«Осенние листочки». Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе. Занятия по аппликации в младших группах на разные темы «Грибочек» - коллективная работа из зёрен

«Осенние листочки». Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе. Занятия по аппликации в младших группах на разные темы «Грибочек» - коллективная работа из зёрен

Дети возраста младшей группы детского сада - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности занятий по аппликации для дошкольников

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, ракеты, машины, сказочного героя, человека и т. д.
  • сюжетная и пейзажная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях;
  • декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана и только потом приклеить фигуры первого плана.

Коллективная аппликация в младших группах детского сада - фото

«Мой дом» «Осеннее дерево» Аппликация «Лето» в ладошковой технике «Букет цветов» «Овечки» из ватных шариков «Огни вечернего города» «Рыбки в аквариуме» «Цыплята» из ватных шариков «Летний пейзаж» из бумажных шариков
«Лето» «Цыплята» в обрывной технике «Утка с утятами»

Технически аппликация более сложный вид художественной деятельности, чем рисование или лепка, поскольку двигательные умения руки ещё не позволяют ребёнку активно и свободно пользоваться ножницами, кроме того, он не владеет знаниями о форме и цвете. Поэтому дети в этом возрасте работают в основном с готовыми фигурами. Ребёнок 2–4 лет способен реализовать в жанре аппликации простой замысел комбинации несложных форм, его увлекает процесс подготовки деталей, например, когда он отрывает кусочки от листа бумаги или размещает готовые формы.

Значение аппликации

  • Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Задачи аппликации в младшем дошкольном возрасте:

  • изучение основных геометрических форм (квадрат, треугольник, круг) и цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • знакомство с понятиями величины (большой, маленький) и количества (счёт до трёх, много);
  • освоение умственной операции сравнения (больше, меньше, много, мало);
  • развитие композиционных навыков расположения плоских фигур на плоскости (в ряд, по краю, соединение частей предмета);
  • овладение умением наклеивания подготовленных воспитателем деталей или фигур.

Этапы развития навыков конструирования на плоскости

  • Для успешного выполнения своих первых работ по аппликации ребёнку необходимо будет освоить сам процесс наклеивания, т. е. научиться правильно держать кисть, аккуратно набирать клей, смазывать детали с обратной стороны, не забывать класть кисть на специальную поставку, прикладывать элементы правильной стороной, при этом придерживать и прижимать тряпочкой. Сама техника наклеивания воспринимается детьми как игра и полностью поглощает их внимание.
  • Творческий дебют малыша (первая младшая группа) в жанре аппликации будет связан с заданием по размещению и наклеиванию нескольких заготовок, деталей, полученных методом обрывания или смятых из бумаги шариков на заготовленный шаблон или лист бумаги в свободном, хаотическом порядке.
  • Развитие навыков конструирования на плоскости для воспитанников второй младшей группы будет связано с умением располагать, а затем наклеивать несколько фигур в линейном ряду на узкой полоске бумаги, сначала круглых деталей одного цвета, поскольку ему будет проще разместить одинаково симметричные формы в заданной горизонтальной плоскости.
  • Следующий этап - совершенствование навыков создания аппликации предполагает включение в работу кругов других цветов. Задача усложняется, поскольку малышу необходимо понять закономерности ритмического расположения фигур в порядке чередования цвета, благодаря чему развивается ещё и логическое мышление. Позже происходит знакомство с геометрической формой квадрата.
  • Основная сложность, с которой столкнутся дети в процессе создания композиций с использованием квадрата - это ровное размещение этой геометрической фигуры на одной из сторон. Постепенно усложняется и композиционное решение - теперь нужно научиться размещать более мелкие элементы в углу большого квадрата или декоративно украсить круг по краю, заполнение центра фигуры пока вызывает затруднение.
  • Предметные композиции (грибок, домик, флажок) компонуются из 2–3 элементов близких по форме к геометрическим очертаниям. Дети довольно легко осваивают такое конструирование, поскольку хорошо знакомое, а потому понятное содержание образа прекрасно воспринимается и вызывает живой эмоциональный отклик при достижении наглядного результата собственных усилий. В таком конкретном задании малыш гораздо быстрее заметит логику размещения элементов, чем в ритмических абстрактных закономерностях декоративного геометрического узора. Поэтому целесообразнее первые задания по аппликации, представляющие собой чередование элементов, привязывать к понятному образу, например, представить как нанизывание бусинок на нить, украшение тарелки, «вышивание» платочка и т. д.

Программные задачи

Первая младшая группа (2–3 года)

  • дать начальные представления об инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, клей, кисточка;
  • развивать самостоятельность и инициативность, желание творческого созидания художественных образов из бумаги;
  • развивать эстетическое и эмоциональное восприятие результатов своего труда;
  • обучать различным приёмам работы с бумагой (обрывать, сминать, скатывать), а также способу прикрепления их к основе (приклеивание);
  • учить приклеивать готовые детали (элементы одежды, фрукты, овощи) на шаблон (силуэт куклы, банки, дерева) по образцу.

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • обучать размещению геометрических фигур на узкой полосе, квадрате, круге, треугольнике;
  • учить составлять из заготовок простые объекты (грибочек, домик, дерево, фрукты и т. д.) и знакомые сюжетные композиции (чайный сервиз, воздушные шарики, праздничная гирлянда и т. д.);
  • учить техническим приёмам работы с бумагой: правильно оперировать ножницами, разрезать узкие полоски по линии сгиба, затем более широкие, намазывать бумажные элементы клеем, проходить кисточкой по краю детали;
  • обучать пониманию и соблюдению правильной последовательности выполнения задания: сначала выложить изображение на основе, затем поочерёдно приклеивать каждую деталь;
  • воспитывать чувство цвета и формы.

Достижения детей к концу обучения

  • создание изображения из готовых элементов;
  • творческое осуществление декоративного украшения образа на бумаге;
  • самостоятельный подбор цветового воплощения композиции;
  • проявление эмоциональной реакции при восприятии коллективных или индивидуальных работ;
  • аккуратное использование материалов.

Технические приёмы, которые используются в работе

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (меховая шубка, облака, снег, оперение птицы, пышные цветы и т. д.). Младшему дошкольнику тяжело пользоваться ножницами, поэтому его можно попросить просто разорвать цветную бумагу на мелкие кусочки. Дети с восторгом выполняют такое задание, затем радостно скатывают мелкие кусочки в небольшие шарики, потом на заранее приготовленный шаблон наклеивают разноцветные бумажные комочки, таким образом, получается оригинальная и довольно симпатичная объёмная картина.
  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру оперения птицы. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
  • Геометрическая - маленьким деткам проще освоить конструирование из простых геометрических форм и научиться складывать фигурки предметов, животных, деревьев из комбинации треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.
  • Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в большую яркую бабочку или чудесный цветок, тогда такая аппликация станет символической эмблемой группы.
  • Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
  • Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.

Этапы и методические приёмы проведения занятия

1. Подготовка к занятию (проводится дважды в месяц по 15 минут).

Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы и цвета. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.

2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания заготовок.

Рабочий материал, прежде всего детали из цветной бумаги, ярок и привлекателен, поэтому будет рассеивать внимание детей и мешать пониманию слов воспитателя. Младшим дошкольникам желательно раздавать готовые элементы для наклеивания в закрытых бумажных пакетиках после объяснения задания. Использование общих заготовок в младшей группе преждевременно, поскольку дети ещё не вполне свободно ориентируются в цветовой гамме и разнообразии форм элементов.

Во время показа последовательности действий педагог несколько раз чётко повторяет название цвета и формы, при необходимости подчёркивает особенности фигуры, потом просит детей повторить свои слова. Заметим, что дети могут проявлять свободу выбора цвета, подбирая, например, квадратики того цвета, который им больше понравился. Демонстрация необходима для усвоения и закрепления новых технических приёмов, поэтому воспитатель повторяет и одновременно проговаривает алгоритм действий до тех пор, пока не убедится в том, что дети всё поняли и самостоятельно могут выполнять необходимые операции. Пояснения относятся, прежде всего, к последовательности использования деталей и их расположению на листе бумаги. Подробный показ и комментирование действий не нужны в том случае, если дети уже знакомы с техникой исполнения, тогда воспитателем используются приёмы демонстрации образца и напоминания основных моментов задания. Детям, которые испытывают затруднения в работе, воспитатель помогает индивидуально.

3. Самостоятельная работа детей.

После внимательного прослушивания объяснений педагога дети располагают заготовки на листе бумаги (основе) в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания и только после этого на столах появляется клей, т. е. перед процессом прикрепления форм к основе. В дальнейшем всё необходимое оборудование, кроме заготовок, можно подготовить на рабочих столах заранее.

4. Анализ и подведение итогов.

Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, но со второй половины учебного года (вторая младшая группа) необходимо обращать внимание детей на допущенные ошибки, ориентировать на их исправление.

Практические задания

Конспект занятия по аппликации на тему «Букет мимозы» - коллективная работа в первой младше группе

Цель: обучать различным приёмам работы с бумагой (сминать, скатывать), а также способу прикрепления бумажных комочков к основе.

