Методическая разработка для ДОО. Проект "Тропа здоровья". Мастер-класс «Тропа здоровья Тропа здоровья в детском саду в группе

Методическая разработка для ДОО. Проект "Тропа здоровья". Мастер-класс «Тропа здоровья Тропа здоровья в детском саду в группе

Тема проекта: «Тропа здоровья».

Сроки реализации: апрель — сентябрь.

Руководитель: инструктор по физической культуре Долгих Н.В.

Участники проекта: Инструктора по физической культуре, педагоги, зам. зав. по ВМР, заведующий, воспитатель-экол ог, родители.

Вид проекта: практико-ориенти рованный, коллективный.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

1. Создать условия для укрепления здоровья детей.

2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.

3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Организация проекта

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательско й деятельности.

Проблема исследования:

К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Это вызвано рядом факторов.

— Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

— Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

— Многие дети нашего детского сада страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически слабо развиты.

Перед дошкольным учреждением стоит задача сохранять и укреплять здоровье детей, воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность , познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимают настроение.

Таким образом, в целях объединения оздоровительных и экологических факторов целесообразно создать «Тропу здоровья».

Гипотеза исследования:

Исходя из целей и задач, мы выводим следующую гипотезу.

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

1.​ Профилактика плоскостопия.

2.​ Улучшение координации движений.

3​. Улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

4.​ Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

5​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.

6​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Создать рабочую группу по реализации проекта.

2. Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования, смету.

3. Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

4. Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование.

6. Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».

Результаты исследования:

1​. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

3​ Выпуск журнала для родителей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации:

  • 1. Изучение территории для «Тропы здоровья»: площадь участка, растительный покров, состояние почвы, внешний вид, безопасность.
  • 2. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья».
  • 3. Подбор растений для цветника.
  • 4. Установление связей со сторонними организациями, привлечение родителей.

2.Творческая деятельность:

  • 1. Проектирование «Тропы здоровья»: составление схемы, размещение оборудования.
  • 2. Распределение обязанностей внутри рабочей группы.
  • 3. Разработка нормативно- правовых документов.
  • 4. Определение режима функционирования «Тропы здоровья».

3. Практическая деятельность:

  • 1. Подготовка площадки: выравнивание грунта, разметка.
  • 2. Изготовление, размещение оборудования в соответствии со схемой.
  • 3. Разбивка цветника.

3 этап. Презентация результатов исследовательско й деятельности:

1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».

2. Выпуск журнала для родителей.

«Тропа здоровья»

на участке детского сада

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ ЦРР- Вязьма- Брянского детского сада"Солнышко»Вяземского района Смоленской области являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей.В помещенияхи на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн,спортивная площадка.

Деятельность ДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2010–2011 г., в ДОУбыла организована "Тропа здоровья", в 2011-2012году она была усовершенствована и модернизирована.

"Тропа здоровья" позволит проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.

Основнымицелями организации "Тропы здоровья" являются:

профилактика плоскостопия;

улучшение координации движения;

улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

улучшение эмоционально состояния детей;

приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация "Тропы здоровья"

осуществлялась поэтапно

Первый этап

создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий, зам. зав. по ВМР,воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, старшая медсетра, учитель - логопед.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

-методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

-охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

-ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении 1);

-режим функционирования "Тропы здоровья"

(приложение 2);

Второй этап

C огласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.

Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителейбыла создана "Тропа здоровья".

Администрацией ДОУ разработаны следующие документы :

· схема «Тропы здоровья» (приложение 1),

· режим функционирования «Тропы здоровья» (приложение 2),

· приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3),

· инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" (приложение 4),

· график работы специалистов в летний период (приложение 5),

· ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

"Тропа здоровья" длиной 32 м и шириной от 1,2 до 2 м делится на участки от 1 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

-Брёвна;

- поверхность с керамзитом;

-деревянный мостик;

-спилы деревьев;

-бассейн силиконовый;

-песок;

-бревно;

-плескательный бассейн;

-травяной покров;

-песчаную поверхность;

-поверхность с галькой;

-искусственную траву;

-гравий;

-коврики массажные;

-решётка;

-срезы пластиковых бутылок;

-плитка.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами, которые перечислены выше.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории ДОУ. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: сок и витаминизированный напиток(в 10.30), напиток из шиповника (после занятий в плескательном бассейне), "Вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование:

1.спортивное:

- бревно, скамейка, ребристая доска, мостик с перилами, решётка, тоннель для лазания, коврики массажные, спортивный инвентарь.

2.игровое:

-игровой инвентарь, водоплавающие птицы, столик с тентом.

Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок и мультфильмов (Кот Учёный, "Волшебный колодец", Колобок, Паровозик из «Ромашково»).

Учитывая, что в летний период воспитанникиДОУ большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

На ней дети выполняют следующие упражнения:

1.без предметов: ходьба и бег по траве, песку, керамзиту; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);

2.с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, спилам, срезам пластиковых бутылок, массажным коврикам, брёвнам, "следам", канату, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, керамзиту, искусственной траве, плитке;

3.ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под дуги, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;

4.подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "В поход по экологической тропинке", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Играйте вместе с детьми ", «Ловкий ребёнок», «Воспитание дружеских отношений в игре». Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

-посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

-вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

-сделать несколько дыхательных упражнений;

-походить босиком по песку, траве;

-покатать шишки ступнями ног;

-полюбоваться красотой цветущих растений;

-просмотреть памятки и листовки;

-выпить чашечку фиточая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

-снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

-положительной динамики ростовесовых показателей;

-формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

-улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьмимогут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!

На здоровье!!!

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

Условные обозначения:

Песок

Гравий, щебень

Песок

Бревенчатый мостик

Песок

Керамзит

Спилы

Дуга (ворота)

Песок

Бревенчатая дорожка

Спилы

Керамзит

Дуга

Песок

Театрализованная зона - зона отдыха

1а) привал;

1б) малые архитектурные формы;

1в) цветники;

1г) информационный стенд

Бревно

Керамзит

Коврики массажные

Бассейн силиконовый

Искусственная трава

Решётка

Спилы

Срезы пластиковых бутылок

Войлочные коврики

Плитка

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

8.00–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

Инструктор по физической культуре,

Воспитатели,

Медсестра

9.00–12.00

Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности,

хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг)

Музыкальное воспитание (театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы,

игротерапия)

Все группы

Инструктор по физическому воспитанию, Старшая медсестра, Музыкальный руководитель,

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели групп

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями

Все группы

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка – Вязьма- Брянский детский сад «Солнышко»

Вяземского района Смоленской области

ПРИКАЗ

от21.05.2012г .№ 85-о

Об организации

функционирования

"Тропы здоровья" в период

летней оздоровительной кампании

В целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МБДОУ ЦРР – Вязьма-Брянский детский сад «Солнышко» Вяземского района Смоленской области и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

· режим функционирования;

· сетку занятий;

· график работы специалистов;

· перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;

· график питьевого режима;

· график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителю заведующегопо ВМРГусевой Е.А. обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Медицинской сестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру Кузьмину И.А.;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" –заведующегохозяйством Сорокина А.Н.

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – медсестру бассейна Шпунова О.Г.;

6.4. За содержание цветников – педагогический состав ДОУ;

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Заведующий __________________ Тимофеева Л.И.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заведующий хозяйствоми старшая медсестра обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне.

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий: __________________ Тимофеева Л.И.

Приложение 5

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–14.00

Приложение 6

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Полоскание рта и горла

Нормативные документы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")

Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"

Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»

Методическая разработка

«Тропа здоровья»

Направление: физическое, познавательное,

социально-коммуникативное

Разработчики:

Доненко И.Б, ст. воспитатель, 1 к.к

Красногвардейский, 2017

Социально-педагогический проект

«Тропа здоровья»

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека - это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».

«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.

Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов. Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.

Основные задачи организации «Тропы здоровья»:

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.

Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания.

Формировать представление о единстве человека и природы.

Улучшать эмоционально – психическое состояние детей.

Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.

Участники проекта: воспитатели, заведующий, старший воспитатель, родители воспитанников (законные представители), дети, социальные партнеры (СК «Кварц», ЦД п. Красногвардейский», и др)

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Идея: Основными идеями организации "Тропы здоровья" являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” будет размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Тропа здоровья” решит проблему формирования позитивного имиджа нашего ДОО на рынке образовательных услуг посредством удовлетворения потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников в сохранении и укреплении здоровья детей, а также создания комфортных условий для общения детей и педагогов с родителями.

Описание проекта:

Дошкольное детство является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является его доступность и качество, происходят позитивные преобразования. ДОО являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

В то же время, на данном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, а в первую очередь, детей, в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровьесбережения детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Это тем более актуально для наших воспитанников. Экология нашего края создаёт дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры, загрязненность воздуха, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Негативное воздействие оказывают промышленные предприятия края, создающие экологически неблагоприятную обстановку, которая отражается на здоровье и взрослых и детей.

Многие дети нашей ДОО, по данным медицинских обследований за последние 3 года, страдают различными заболеваниями, в том числе хроническими, физически недостаточно развиты.(рис 1)

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (нарушения ОДА, различные формы аллергических реакций, ЧБД, болезни органов дыхания, задержка речевого и психического развития). Статистические данные по уровню здоровья детей, ежегодно поступающих в детский сад, подтверждают общую тревожную тенденцию ухудшения здоровья подрастающего поколения. Таким образом, данные о здоровье детей определили необходимость разработки инновационного проекта физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Методическую основу проекта составляет разработанное российским ученым, педиатром, педагогом и психологом Ю. Ф. Змановским положение «Педагогика оздоровления». Несомненно, что создание благоприятных условий, здоровьесберегающей среды, организация рационального питания и режима двигательной активности, приносят свои позитивные результаты в деле оздоровления детей. Однако без осознания ценности здорового образа жизни, без осмысления возможностей человека как сохранить, так и разрушить собственное здоровье все внешние усилия педагогов могут быть сведены к минимуму. В связи с этим приоритетным направлением работы ДОО будет являться формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди их родителей.

Как показывает практика, такие традиционные формы, методы и приемы работы, как: беседы по ОБЖ и ЗОЖ, занятия, основанные на убеждении и нравоучении, не несут в себе тот потенциал, которым обладают инновационные методики и технологии. Из большого разнообразия инновационных форм взаимодействия с детьми и их родителями педагоги нашего ДОО отдают предпочтение проектной деятельности, так как она предполагает максимальную включенность в процесс максимального количества участников.

Именно поэтому работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью педагоги будут вести через реализацию образовательных проектов. В каждый образовательный проект предполагается внести деятельность по основным направлениям развития, как совместную, так и самостоятельную.

Общая стратегическая цель проекта

Мы считаем, что проблема оздоровления детей – проблема не одного дня или деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок в содружестве с родителями и социальными партнерами. Это, в свою очередь настраивает коллектив ДОО к активизации деятельности по созданию позитивного имиджа – имиджа учреждения, предлагающего качественные образовательные услуги.

Организация проекта

Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

1 этап: сентябрь- ноябрь 2017 г

На этапе разработки идеи проекта в детском саду было проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) o их предпочтениях к выбору оказываемых услуг. В настоящее время в ДОО уже сложился определенный перечень дополнительных бесплатных образовательных услуг: кружки, проводимые воспитателями на группах в рамках работы по самообразованию. Данные анкетирования показали запросы родителей на такие дополнительные образовательные услуги, которые позволили бы улучшить состояние здоровья детей. В то же время, в настоящее время в ДОО нет инструктора по физическому воспитанию, который бы занимался данным направлением углубленно. Проведенный нами опрос и анализ образования педагогов ДОО показал, что данное направление является актуальным для 90 % педагогов, и все они имеют необходимый уровень образования, позволяющий квалифицированно и качественно организовать работу по направлению темы проекта.

Поэтому следующим шагом на этом этапе явилось создание творческой группы и разработка ею собственно проекта "Тропа здоровья". В состав группы вошли: Заведующий, старший воспитатель, воспитатели (руководители группы), медицинский работник. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методики и технологии оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Задачи этапа:

Разработать проектную документацию по «Тропе здоровья»: план-схему тропы, перечень оборудования (Приложение 1), издать приказ по ДОО o создании инновационного проекта «Тропа здоровья», оформить решение o внедрении «Тропы здоровья на педагогическом совете, согласовать обеспечение финансовой поддержки со стороны администрации ОО, привлечь родителей.

Задачи этапа:

3. Разработка педагогами групп перспективного планирования образовательной деятельности на «Тропе здоровья» на три года, на каждый возраст (с 2 до 7 лет).

4. разработка инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья». (отв. – заведующий).

5. Привлечение родителей и общественности для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.

6. Выбор оборудования с учетом назначения каждого атрибута для «Тропы здоровья» (отв.- заведующий. Ст. воспитатель).

7. Организация практической деятельности по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. (до июня 2018г).

8. Определение режима, порядка функционирования «Тропы здоровья».

9. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья»- июнь 2018.

