. Родительское собрание "стили родительского воспитания". Как вы относитесь к активности самого ребенка

Тест стили родительского общения. Родительское собрание "стили родительского воспитания". Как вы относитесь к активности самого ребенка

Тест 1. КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ?

Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

Для этого выполните тест (модификация теста): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что

происходит с ним и вокруг него;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял вещь у другого ребенка в его отсутствие

и без разрешения, то вы:

А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять

правильное решение;

Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь и

извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его

просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о

том, какой он у вас молодец;

Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

поступите?

А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

Б) не обратите на это внимания;

В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени . Что вы

предпочтете делать?

А) понаблюдаете за тем, как дети общаются, со стороны, не вмешиваясь;

Б) включитесь в дела детей: поможете, подскажете или сделаете замечание;

В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не

стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;

Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно

обучать и воспитывать;

В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно

бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и

воспитать его;

Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого

должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять

процессом его развития практически невозможно, так что главная забота

родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и

воспитания;

В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с

родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;

В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы

было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь

пожалеет об этом;

В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Бланк тестирования

Ключ к тесту

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

Если вы набрали от 25 до 30 баллов , то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

Если вы набрали от 20 до 24 баллов , вы склонны к авторитарному стилю .

Если вы набрали от 10 до 19 баллов , то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Родители, предпочитающие либеральный стиль , склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой). Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль , не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический , когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.

Тест

«Стили педагогического общения»

Цель: определение стиля воспитания детей

Инструкция : внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.

    Считаете ли Вы, что ребенок должен:

А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

    Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

    Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

    Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

    Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

    Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

    Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

    Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

    Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

    Какая позиция, по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

    Восприятие отношения ребенка к учителю.

    Выбор профессионального воздействия.

    Реакция на удачное, успешное действие ребенка.

    Реакция на ошибку.

    Включенность в деятельность детей.

    Отношение к чувствам детей.

    Отношение к сотрудничеству с детьми.

    Восприятие активности детей.

    Учет потребностей детей.

    Отношение к детям в целом.

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.

Варианты ответов

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения обследуемый может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы над собой.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф.И.О. (шифр)

Возраст Стаж Муж. Жен.

Образование Дата исследования «____»_______________

Курсовая по педагогике:Стили родительского общения.

Оглавление
Введение ……………………………………………………… ………………3-6
Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с подростками в семье………………………….7-26
1.1.Семья как малая социальная группа……………………………………...7-9
1.2. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте………………………………………………………… …………….9-15
1.3. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков, устранения конфликтных ситуаций с помощью способов совладения…………………………… …..15-26
Глава 2. Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с подростками…………………………………………… …………..27-33
2.1. Методики исследования……………………… ………………………...27-29
2.2. Анализ и интерпретация данных……………………………………….29-33
Заключение…………………………………………………… ……………...34-25
Литература…………………………………………………… ………………26-27
Приложения…………………………………………………… ……………..38-44

Введение
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей - подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей - с другой.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем аcсоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.
В кризисном состоянии почти всегда, кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть - человек способная изменить свое отношение к тому, что случилось.
Зачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы более скорее и эффективнее адаптироваться к ней, привыкать к новым сложным условиям, хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив стресогенность того, что все одно уже происходит. Главная задача совладения - обеспечить и поддержать определенный уровень психического и физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки удовлетворенность собою, своей деятельностью, общением.
Совладение выполняет очень важную функцию регуляции эмоциональных состояний. Благодаря нему человек берет себя у руки, ощущая готовность что-то изменить в собственной жизни, с чего-то начать трудный путь вперед. Можно сказать, что овладение выполняет также и функцию постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как действенный, так и сугубо воображаемый модусы реагирование на затруднительные обстоятельства.
Цель работы: Изучение влияния стилей родительского общения на формирование личности подростка.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить литературу, изданную ранее по данной тематике.
2) Определить основные понятия, необходимые для данного исследования.
3) Подобрать методики психологической диагностики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье и личность подростка.
4) Исследовать индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений с помощью личностных опросчиков.
Объектом исследования нашей курсовой работы является личность и поведение подростков в межличностных отношениях с родителями.
Предмет исследования работы заключается в стиле родительских отношений, вызывающих ответную реакцию у подростков и проявляющуюся в поведении.
Гипотеза: Можно предположить, что стили родительских отношений неадекватные ситуации формируют не только негативные поведенческие реакции, но и способствуют дисгармоничному развитию личности в целом.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ научной литературы наблюдение,
- изучение и обобщение опыта
- тестирование детско- родительских и межличностных отношений
- статистические методы обработки полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе «Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с подротскаи в семье»» рассматривается семья как малая социальная группа, возрастные особенности личности и поведение в подростковом возрасте. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведение у подростков, устранение конфликтных ситуаций с помощью способов совладения.
Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми - подростками в семье.

      С е м ь я к а к м а л а я с о ц и а л ь н а я г р у п п а.
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи.
Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. 1 Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д. 2
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.
Сделана попытка определить механизм связи между правильными позициями родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей - с другой.
От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. 3

1.2. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте.
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. 4
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. 5
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости.
Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники.
Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. 6 Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. 7 Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в
изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка.
Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности.
Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. 8 Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием.В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребёнка в эти годы, нарушений психического равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.
Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации - специфически - подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из- под опеки, контроля. Покровительства старших - родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку.Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.
Одна из крайних форм проявления такой реакции - побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью». 9 Чув ство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде. У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

1.3. Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования личности и поведения у подростков, устранения конфликтных ситуаций с помощью способов совладения.

Глава 2. Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с детьми - подростками.
2.1. Методики исследования.
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман);
методика “Неоконченные предложения”.
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми. При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе лицея №1 г.Павлодара. Было обследовано 30 подростков и их семьи.
Свою работу я начала с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Нормативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка. К высокому уровню детско- родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

2.2 Анализ и интерпретация данных

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). К низкому уровню детско- родительских отношений мы отнесли 6 семей.После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены. В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.
Методика “Неоконченные предложения”.
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения: Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову. Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %). Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30). В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них.
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:
-боязнь физического наказания;
-страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки;
-крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № А).
Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами.На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “ маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализация”. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям: Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

      д е т с к и е о т н о ш е н и я к р о д и т е л я м ;
      з н а н и я р о д и т е л е й о в о с п и т а н и и р е б е н к а ;
      р о д и т е л ь с к и е о т н о ш е н и я к д е т я м .
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка.
Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Заключение
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии. К. Роджерс назвал его «Личностно центрированным», то есть, ставящем в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Хотелось бы еще отметить, что не мене интересным было бы сравнить стили взаимодействия отцов и матерей, так как существует различия как черт характера, так и стилей отношения к ребенку по гетерогенному признаку. Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.
Анализ психолого- педагогической литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого- педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.Гипотеза исследования нашла свое экспериментальное подтверждение. Цель достигнута, задачи в основном можно считать решенными.
Из-за глобальности темы, в работе осталось за пределами исследования, несколько вопросов, например: что причина агрессии может быть не только в подростковом возрасте, она может выплывать под воздействием гормонального или других факторов, определяющих этот возраст, по-видимому, причина лежит вне подросткового возраста, а намного раньше; невыясненным остается степень влияния семьи на формирование агрессии и причины ее возникновения у детей разного возраста, начиная с младенческого или даже с внутриутробного.

Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы психологии.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Психология образования.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
9. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001.
10. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
12. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. - Мн.: Харвест, 2001.
13. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
14. Нартова-Бочавер С.: «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. Психол. журнал 1997. №5
15. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. - СПб.: Ювента, 1999.шении подростков более гибко и осмысленно.
16.Журнал «Воспитание школьников».№1.2008 г.Стр 53-55.
17. .Шадриков В.Д- Психологический журнал, - 1983 г. №5.
18. Журнал «Мысль».№6. 2008 г. Стр 41-50.
19. Баймолдаев Т.М., научно-издетельский центр «?алым», 2001 г.
20. Садыков Т. «Тарих та?ылымы» ,Алмыты 1992 г.

Приложение А
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Статус Вашего ребенка в семье(“кумир семьи”, изгой)
6.Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
10.Оказываете ли помощь ребенку в принятие решений?

Приложение Б

Результаты анкетирования по выяснению детско – родительских отношений.Отношение к семье, в общем 18,8%, дети ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети. 1,4% проявляют беспокойствие и заботу о своих близких. 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.
Отношения между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.
Страхи и опасения возникают из-за школы, у детей возникает чувство страха перед зачетом, ответом по предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые положительно относятся к учебе, школе и учителям.
При анализе данных по тревожности испытуемых подростков выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:
1) школьная тревожность: 72,7% - нормальная, 22,8% - немного повышена, 4,5% - чистое спокойствие.
2) самооценка: 90,9% - нормальная, 9,1% - чистое спокойствие.
3) межличностная: 90,9% - нормальная, 9,1% - немного повышена.
При определении темперамента исследование было направлено на разные его свойства по отношению к работе и общения с людьми. У 17,6% испытуемых не принимаются к рассмотрению, т. к. ответы на контрольные вопросы более, чем в трех случаях, совпадают с ключевыми, это означает, что на основные вопросы испытуемый старался приукрасить себя, представить в более выгодном свете, т.е. был не искренним.

В целом были получены такие данные:

    п о о т н о ш е н и ю к р а б о т е: 53,6% п р о я в л я ю т с р е д н и й т е м п е р а м е н т , 35,7% - в ы с о к и й ,
    и т.д.................
Тест « Стили родительского общения»
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей.

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забыаать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, незадумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, что бы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Логуве).

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, и тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня ни кто этому не учил, и их сама жизнь нгаучит.

Б. Считаю, что родителям стоит в доступной форме удовлетворять возникающие у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте, главное – позаботится о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит можно и дать.

Б. лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на месяц, неделю), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.

7. Как вы относитесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо.

В. Подумаешь! Все мы знаем этим словам не надо придавать значение, пока это не выходит за разумные приделы.

Г. Ребенок в праве выражать свои чувства даже тем способом, которые нам не по душе.

8. Дочь – подросток хочет провести выходные на даче у подруге, где соберется компания сверстников а отсутствие родителей. Отпустите ли вы ее?

А. Не в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она сама может принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значение.

В. Расстроюсь.

Г. Постараюсь разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Незнаю.


Обработка результатов.

Стиль общения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского общения.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен выроста ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В свих требованиях вы, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашем контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям.

Индифферентный стиль. Проблема воспитания не является для вас первостепенной, поскольку у вас иных забот не мало. Свои проблемы в основном приходится решать самому. А ведь он в праве рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

КВН « Я – это …?»

(Совместное мероприятие с участием педагогов, детей о родителей).


Цель: формировать представления детей о принадлежности детей к определенной социальной группе (мужчин или женщин); развивать способности использовать свои знания и представления в конкретных ситуациях и жизни; воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; дать представления родителям о необходимости воспитания ребенка как представителя определенного пола для выполнения им в будущем определенной социальной роли, и необходимости воспитания не только в детском саду, но, прежде всего в семье. Доставить радость!
Ход мероприятия:
В игре участвуют две команды: «Елена Прекрасная» - мамы с дочками и «Илья Муромец» - папы с сыновьями.

Сегодняшнюю игру я хочу начать словами, которые будут девизом нашей игры:

Мальчик бывает разный,

Мальчик, девочка, старик,

И не так – то просто разобраться

Кто из них …

Есть и брови, и ресницы, есть и уши, две руки …

Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри!

Первое задание:

«Давайте сначала выясним, что же снаружи у нас!».

Каждая команда должна назвать свои особенности – кто больше. Тот, кто выигрывает, то есть тот, кто называет отличительную черту последним, получает или цветок (для женской команды), или машину (для мужской).


Второе задание:

«Оденем куклу».

Предлагается кукла каждой команде и смешанная в коробке одежда для мальчика и девочки. Детям каждой команды нужно выбрать одежду, характерную для противоположного пола, а родителям одеть куклу.


Третье задание:

«Кукол вы одеваете быстро, а теперь посмотрим, как вы сами умеете одеваться быстро».

Родителям нужно выбрать одежду, характерную для своего пола, разложить ее так, чтобы детям было удобно быстро одеваться. Дети должны ее быстро надеть в том порядке, в котором разложили ее родители.


Четвертое задание:

Каждой команде предлагается кукла – голышка. Необходимо дать имя кукле и наделить ее качествами, характерными только для своего пола. Выигрывает тот, кто последним назовет определенное качество.
Пятое задание:

Нарисовать с завязанными глазами мальчика (девочку).

Дети рисуют, а родители подсказывают. Выигрывает тот, у кого красивее получится рисунок.


Шестое задание:

Предлагаются картинки с изображенными на них видами деятельности, характерными для определенного пола. Детям нужно выбрать картинки с деятельностью, характерной для своего пола (наример, для девочек – немытая посуда, для мальчиков – сломанная вешалка. Родителям - проверить картинки посчитать правильные.)
Седьмое задание:

Вспомнить сказки, где герои проявляют качества характерные для настоящих мужчин: храбрость, мужественность, смелость. Выигрывает тот, кто больше назовет сказок.
Восьмое задание:

Командам даются задания для показа умений характерных для своего пола.

Женской команде – пришить пуговицы к платью,

Мужской – сколотить кормушку для птиц,

Девочкам – завернуть куклу,

Мальчикам – построить из кубиков дом.

Оценивается качество выполняемой работы.
Девятое задание:

Разыгрывание проблемных ситуаций, как должны вести себя мужчины и женщины?

«Вход в транспорт», «Посещение театра», «Ждем гостей».

В конце подсчет очков, чего больше, у кого: у девочек – цветков, или у мальчиков – машин. Вручение призов, слова благодарности всем участникам, организация чаепития.

Конспекты занятий, для детей по формированию «образа семьи».
Занятие «Самый дорогой человек»
Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы, как хранительнице очага, защитнице детей, сформировать умения и навыки выражения чувств.
Ход занятия:
Педагог. Сегодня мы поговорим о маме. Мне хочется спросить вас: «Как вы обращаетесь к маме?». Я недавно слышала, как один ребенок назвал свою маму: «Мамка». А другая девочка – «Маманя»!

Что бы вы сказали на это? Приятно ли маме? Почему? Наши обращения выражает наше отношение к человеку.

Почему мама может заплакать, если вы заболели, потерялись, поранились?

Почему мама сама плачет, если поругала вас или доже отшлепала?

Женщина, если она мать, создает душевное тепло, нежность, заботу, ласковое отношение, поддержку. Вы чувствуете это от своих мам? Как?

Древние люди костер обкладывали камнями и называли его очагом. Женщина – хранительница очага, в начале настоящего огня, а потом – настроения, доброты, уважения к друг другу в семье.

Почему женщину называют хранительницей очага? (так как то женщины исходят любовь, ласка, мир, согласие)

Кто и что может разрушить домашний очаг, то есть мир, тепло, любовь? (война)

Кого в первую очередь спасает мать?

Как можно назвать маму? (она не воин, но защитница)

Когда мама защищает ребенка, думает ли она об опасности, о себе?

Что же главное в женщине – матери? (сила любви)

Чем же выражается любовь? (нежность, лаской, заботой, защитой)

Надо ли маме помогать в сохранении домашнего очага? Как вы множите это сделать?

Готовы ли вы относиться к маме так, как она относится к вам?

Упражнение: Сейчас кто- то подумает из вас о маме, а мы постараемся угодить его мысли по мимике.

Звучит песня о маме.

Домашнее задание: обсудите с родителями, почему детский сад раньше называли «Очаг»?

Понравился ли вам сегодняшний разговор?

Нарисуйте портрет мамы с любовью и нежностью.

Занятие « О бабушках и дедушках»
Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколение как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам.

К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки.


Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки дедушки.

Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому то помог дедушка?

Чьи бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах?

Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав?

Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему?

О чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек?

О чем они сами вам рассказывают? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые, и много знающие, то есть мудрые?

Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые и мудрые?

Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите.

Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях.

А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам.
Составление родословной «Фамильное дерево».
Педагог просит нарисовать детей свое фамильное дерево. Объясняет, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников: близких и дальних, живых и умерших.

Для выполнения этого задания педагог просит детей в течение 2-х недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. На дереве нужно указать даты рождения и смерти. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно.

Педагог просит детей ответить на следующие вопросы:


  • В вашем роду больше женщин или мужчин?

  • Какова средняя продолжительность жизни?

  • Какие виды деятельности и профессии встречаются наиболее часто?

  • Существуют какие либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из поколения в поколение?

  • Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах? С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения?

  • Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество?

  • Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками?

  • На кого из своих родственников вы хотели бы походить, и почему?

  • Жизнь кого из ваших родственников кажется вам наиболее интересной, и почему?
Когда каждый принесет свое фамильное дерево и расскажет о нем своим друзьям, педагог предлагает детям составить из их фамильных деревьев стенд: «Наши семьи».

Этическая беседа « О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами твоей семьи».
- Ни в сказке сказать, ни пером описать, как это скверно, когда какой – нибудь ребенок невоспитан и зол.

Надеюсь, что ты, мой маленький дружок, себя так не ведешь?

Ты, конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены твоей семьи – твои самые верные и самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом. И в праздники, и в трудную для тебя минуту. И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда тебя накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут тебе добрый совет. Не так ли?

Вспомни: когда ты болен, и лежишь в постели, у тебя высокая температура, как внимательны и заботливы с тобой все эти дни мама и бабушка!

А если в вашем доме праздник? Вместе с тобой родители убирают, наряжают квартиру. Бабушка печет пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в доме становится тепло.

Все – все, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные твоими родителями. Ведь твои мама, папа, бабушка, дедушка всю жизнь не устают трудиться.

Взгляни – ка, мой дружок, внимательно на руки твоей бабушки и деда. Сколько работы переделали они за свою жизнь!

Как – нибудь ласково попроси рассказать тебе об этом, и ты поймешь – какие замечательные люди живут в твоей семье.

Если сказать по правде, некоторые мальчики и девочки не очень то хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем…

Вот твоя мама….

Сколько всяких разных дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак, убрать со стола, проводить тебя в детский сад, а твоего старшего брата или сестру – в школу. Много часов мама на работе, но она еще успевает сходить в магазин и приготовить ужин, привести дом в порядок, почитать с тобой книжку и поиграть, помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, и посмотреть немного телевизор.

Ни одна сказочная волшебница не успеет переделать столько дел за день!

Может быть мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал твой папа (и остальные члены твоей семьи).

Потому что твой папа почти что сказочно добрый, сказочно умный. Про все на белом свете знает. Про свой завод, про хоккей, про то, откуда взялись звезды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз, про разные страны. Про знаменитых шахматистов.

Вот какие удивительные люди живут – поживают в твоей семье, дружочек. Все они самые верные и надежные твои друзья.

А друзей нужно беречь, заботится о них, во всем стараться им помочь.

Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не оставляй это дело для бабушки и мамы.

Когда бабушка и дедушка придут с улицы, помоги им раздеться. И принеси тапочки.

А если ты отправился с родителями в гости или на прогулку в транспорте, не спеши скорее сесть сам. Усади на свое место своих любимых старших друзей, тем более женщин, они ведь так редко отдыхают.

Никогда не перебивай в разговоре взрослых, не груби им.

Старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин опрятен и аккуратен.

Не шуми, если кто – нибудь из твоих близких болен или работает. Старайся не ссориться, не драться, с младшими братьями и сестрами.

Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими.

Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи, и не будешь невоспитанным и злым.

Этическая беседа «Бабушкин праздник».
- Праздники приятны всем.

Бабушка за все свою жизнь больше всех в вашей семье работала – трудилась.

Бабушка вырастила твою маму или твоего папу. Твоя бабушка любит тебя больше всех на белом свете!

И ты ее, конечно, - очень любишь. И ты наверно, давно уже мечтаешь устроить Бабушкин праздник.

Только вот пожалуйста не перекладывай все празднечные заботы на взрослых.

Чтобы устроить бабушке устроить веселый, настоящий праздник, готовиться к нему должны все. И прежде всего – ты сам. А для этого нужно сделать следующее:

* помоги взрослым убрать квартиру. Подмети в комнатах. Вытри пыль.

* помоги маме накрыть на стол. Правильно расставь тарелки, разложи вилки, ложки и другие предметы.

* помоги маме приготовить салаты и бутерброды. А может быть, мама доверит тебе самому что – нибудь приготовить.

* вежливо пригласи свою бабушку к столу.

* ты должен вежливо встретить всех остальных гостей. Помочь им раздеться и пригласить их к столу.

* вручи бабушке, какой нибудь подарок, который ты сам смастеришь руками.

* когда все выйдут из – за стола, не забудь, пожалуйста, помочь помыть посуду и поставить ее на место.

Таким образом, ты порадуешь бабушку, поднимешь ей настроение, а также покажешь своим родителям, что ты можешь быть хорошим хозяином и помощником.

Воспитание примером.

(роль мамы и папы в воспитании детей)

Воспитание ребенка в семье начинается, прежде всего, с той постоянной нравственно - культурной атмосферы, которая сложилась в доме. Ребенок живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной, домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.

С учетом этого важного фактора родителям необходимо начинать воспитание своих сынов и дочек. Чтобы добиться постоянного ровно – доброжелательного, приветливо – вежливого, терпимого духа в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры.

Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и окружающим его людям ребенок перенимает с взрослых. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается – учиться на постоянных взрослых примерах. Естественно, что сильнее всего влияют на его привычки и закладывающийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи.

О роли мамы в воспитании детей сказано много и столько же раз можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального развития необходимы материнская терпеливая ласка, нежность, внимание, любовь.

Мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин и в детском возрасте самый близкий и понятный для них мужчина - отец.

Быть папой – дело серьезное и ответственное. Для мальчика, отец – идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым, внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в мальчике чувство мужской ответственности. Поведение маленького сына – чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения. Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, добрый и умелый папа всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все–таки, роль мамы в воспитании дочки беспредельно велика, так как девочки в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким – прежде всего, равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть человеком требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, женственной. Мама должна терпеливо и умело должна приучать дочку к обязанностям по дому.

У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, общие дела. Родительские требования должны быть понятными и выполнимыми для ребенка.

Таким образом, любое действие, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность.

В повседневной, обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки, конечно же, ни когда не забывать, что основной пример для детского подражания – это мы сами.

Влияние семейных отношений на развитие ребенка.
Нравственные качества которыми обладают родители, создают определенную психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный, семейный коллектив. Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

Дошкольник стремиться быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца и мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой.

Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. Ребенок стремиться достигнуть с членами семьи общих переживаний в совместных семейных делах, научиться действовать как родители.

У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, человек с твердым характером. Он любит и уважает жену, благороден, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей.

От матери зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на создание благоприятного психологического климата, на формирование общения в семье. Именно мать служит примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддерживать.

Ее образ формирует у дочери представление о женщине, умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к самосовершенствованию. Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождают тип семейных отношений. Он укрепляется не только любовью и уважением, но и выполнением каждым его членом основных семейных обязанностей. Взаимопомощь, совместное обсуждение семейных проблем, участие в домашних делах, вызывает у ребенка чувство радости, которое побуждает его к добрым поступкам, вызывает любовь к родителям, желание подражать им.

Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольника в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет не трудно со временем создать хорошую собственную семью.

1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

Б.Преимущественно воспитанием.

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В.Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

В. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

А. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

Б. Безусловно.

А. Стараюсь.

В.Надеюсь.

Г. Не знаю.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г - индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.