  • воспитывать интерес к занятию аппликацией;
  • познакомить воспитанников с процессом изготовления коллективной аппликации;
  • развивать умение работать в команде;
  • совершенствовать мелкую моторику и образное мышление;
  • развивать внимание, память, речь;
  • закреплять навыки работы с кистью и клеем;
  • развивать эстетическое и эмоциональное восприятие результатов своего труда и труда своих товарищей.

Материал: ватман, краски, жёлтые и голубые салфетки, инструменты и оборудование.

1. Организационная часть: мотивирующая беседа с детьми о весеннем женском празднике и желании удивить и порадовать мам красивым и необычным подарком, которым станет огромный букет цветов на бумаге.

2. Практическая часть: воспитатель объясняет и показывает технику скатывания из цветных бумажных квадратиков комочков, из которых будет состоять композиция, напоминает и демонстрирует правильное обращение с кистью, способ набора клея и намазывания деталей.

Инструкция:


3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель работает вместе с детьми, помогает и подсказывает при необходимости.

4. Подведение итогов. Воспитатель высказывает детям похвалу за старания и вместе с ними радуется созданной красоте бумажного букета.

Темы для занятий по аппликации в первой младшей группе

Тема Задачи
«Божья коровка»
(аппликация с использованием пластилина)
Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Цветик-семицветик!»
(коллективная аппликация)
Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.
«Колобок покатился по лесной дорожке»
(аппликация с элементами рисования)
Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка.
«Лоскутное одеяло»
(аппликация из фантиков)
Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».
«Ваза с цветами»
(аппликация из макарон сэлементами рисования, коллективная композиция)
«Флажки»
(аппликация, выкладывание готовых форм)
Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме.
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»
(обрывная аппликация)
Создание выразительных образов луговых цветов (жёлтых и белых одуванчиков) в технике отрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.
«Пора в космос» (объемная аппликация) Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развитие мелкую моторику пальцев рук.
«Ёжик» (аппликация из ниток) Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем.
«Листья опадают» (аппликация из листьев) Создание коллективной работы в жанре флористики, наклеивание сухих листьев на основу.
«Ёлочная игрушка» (аппликация из бумажных комочков) Совершенствование отрывной техники создания аппликации, развитие навыков ручного труда.
«Сугробы» (аппликация накладная с использованием ватных дисков) Создание композиции путём наклеивания ватных дисков на основу.
«Скатерть для стола» (обрывная аппликация) Создание образа декоративной скатерти из кусочков цветной бумаги: наклеивание деталей на основу; закрепление понятия «часть» и «целое».
«Сосульки» (объёмная аппликация из пластилина) Развивать умения детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
Солнышко» (коллективная аппликация) Создание коллективной аппликации в ладошковой технике.
«Шарики» (объёмная аппликация с использованием пуговиц) Развитие мелкой моторики, синхронизация работы обеих рук, обучение умению различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). Материалы: лист-основа с нарисованными нитями для шариков, пуговички разного цвета и формы.
Усложнённый вариант предполагает задание по совмещению нити и шарика одного цвета.

Видео: занятие по аппликации «Украсим божью коровку» в первой младшей группе

Аппликации, выполненные воспитанниками первой младшей группы

Аппликация «Грибочек» в насыпной технике (гречка и рис) «Грузовики» (наклеивание заготовок) Аппликация «Белочка» (наклеивание готового силуэта) Аппликация из макарон «Корзинка с ягодами» «Бычок» в обрывной технике «Ведёрки», украшенные геометрическим орнаметром «Снеговик» из бумажных шариков «Теремок» «Зайка» из бумажных шариков «Корзинки с овощами и фруктами» «Дед мороз» с использованием ваты «Шарик» в рваной технике «Бабочка» «Горы» в рваной технике Деревья в рваной технике «Божья коровка» из смятой бумаги «Ромашки» из семечек и пластилина «Неваляшки» Аппликации из тополиного пуха «Воздушные шарики» из пуговиц «Дождик» из рваной бумаги «Паровозик» «Чайный сервиз» с декоративным узором «Колобок катится по дорожке» - аппликация из смятой бумаги «Овощи на тарелке» «Барашек» из ваты «Дымковская игрушка» с декоративным узором «Украсим ёлочку игрушками» «Нарядные галстучки» «Флаг России» из бумажных шариков «Рукавички-невелички» «Грибочек» из ниток «Одеяло из фантиков»

Варианты практических заданий в первой младшей группе

«Осеннее дерево» - коллективная аппликация из сухих кленовых листьев.

Инструкция:

На ватмане нарисовать контуры дерева, дети на занятии по рисованию могут закрасить его красками. На занятии по аппликации каждый ребёнок смажет клеем свой листочек и приклеит на силуэт дерева.

«Цветок для мамы» - открытка из салфеток.

Материал: четвёртая часть картона, жёлтые и розовые салфетки, карандаш, инструменты для аппликации.

  1. Воспитатель разрезает салфетки на маленькие квадратики.
  2. Дети скатывают шарики из кусочков салфеток.
  3. Воспитатель обводит простым карандашом шаблон цветка.
  4. Дети приклеивают розовые комочки на силуэт цветка.
  5. Серединку цветка заклеить жёлтыми шариками. Затем дети приклеивают подготовленные воспитателем стебелёк и листочек. Аппликация готова.

«Платочек с цветочками»

Материал: силуэты цветов из красной и жёлтой бумаги, лист бумаги.

Инструкция: основу (стандартный лист) дети украшают цветами, приклеивая силуэты по одному.

Вот такие красивые платочки получились.

«Грибочек» - коллективная работа из зёрен

Развивающая беседа с загадками и стихотворениями о ягодах, семечки которых будут использоваться в работе (арбуз и дыня), о полезных и ядовитых грибах.

Материал: лист цветной бумаги с контуром белого гриба, семечки арбуза и дыни, шерстяная нить зелёного цвета, клей, кисточка.

Инструкция:


Видео: «Цветок для мамы» (первая младшая группа)

Практические задания для второй младшей группы

Конспект занятия по аппликации «Цветик-семицветик» (вторая младшая группа)

Цель: овладение техническими навыками приклеивания, размещения и закрепления отдельных элементов материала композиции на фоне.

Развивающие:

  • Развивать умение различать цвета.
  • Учить различать образы окружающей действительности и сказочного мира фантазии.
  • С помощью увлекательного рассказа, чтения стихотворений, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить образ волшебного цветка в форме аппликации, используя яркие детали.

Образовательные:

  • Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления предметной аппликации.
  • Развить такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно пользоваться кистью для клея, тщательно промазывать детали и приклеивать, соблюдая правильную последовательность действий.

Воспитательные:

  • Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
  • Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать и ценить красоту и неповторимость окружающего мира.

Материалы и оборудование: иллюстрации к книге В. Катаева «Цветик-семицветик», альбомный лист для основы, подготовленные элементы для аппликации (разноцветные лепестки), клей, кисть, тряпочка, клеёнка, поднос.

1. Вводная беседа.

Воспитатель спрашивает детей о том, какое сейчас время года (весна) и просит ответить на вопросы, связанные с признаками весеннего пробуждения природы (солнышко светит, птички прилетают, цветочки распускаются и т. д.).

Есть в мире волшебный цветок, который живёт в мире сказки «Цветик-семицветик» и может выполнить любое желание, стоит только произнести заклинание, отрывая один из лепестков.

Далее следует небольшой рассказ о доброй девочке Жене, в руках которой оказался этот таинственный цветок и о том, как она распорядилась последним лепестком, о её желании, связанным с дружбой и стремлением спасти своего нового друга от беды.

Воспитатель предлагает детям сконструировать образ чудесного цветка из разноцветных бумажных деталей.

Пальчиковая гимнастика.

2. Практическая часть.

Воспитатель показывает лепесточки и называет цвета, объясняет последовательность работы и технику приклеивания деталей (как правильно держать кисть, проходить кистью края детали, промокать тряпочкой при прикреплении к основе).

3. Работа детей, в процессе которой воспитатель напоминает последовательность приклеивания, хвалит и подбадривает воспитанников и помогает детям, которым ещё тяжело справится с заданием самостоятельно.

4. Подведение итогов.

Выставочная галерея для родителей и гостей группы.

Ребята, у нас получился прекрасный букет, давайте порадуемся этой красоте и поблагодарим друг друга. Дети рассматривают работы и радуются полученному результату.

Темы для занятия аппликацией во второй младшей группе

Тема и материал Задачи
«Заготовки на зиму» (овощи и фрукты) Ребёнок учится приклеивать заготовки (круги приметно диаметром 4–5 см и овалы размером 3х7 см красного, зелёного, жёлтого цвета) на основу, подражая образцу.
Игровой сюжет: помочь маме разложить овощи или фрукты по банкам, можно усложнить задание, предложив произвести сортировку по форме, цвету или принципу фрукты-овощи.
«Пирамидка», «Неваляшка» Развитие восприятия цвета и навыков последовательного размещения фигур разного диаметра в логике пространственного мышления (большой круг - основание пирамиды, уменьшающиеся - поочерёдно выстраиваются сверху).
Материал: половина стандартного листа, пять кругов разного цвета диаметром от 5 до 1 см.
Для «Неваляшки» соответственно два круга диаметром 6 и 4 см, два круга диаметром 2 см одного цвета и белый круг диаметром 3 см.
«Гусеничка» Содержание занятия: приклеить последовательно в ряд, не накладывая друг на друга, на узкой полоске одинаковые по размеру и цвету круги диаметром 2 см. Игровой сюжет: на прогулке понаблюдать с детьми за движениями гусеницы, а на занятии предложить сконструировать гусеничек-подружек.
«Цирковое представление» Обучение совмещению контуров на основе (половина стандартного листа) и заготовок (круги разного размера) по цвету. Мотивационный момент: посмотреть отрывок циркового представления в видеоформате или посетить цирк, показать игрушку (слоник, мишка), которая будет главным героем сценарной задумки занятия.
«Ёлочка», «Снеговик» Учить соблюдать пропорциональность (от большего к меньшему) и развивать пространственное мышление (верх-низ).
Материалы: четвёртая часть стандартного листа, треугольники с соотношением основания и высоты 6х2, 5х2,5, 4х2 см, круги синего и красного цвета.
Подготовительный этап: на прогулке рассмотреть живую ёлку, потрогать, понюхать, на занятии рассказать стихотворение, послушать песенку, сложить ёлочку из геометрических элементов конструктора.
«Новогодняя гирлянда» Развитие навыков ритмического чередования заготовок по форме и цвету.
Материал: половина стандартного листа (А4) с прорисованным контуром нити, на которую будут нанизываться фигуры (красные и синие круги) для гирлянды.
«Подарок для Вини-Пуха»
(коврик с геометрическим орнаментом и бахромой)
Обучение умению чередовать круги и треугольники разного цвета по центру широкой основы (15х25 см) с подготовленными надрезами в виде бахромы глубиной в 3 см.
Игровой эпизод: Пятачок собирается на день рождения к Вини-Пуху, и просит ребят подготовить подарок. Можно использовать игрушки сказочных персонажей для драматизации, посмотреть отрывок мультика или рассказать воображаемый диалог между главными героями.
«Шарф для жирафа» Тренировать навыки чередования геометрических фигур (круг и квадрат разного цвета или фигур одного цвета но разной формы) по краям основы. Сюжетная легенда: Мама-жирафа (показать игрушку или картинку) беспокоится за здоровье своего сыночка, который отправляется в гости к знакомому пингвину на северный полюс. Чтобы он не замёрз, не простудился, оставался весёлым и бодрым и весело провёл время в зимних забавах, катаясь на лыжах и коньках, она просит ребят смастерить для сына шарфик.
«Расписные тарелки» Украшение основы декоративным узором из кругов разного цвета и диаметра, расположенными в определённой ритмической последовательности в виде мозаики по краю и в центре.
«Декоративная салфетка» (платочек) Оформление салфетки (основы) декоративным мозаичным орнаментом из геометрических фигур, которые располагаются по периметру и в центре.
«Скворечник», «Домик» Вводная часть: рассказать о птичьих домиках, кормушках, показать фотографии, слайд-шоу.
Цель: учить комбинировать из отдельных частей, деталей (квадрат, треугольник, круг цельный предмет (домик), следовать при этом правильной последовательности наклеивания, закрепить знание основных геометрических фигур.
Материалы: половина стандартного листа с нарисованным силуэтом дерева, заготовки деталей, инструменты.
«Автобус», «Вагончик» Закрепить понятие геометрических фигур (квадрат и круг), тренировать навыки размещения и приклеивания деталей. Материал: четвёртая часть стандартного листа, большой квадрат 5х9 см, три маленьких квадрата 2х2 см, два круга диаметром 2 см.
Мотивационные моменты: игра с машинками, демонстрация иллюстраций, наблюдение во время прогулки.

Видео: НОД «Птицы прилетели» (вторая младшая группа)

Аппликации, выполненные воспитанниками второй младшей группы

«Зайка» и «Мишка», выполненные из геометрических форм «Колобок» Легковой автомобиль с приклеенными к готовому силуэту окошками и колёсами «Золотая рыбка» с использованием макарон Грибочки из кружочков «Ракета летит в космос» «Скворечник» «Пирамидка» «Художественная гимнастика» в геометрической технике «Фигурное катание» «Ёлочка» в геометрическом стиле «Букет для мамы» «Воздушные шары»
«Цыплёнок» из салфеток в технике торцевания Пасхальные яйца из салфеток «Ёжик с яблочком» из ниток Мишка и котик Человечек из геометрических фигур «Домик под снегом» Рыбки из бумажных розеток для печенья «Цыплёнок» Цветочная композиция «Снеговик» из ватных шариков «Часовая башня» «Цыплёнок» «Вечный огонь» «Магазин одежды» «Цирковое представление» «Заготовки на зиму» «Фрукты на тарелочке» «Гусеничка» «Шапочка для куклы» «Овощи в кастрюле» «Кораблик» из геометрических фигур и шариков из салфеток «Дерево» в рваной технике «Птичка» в насыпной технике из крупы «Утёнок» «Автобус» с накладными окошками и колёсами «Парусник» «Радуга» в мозаичной технике «Цветочек из треугольников» «Ракета» из треугольников и квадратов «Зайка с морковкой» из ваты «Сервиз» с геометрическим узором «Платочек» с геометрическим узором «Улитка» из кружков «Светофор» «Пешеходный переход» из бумажных шариков «Флаг России» из полосок «Одуванчик» из салфетки

Сурьяна Бибиева

Конспект занятия по аппликации из листьев «Осеннее дерево » во 2 младшей группе

Цель : Цель : создание "Осеннего дерева " из листьев . Учить с помощью природного материала (опавших листьев ) создавать образ осеннего дерева , находить места для листочков на изображении дерева , упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании листочков . Воспитывать интерес к совместной аппликации .

Задачи :

Познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией ;

Развивать ориентировку на листе бумаги ;

Учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;

Закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;

Развивать чувство цвета и композиции, воображения;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать любовь к природе.

Материал : лист ватмана с изображением ствола и кроны дерева , осенние листочки , мисочки с клеем, салфетки.

Предшествующая работа : Наблюдение за листопадом , рассматривание осеннего дерева на прогулке , сбор букетов из осенних листьев , чтение стихов об осени , слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» .

Ход занятия : На фоне тихо звучащей музыки «Октябрь» П. И. Чайковского Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними мольберт с картиной «Осень » . На полу лежат разноцветные листья .

Воспитатель : Дети, какое у нас сейчас время года?

Дети : Осень !

Воспитатель : Это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, чаще дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными - это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, какого цвета стали листочки ?

Дети : Желтые, красные, зеленые.

А летом какого цвета были листья ? (зеленые)

Трава какая? (сухая, коричневая, желтая)

Тучи какие? (серые)

Воспитатель : Вот подул сильный ветер.

Игра : «Ветер дует.» Дети с воспитателем повторяют четверостишие , сопровождая слова действиями.

«Ветер дует нам в лицо!» (Дети обмахивают лицо двумя руками)

«Закачалось деревцо (Дети поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону)

«Ветерочек тише. тише.» (дети опускают руки и приседают)

«Деревцо все выше . выше!» (Дети выпрямляются, поднимая руки вверх) .

Воспитатель (обращает внимание детей на листья , лежащие на полу возле мольберта): Вон сколько листьев намело ветром ! Ребята, давайте вместе соберем листочки …

Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей) . Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево , которое будет радовать нас в группе . Для этого мы наклеим листочки , которые собрали с вами, на наше нарисованное дерево . А сейчас каждый возьмите листочек , аккуратно намажьте его клеем в серединке, как я, и приклейте его на любую веточку нашего дерева . Каждый может приклеить столько листочков сколько захочет . Листья можно приклеить и на землю около дерева для того , чтобы было понятно, что на нашей картине листопад .

3. Рефлексия.

Посмотрите, какое красивое осеннее дерево у нас получилось . Мы с вами будем смотреть на него и вспоминать красавицу-осень .


Публикации по теме:

Цель: Продолжать учить наклеивать готовые формы, равномерно наносить клей по всей форме, аккуратно обращаться с клеем, пользоваться салфеткой.

Конспект НОД для младшей группы по аппликации из листьев «Осеннее дерево» Цели: Приобщение воспитанников к бережному отношению к природе;.

Рисование «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционной техники (метод тычка) Интеграция образовательных областей: ХЭР;ПР;РР;СКР;ФР.

Онспект НОД по аппликации с элементами рисования в средней группе «Осеннее дерево». Воспитатель Плохоцкая С. В. Цель: Учить вырезать и.

Программное содержание: учить любоваться красотой осенних листьев; упражнять в аккуратном пользовании клеем, аккуратном приклеивании; закреплять.

Тема: «Осенние дерево» (коллективная работа). Интеграция «Познание», «Художественное творчество». Цель: закрепить представления об осени.

Занятие с использованием ИКТ на тему: Осень в детском саду во второй группе раннего возраста

Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности по изодеятельности (аппликация) для детей первой младшей группы (2-3 года). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей выкладывать композицию из осенних листьев, закрепить знания признаков осени; формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, желание передавать ее красоту во время изобразительной деятельности.
Оборудование:
- лист бумаги А1 с наклеенным силуэтом березы без листьев, засушенные березовые листочки, клей, букет разноцветных березовых листочков (бумажных), салфетки.
Предварительная работа: рассматривание, наблюдение за березой.

Ход занятия:

Реже солнышко блестит
Теплыми лучами.
К югу стая птиц летит,
Расставаясь с нами.
Частый дождик за окном,
Небо тучкой плачет,

Листья желтые кругом:
Это осень, значит.

О каком времени года стихотворение?
- Да, и солнышко не такое теплое, и птички улетают в теплые края, и листочки на деревьях начали желтеть.
- Осень подарила нам букетик из березовых листочков и предлагает с ними поиграть.
Физминутка «Листики»
Мы листики осенние,
На веточках сидим. (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встать на ноги и поднять листики вверх)
Закружили, полетели
И на землю тихо сели. (присели)

А сейчас я хочу вас пригласить на березовую полянку.
Просмотр презентации.
1 слайд
дети видят березу с зелеными листьями.
2 – 3 слайды
дети наблюдают признаки осени: птицы улетают, тучи, дожди,
4 слайд
у березы пожелтели листья
5 слайд
дует сильный ветер, листья опадают
6 слайд
береза без листочков
Показ листа формата А1 с наклеенным силуэтом березы без листьев.
- Посмотрите, дети, на нашей березке ветер сдул все листочки, и она стоит такая грустная. Давайте мы с вами наклеим листочки, а листики будут у нас везде: и на веточках, и на земле, и в воздухе. Берем лист, намазываем его клеем и приклеиваем. Вот так. Какого цвета листики мы будем наклеивать?
Совместная работа воспитателя с детьми.
- Посмотрите какая красивая картина у нас получилась. Молодцы!

Презентация на тему: Осень

Конспект занятия по развитию речи для 2 младшей группы. Плещеев "Осень"

Анжелла Дробязко
«Осенние листочки». Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Осенние листочки »

Цели :

Учить детей наклеивать кусочки цветной бумаги на трафарет листика .

Развивать чувство цвета и композиции

Закрепить знания цветов (желтый, красный, оранжевый,коричневый и зеленый)

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать любовь к природе, умение эмоционально переживать увиденное.

Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций об осени , наблюдения на прогулке за деревьями и их окраской листьев , сбор материала (листьев ) и засушивание.

Оборудование и материалы :

Лист бумаги с нарисованным деревом, сухие листья деревьев , салфетки, клеенка, клей, кисти, готовый образец, букет из листьев , цветные листья из бумаги двухсторонней.

Ход занятия

Воспитатель : - Ребята, подойдите ко мне, я вам свой подарок покажу! (Показываю большой разноцветный букет из листьев ) Как вы думаете, кто мне его подарил? (Осень ) Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев . А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете ? (желтые, красные, зеленые, оранжевые) Правильно!

Стихотворение «Осень »

Если на деревьях листья пожелтели ,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется .

Давайте поиграем с пальчиками в игру «Осень »

Пальчиковая игра «Осень »

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал :

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

Ребята, злой ветер-ураган, унес с деревьев все листья , и теперь деревья стали какими? (голыми, ненарядными) А вот такими они были сначала. (Показ образца) . Вам какое дерево больше нравится? Кто хочет украсить разноцветными листочками дерево ? Листья могут располагаться на веточках дерева вверху и внизу на земле.

Показ последовательности выполнения работы, напоминание о правилах аккуратного использования клея, салфеток и кисточки, самостоятельная работа, индивид. работа.

Воспитатель : - Посмотрите, что у нас получилось? (Осенние деревья ) А на деревьях что растет? (Листочки ) . А осенью листья , какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого) .

Воспитатель : Молодцы ребята! Мне очень нравятся ваши деревья! Вы настоящие волшебники! Поэтому получите подарки-листики , с которыми можно поиграть в «Волшебный ветерок» (сдуть с ладошки

Публикации по теме:

Конспект занятия в первой младшей группе «Осенние листочки» Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Осенние листочки» Направление: познавательное. Интеграция образовательных областей: коммуникация,.

Конспект занятия «Осенние листочки» Цели: 1)Расширить знания детей об изменениях природы с приходом осени. 2) Воспитывать любовь к природе. Задачи: - Закрепить представление.

«Осенние листочки». Конспект игрового физкультурного занятия в группе раннего возраста (1–2 года) «Осенние листочки». Программное содержание: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. 2. Развивать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке во второй младшей группе «Осенние листочки» Конспект непосредственной образовательной воспитателя во второй младшей группе по лепке тема: «Осенние листочки» Дата проведения:.

Конспект занятия по аппликации с детьми первой младшей группы «Весенние листочки» Цель: Создание аппликации на весеннюю тему Задачи: Воспитательные: вызвать у детей интерес к созданию аппликатурных картинок – зелёных.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Осенние листочки» Тема Осенние листочки. Цель: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Задачи: Включить в активную.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Осенние листочки» Цель: знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами и ладошками) Задачи: Развивающие: развивать память и внимание детей,.

Тема: «Березка»

1. Приветствие.

Здравствуйте, ребятишки-

Девчонки и мальчишки.

Приветствую вас от души, дорогие малыши!

В этот осенний яркий день

Всем здороваться не лень.

Мы привет шлем всем вокруг

Ты мой друг и я твой друг.

Шлем привет мы всем друзьям!

Очень, очень рады вам!

2. Ведение в тему.

Игровая мотивация.

На землю лес наряд свой сбросил.

Идут дожди. Настала…..осень.

Педагог. Вот и пришла долгожданная осень, со своими подарками-грибами, ягодами, разноцветными листьями, листопадом. И к нам Красавица Осень заглянула в гости

(Внести куклу одетую в яркий осенний сарафан). Осень хочет вам рассказать, как она раскрашивает листья в своем лесу.

«Для своей работы Художница-осень использует яркие краски: желтые,оранжевые, красные. Деревья в лесу она одела в пестрые наряды: березки в желтые сарафанчики, осинки в -красные платьица и только елочка осталась в зеленом, очень ей хотелось побыть еще в летнем наряде»

Педагог. Ребята, а что осыпается с деревьев? (Листья). Осень принесла нам в подарок много разноцветных листочков в корзине. Хотите с ними поиграть? (Да).

Листопад, листопад… разбросать по полу разноцветные осенние листья.

Листья по ветру летят.

Красные, желтые, зеленые, оранжевые.

Предложить ребятам собрать в корзинки листочки определенных цветов: отдельно красные, отдельно желтые, отдельно зеленые.

3.Разминка-создание рабочего настроя

Физкультминутка «Листочки»

Мы-листочки стоят на месте, руки вверх

Мы-листочки

Мы- осенние листочки. покачивание

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели. разбегаются в разные стороны

Полетали, полетали, бегают, кружатся

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- приседают на корточки

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул вновь разбегаются

И листочки быстро сдул. махают руками над головой

Все листочки полетели приседают

И на землю тихо сели.

После физкультминутки дети рассаживаются за столы

4. Подготовка рабочего места.

5. Творческая деятельность.

Ребята, посмотрите на картинку. Какое дерево на ней изображено? (Береза).Правильно- береза. Сегодня и мы тоже нарисуем с вами карандашами осеннюю березку.(Перед каждым ребенком лежит лист белой бумаги, на которой простым карандашом нарисован ствол дерева) .Давайте повторим ее строение (ствол, ветки, листья). Правильно, молодцы.

Карандашики возьмем,

рисовать сейчас начнем.

Возьмем карандаш правильно. Держать его нужно большим и средним пальчиками, сверху придерживая указательным, не слишком близко к острому концу. Аккуратно обведем ствол березы карандашом черного цвета, нарисуем черточки на нем, нарисуем веточки. А теперь возьмем клей и аккуратно приклеим сухие листочки к нарисованным березовым веточкам.

Самостоятельная работа детей.

6. Закрепление новых знаний.

Ребята, скажите, что вы рисовали? (Березу)

Какие листочки мы приклеивали? (Березовые) Какого цвета? (Желтого)

Осень, посмотри, сколько мы нарисовали березок, какие у них красивые листочки, как в твоем осеннем лесу.

Вы ребята молодцы!

Постарались от души

И работы хороши!

А теперь все на прощание,

Скажем дружно- до свидания

Название: Осеннее занятие во 2 младшей группе. Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации «Осенний лес».
Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / рисование


Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ « Детский сад № 45 « Рябинка»
Месторасположение: Россия, Московская область, город Клин