10. Организация деятельности групп на «Тропе здоровья», фиксация эффективности деятельности (июнь 2018- июль 2020)

3 этап, заключительный (август- сентябрь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта, мониторинг состояния здоровья детей, анкетирование родителей, педагогов, отчёт перед педагогическим и родительским сообществом МБДОУ № 27, презентация опыта работы и результатов деятельности на муниципальном и других уровнях.

Ожидаемые результаты :

1. снижение кратности простудных заболеваний воспитанников;

2. формирование правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, формирование основных двигательных умений и навыков с учетом особенностей всех категорий детей и их возрастными и индивидуальными особенностями;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения.

4. Развитие познавательного интереса, через интеграцию с двигательной деятельностью реализация образовательных задач через систему оздоровительной работы.

5. Воспитание у детей элементов экологического сознания, формирование представлений о единстве человека и природы.

Приложение 1

План-схема тропы здоровья МБДОУ № 27

"Тропа здоровья" представляет собой участок почвы длиной примерно 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м, расположенный вдоль спортивной площадки, делится на участки от 2 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

Спилы деревьев (1);

Песок (2);

Тонкие бревнышки (3);

травяной покров (4);

Поверхность с галькой (5);

Игольчатое покрытие (резиновый коврик) (6);

Пластмассовые пробки (7);

Средний гравий (8);

Крупный гравий (9);

Шишки, желуди (10).

(иной безопасный материал) (11, 12).

Вдоль тропы здоровья предполагается высадка лекарственных безопасных трав.

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ

Дорожка лекарственных растений

"Тропа здоровья" будет расположена в юго-западной части территории ДОО, по периметру спортивной площадки. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

На "Тропе здоровья" предполагается использовать различное оборудование: спортивное (бревно, шведскую стенку, брусья, пособия для равновесия, лазания) Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений будут применяться нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, Кроме того, на тропе будут установлены персонажи сказок.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. На ней дети могут выполнять следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) и др; упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями; ходьба с мешочком на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, и т.д; ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); лазание по лестнице; упражнения на брусьях, бревне, шинах, захват предметов стопами ног, прокатывание стопами и др;

подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".

Родители и педагоги с удовольствием смогут проводить вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

посидеть на бревне 2–3 мин с закрытыми глазами;

вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

сделать несколько дыхательных упражнений;

походить босиком по песку, траве;

покатать шишки ступнями ног;

полюбоваться красотой цветущих растений.

Приложение 2

Педагогам на заметку

Что такое тропа здоровья в детском саду?

Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Это – красиво и позитивно оформленная зона

Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.

Это – зона закаливания и оздоровления

Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.

Это – зона экологического воспитания

«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала:

Травяной покров;-песчаную поверхность;- поверхность с галькой. -деревянные пеньки;

Тонкие брёвнышки;-шишки; -каштаны;-вода.

Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.

«Тропа здоровья» располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых).

Работа с родителями

Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

"Тропа здоровья" может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми.

Таким образом, использование «тропы здоровья», объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволит добиться следующих результатов:

Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.

Шунина Людмила

В этом году жаркая погода позволила детям не только много времени проводить на улице, но и выполнять оздоровительные упражнения босиком . Вот такую замечательную тропу здоровья мы совместно с родителями воспитанников организовали на прогулочном участке группы. Она использует методику хождения босиком для профилактики здоровья детей в игровой форме. Тропа здоровья помогает предупреждать возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе.

Тропа здоровья очень понравилась детям, они с удовольствием проходили полосу испытаний босиком и делились впечатлениями друг с другом : кому какая зона показалась самой сложной, а какая самой интересной.

Для оформления тропы здоровья родители принесли еловые шишки, пластиковые бутылки, мелкий гравий, опилки, коврики, березовые поленца и бордюрную ленту. Папы аккуратно сняли дерн и сделали основу дорожки из песка,


а затем мамы выложили различные сегменты дорожки из принесенных материалов.

Результатом все остались довольны.


Публикации по теме:

В студии «Вундеркинд» закончились занятия, и с приходом долгожданного лета в лагере «Альтаир» началась веселая пора. Задорным праздником.

Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер – класс для родителей. «Дорожка здоровья» своими руками. Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно.

Цель: изготовление поделок в технике тестопластика. Материал: соленое тесто, краски, кисть, форма для лепки (сердце, стека, доска для лепки.

Проект «Экологическая тропа» Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Дорога начинается с первого шага. И наша тропа здоровья тоже начинается с первого шага. Дошкольники учатся ходить, преодолевая препятствия,.

Недавно к нам в группу принесли целую коробку с конструктором лего. Но для игры в группе он был не пригоден, многие детали были треснуты.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

— ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла