Система коррекционных игр для преодаления застенчивости у старших дошкольников. Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения Игры помогающие в преодолении застенчивости

Система коррекционных игр для преодаления застенчивости у старших дошкольников. Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения Игры помогающие в преодолении застенчивости

Ляшко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 367 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека коррекционных игр
Дата публикации: 30.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека коррекционных игр

Ляшко Наталья Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 367 г. Челябинска

(МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска»)

воспитатель

Коррекционные игры с агрессивными детьми

«Два барана»

невербальную

агрессию,

предоставить

возможность

«легальным

образом»

выплеснуть

излишнее

эмоциональное

мышечное

напряжение

направить

энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:

«Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники

расставив

туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как

можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо

соблюдать

«технику

безопасности»,

внимательно

следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-Тиби-Дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

волшебное

заклинание

настроения,

разочарований.

подействовало

по-настоящему,

необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по

комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам

захочется

поговорить,

остановитесь

напротив

участников,

посмотрите

произнесите

волшебное

"Тух-тиби-дух"».

продолжайте ходить по комнате.

останавливайтесь

произносите

волшебное

слово.Чтобы

волшебное

слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а

глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

комичный

парадокс.

произносить

«Тух-тиби-дух»

некоторое

время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность

прочувствовать

накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,

как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В

каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так,

чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить

дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над

головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в

определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячи»

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность

занимались

беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой

получился

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них

выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами

составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете

бросать мячи на сторону противника.

Команда будет такой:

"Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить

оказавшиеся

противника.

Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться

Выигрывает

окажется

перебегайте,

пожалуйста,

разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Коррекционные игры с обидчивыми детьми

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать

уникальную

возможность

посмотреть

окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не

задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные

бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до

нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает

и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто

обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком

обидными.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и

Взрослый

предлагает

потренироваться

выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть

присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,

когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого

лает собака.

Игра «Лото настроений»

Развитие

понимать

выражать

собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.

Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен

узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых

интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Коррекционные игры с застенчивыми детьми

Коммуникативные

упражнения,

помогают

«трудным»

дошкольникам

получить

признание

сверстников,

научиться

ориентироваться

переживания,

добиться

совместных

результатов в деятельности. Эффективными здесь будут коммуникативные

взрослые

(педагоги

родители)

партнерами дошкольников.

Игра: «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и,

намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о

чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит

клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос,

передавая

клубочек

следующему

затрудняется

ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а

педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все

участники

соединись

ниточкой,

воспитатель

зафиксировать

внимание

сходство

достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: «Поварята»

развитие

коммуникативных

принадлежности

Описание игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем

договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый

придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь

Воспитатель

выкрикивает

название

ингредиентов.

Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все

дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к

приготовлению нового "блюда".

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с

"продуктами": резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать

закипание, перемешивание.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение

играющие

инструкцию:

"Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните

воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно,

через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш

шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на

Представили?

представила

огромные

осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Штанга»

Вариант 1

Цель:расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на

полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на

вытянутых

приподнимите

Выдохните,

штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2

расслабить

возможность

почувствовать себя успешным.

поднимать

Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи

засчитали

выдохните.

Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все

поклонитесь

чемпионы".

Упражнение

выполнить несколько раз.

Коррекционные игры для детей с демонстративностью

«Доброе животное»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить

понимать

оказывать

поддержку

сопереживать.

таинственным

«Встаньте,

пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое,

доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь

подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг

назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два

шага назад. Вдох - два шага вперед. Выдох - два шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его

большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и

т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников,

пережить

общности

участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед

повторять

движения.

демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его

движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди

"выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо

действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает

наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его

движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а

кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно

испорченное

предлагается

потренироваться

"починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям

обыкновенно

зеркалом:

умываться,

причесываться,

танцевать.

одновременно

повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень

точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом

пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет

странные

разбиваются

группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по

очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-

у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы,

регулировать

ведущему.

очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда

следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места

внимательно

прислушиваются

стараются

воспроизвести

услышали.

работает

несинхронно,

воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не

искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый

торжественно

объявляет,

волшебные

которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что

человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие

вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый

называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая

кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас

примерит

посмотрит

постарается

больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал".

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих

товарищей.

затрудняется,

подсказать

какое-либо

достоинство

товарища.

Повторения

страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот,

кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.

Посмотрите

внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем

хорошего,

поступки

совершил,

понравиться.

забывайте,

Выиграет

похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

вступления

называют

преимущества

соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна

объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не

важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий

заметили

особенности

сверстника

положительно

похвалиться

сверстниками.

Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может

высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной,

наградить

победителя

каким-либо

маленьким

(бумажная

медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого

себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как

можно больше достоинств.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто

Передача

сопровождается

высказываниями

пожелать

Начинает

взрослый,

показывая

обращается

спрашивая,

что-нибудь

вернется

ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза,

представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и

значим в этом целом.

«РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ»
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«ПОКАЖИ СЕБЯ»
Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.

Существуют упражнения направленные на создание атмосферы сотрудничества, дружбы и взаимопомощи.

«КОЛДУН»
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

«СКАЗКА»
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

«КАКОЙ Я ЕСТЬ, КАКИМ Я ХОТЕЛ БЫТЬ»
Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, – каким он хотел бы быть.

Как родителям помочь застенчивому ребенку

Наш 11-летний сын очень застенчив. Каждый раз, когда мы знакомим его с новыми людьми, он лишь едва признает факт их существования и чувствует себя очень неловко. Если какой-то ребенок пытается завязать с ним простой разговор, он становится почти немым. Как мы можем помочь ему чувствовать себя увереннее с людьми, особенно с ровесниками?

Коротко о главном: одна из основных причин застенчивости детей заключается в том, что их называют застенчивыми. Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.

Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость:

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.

1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги The Shy Child ("Застенчивый ребенок"), рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими - братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей - для непродолжительных игр. Работа приходящей няней - великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза - в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.

5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

На заметку: Ф. Зимбардо считает, что двое из пяти человек считают себя застенчивыми. Может быть, вы сами создали проблему для своего ребенка?

План поэтапного изменения поведения ребенка

Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считаете ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли вас застенчивым? Были ли ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.

1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?

Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?
- Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?
- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?
- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?
- Отговариваете ребенка испытать что-то новое?
- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?
- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?

2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.

Чабин Андрей
Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Задачи :

преодоление застенчивости , замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Игра «Незнайка» .

Психолог говорит :

«Представьте, что каждый из вас - Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы :

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Игра «Змейка»

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия :

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

обогнуть воображаемое озеро и т. д.

Игра повторяется.

Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это «голова дракона» , последний - «кончик хвоста» . Первый играющий (водящий) пытается схватить последнего - «дракон ловит свой хвост» . Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост» , водящий меняется, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Этюд «Два клоуна» .

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд :

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и громко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Упражнение «Разыгрываем сказку» .

Психолог делит детей на две команды и предлагает каждой команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки (фрагмент мультфильма) .

Команды проводят репетицию, а затем поочередно показывают пантомимические сценки. Следя за выступлением «артистов» , «зрители» (участники другой команды) должны догадаться, какая сказка (какой мультфильм) разыгрывается и кто какую роль исполняет.

Игра «Веселый мячик»

Психолог включает аудиозапись любой танцевальной мелодии. Дети встают в круг и передают мяч друг другу со словами : «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Этюд «Встреча с другом»

Психолог делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следующий этюд : «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

Упражнение «Угадай эмоцию »

Психолог дает каждому ребенку набор карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие) и говорит :

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог предлагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

Беседа «Способы повышения настроения» .

Психолог предлагает детям обсудить, как можно улучшить свое настроение.

При возникновении затруднений психолог подсказывает способы повышения настроения (подумать о чем-нибудь приятном, послушать любимую сказку, потанцевать под музыку и т. д.).

Упражнение «Рисуем свое настроение» .

Психолог раздает детям листы бумаги, цветные карандаши (краски) и предлагает нарисовать свое настроение.

После выполнения задания с каждым из детей проводится индивидуальная беседа по рисунку.

Беседа «Как можно научиться общаться без слов»

Психолог предлагает детям обсудить. следующие вопросы :

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние ?

Упражнение «Иностранец»

Психолог говорит :

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

Упражнение «Через стекло»

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации :

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф , а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

Упражнение «Связующая нить»

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит :

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог , удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается .

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу , участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Упражнение «Закончи предложение»

Психолог предлагает детям поочередно закончить следующие предложения :

Я смогу.

Упражнение «Самолет» .

Психолог говорит :

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Если вы когда-нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы летите вперед и вверх!»

Игра «Лети, лети, лепесток» .

Психолог дает каждому ребенку бумажный лепесток.

Детям предлагается загадать желание, запомнить цвет своего лепестка и опустить его в коробку. После того как собраны все лепестки, психолог начинает доставать их по одному из коробки. Тот, кому принадлежит лепесток, подкидывает его и произносит слова :

«Лети, лети, лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!»

Рассказав рифмовку ребенок называет свое желание. В конце упражнения рекомендуется обсудить, какие желания понравились большинству

детей и почему.

Упражнение «Зеркало»

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала» - повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями. После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает : «Кем больше понравилось быть - ребенком или зеркалом? Почему?»

Игра «Путешествие» .

Психолог приглашает детей отправиться в воображаемое путешествие. Дети по инструкции психолога имитируют различные движения и разыгрывают мини-ситуации : изображают деревья в лесу, зайчиков, убегающих от лисы, путешественников, плывущих на лодке, взбирающихся на вершину горы, переходящих горный ручей по узкому мостику, и т. п.

Игра «Улиточка» .

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий - «улиточка» .

Дети встают в круг, водящий - в центр круга, ему завязывают глаза.

Игрок, на которого указал психолог , изменяя голос, произносит :

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

в роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Беседа «Наши имена» .

Психолог предлагает детям поговорить об именах. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы :

1. Нравятся ли вам свои имена? Почему?

2. Если бы вам предложили выбрать себе новые имена, вы бы согласились? Почему?

Беседа «Наши имена» .

Упражнение «Разыгрывание ситуаций» .

Психолог предлагает детям разыграть следующие ситуации :

В группе появился новый мальчик (девочка, и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

Выбор ситуаций для разыгрывания определяется ходом предыдущей беседы.

Упражнение «Закончи предложение» .

Дети поочередно заканчивают следующие предложения :

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

Разделы: Работа с дошкольниками

Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощено, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом.

Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые.

Важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры.

Игра: "Клубочек"

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: "Поварята"

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель - ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового "блюда".

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с "продуктами": резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Игра: "Танец шляпы"

Цель : развитие внимания, моторной координации.

Необходимые приспособления: шляпа, музыкальное произведение.

Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарий: в этой игре шляпа, по сути, является "отвлекающим манёвром", так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.

Игра: "Быстрые ответы"

Цель : игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки.

Описание игры:игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей.