Как правильно провести оздоровление ребенка за рубежом? Об оздоровлении детей за рубежом Отдых и оздоровление детей за рубежом

Как правильно провести оздоровление ребенка за рубежом? Об оздоровлении детей за рубежом Отдых и оздоровление детей за рубежом

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Процедура оздоровления белорусских детей за рубежом в настоящее время забюрократизирована. Количество необходимых согласований, разрешений и прочих «бумажек» превосходит все разумные пределы. С одной стороны, можно понять озабоченность государства, которое заинтересовано в получении максимальных гарантий безопасности и создании хороших условий нахождения детей за рубежом. С другой - существующий механизм оформления всех необходимых документов, как представляется, очень сложен и не отвечает поставленным целям.

Нормативные акты, регулирующие оздоровление детей за рубежом

Вопрос оздоровления детей за рубежом регулируется:

Необходимо также учитывать, что такая деятельность осуществляется в рамках получения иностранной безвозмездной помощи. Следовательно, на нее распространяется действие Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 24) и постановления Управления делами Президента Республики Беларусь от 30.06.2004 № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи».

Определение деятельности

В соответствии с Декретом № 17 деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, относится к лицензируемой. Между тем ни Указ № 98, ни Положение о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, утвержденное постановлением СМ № 1601, не содержат определения этого вида деятельности, а лишь указывают на некоторые ее признаки.

Определение можно найти только в Инструкции о порядке выдачи разрешения на выезд на оздоровление за рубеж детей и сопровождающих их лиц, подтверждающего гуманитарный характер поездки, утвержденной постановлением УПД № 4. Согласно этому определению деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, - это совокупность мероприятий по подготовке и оформлению документов на выезд детей и сопровождающих их лиц, перевозке до места оздоровления и обратно, по созданию благоприятных условий проживания и питания в стране пребывания, а также по проведению спортивно-оздоровительных, познавательных, культурных программ, направленных на оптимизацию условий для восстановления и укрепления здоровья детей, которая осуществляется на основе иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями, направленной в первую очередь на смягчение последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказание помощи детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам, а также детям, попавшим в экстремальные ситуации.

Приведенное определение рассматриваемой деятельности позволяет обнаружить в последней сходные черты с туристической деятельностью, которая также является лицензируемой. Законом Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» определено, что туризм - это временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем).

Основные различия этих двух видов деятельности заключаются в следующем. Во-первых, не совпадает субъектный состав: деятельность по оздоровлению за рубежом направлена исключительно на детей, в то время как туристическая деятельность не ограничена возрастом участников. Во-вторых, деятельность по оздоровлению детей за рубежом носит исключительно некоммерческий характер, в то время как туристическая деятельность является коммерческой (хотя об этом прямо и не сказано в нормативных правовых актах). Более того, деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется исключительно на основе иностранной безвозмездной помощи.

Из-за нечеткости определений нельзя точно сказать, к какому виду деятельности относится, в частности, деятельность по оздоровлению детей за рубежом в случае, когда спонсором такой деятельности выступает резидент Республики Беларусь, или деятельность по оздоровлению за рубежом взрослых (например, инвалидов), осуществляемая на основе иностранной безвозмездной помощи. Если придерживаться формального толкования нормативных правовых актов, эти направления не относятся к деятельности по оздоровлению детей за рубежом, осуществляемой на основе иностранной безвозмездной помощи. Однако относятся ли они к туристической деятельности (или какой-либо другой) и подлежат ли лицензированию, с уверенностью сказать нельзя.

Лицензионные требования и условия

Лицензии на деятельность по оздоровлению детей за рубежом выдает Управление делами Президента Республики Беларусь. Однако всеми организационными вопросами ведает его структурное подразделение - Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - Департамент).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю соответствующей лицензии, следующие:

Документы на получение лицензии подаются в Департамент. Кроме стандартного пакета документов для всех лицензий, определенных Декретом № 17 (заявление, копии учредительных документов, сведения об УНН, документ об уплате лицензионного сбора), для получения лицензии на деятельность по оздоровлению детей за рубежом необходимо дополнительно представить:

Отметим, что в соответствии с Указом № 98 республиканские органы госуправления и структурные подразделения местных исполкомов имеют право осуществлять такую деятельность без лицензии при условии, что это входит в их компетенцию (является одной из функций). Однако на сегодняшний момент ни Положение о Министерстве образования, ни Положение о Министерстве труда и социальной защиты, ни Положение о Министерстве здравоохранения не содержат упоминаний о подобной функции указанных министерств.

Формирование групп детей

Группы детей направляются за рубеж только при наличии договорных отношений у организатора поездки с принимающей стороной. В договоре должны быть оговорены вопросы страхования детей и сопровождающих их лиц, условия их перевозки на оздоровление и обратно, порядок финансирования программы оздоровления детей.

Указ № 98 разделяет группы детей на общие и специальные. Общие организованные группы - это группы детей, не имеющих медицинских противопоказаний, которые подтверждаются соответствующими документами, для направления на оздоровление за рубеж. К специальным организованным группам относят группы детей, имеющих подтверждаемые соответствующими документами медицинские противопоказания для направления на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп.

Деление на группы влияет на порядок согласования их состава, а также на количественный и профессиональный состав сопровождающих лиц. Так, состав общих групп должен согласовываться только в Минобразования, в то время как состав специальных групп согласовывается предварительно с Минздравом. Есть еще одна категория детей - дети из интернатных учреждений. Группы, формируемые из таких детей, относятся к общим, но состав их должен быть согласован с Минтруда, а также с Минздравом.

К сожалению, не до конца ясен сам процесс отбора детей для поездки на оздоровление за границу. Указом № 98 установлено, что комплектованием групп занимаются отправляющие их организации с учетом возможностей принимающей стороны. Постановлением Минобразования № 42 также определено, что комплектование групп детей, подбор и направление сопровождающих их лиц осуществляется организациями, в том числе во взаимодействии с учреждениями образования, управлениями (отделами) образования. Кроме того, как отмечается в Указе № 98, дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети-инвалиды, дети-сироты, дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей пользуются преимуществом при включении в состав группы. Непонятно, в чем выражается это преимущество: обязаны ли перечисленные организации обеспечивать определенную квоту в составе группы для таких детей или они должны формировать группу исключительно из таких детей и не имеют права включать в ее состав других детей (что представляется практически невозможным)? А возможно, приоритет выражается в чем-то другом?

Определенные особенности связаны с формированием групп детей из интернатных учреждений. Постановлением Минтруда № 56 установлено, что организаторы поездки должны обратиться в комитет по труду и социальной защите соответствующего облисполкома или Мингорисполкома, который определит, дети из какого интернатного учреждения будут направлены на оздоровление за рубеж.

Указом № 98 введены ограничения на возраст детей, отправляемых на оздоровление: на оздоровление за рубеж выезжают дети в возрасте от 7 лет (в исключительных случаях - с 6 лет, а дети, содержащиеся в детских интернатных учреждениях системы Минтруда, - с 4 лет) до 18 лет.

Кроме того, постановление Минобразования № 42 содержит некоторые дополнительные требования к комплектованию групп: последние комплектуются с учетом возраста, времени направления (учебное время или каникулы), медицинских заключений (справок) о возможности включения детей в состав группы.

Выбор сопровождающих лиц

Немаловажную роль играет определение лиц, сопровождающих группу. Указ № 98 определяет, что:

Указ № 98 устанавливает общие требования к количеству сопровождающих: число последних определяется численным составом группы, возрастом детей, состоянием их здоровья, формой организации оздоровления (семья или стационарная база), временем пребывания детей за рубежом (учебное время или каникулы), видом транспорта, возможностями иностранных организаций.

Количество детей не может превышать 25 человек на одного сопровождающего. Более детально эти требования прописаны в постановлениях Минобразования № 42 и Минтруда № 56:

В случае если группа детей отправляется на оздоровление в учебное время и срок такой поездки превышает 15 дней, организаторы должны обеспечить организацию учебного процесса. Для этого в качестве сопровождающих лиц могут направляться педагоги, имеющие соответствующий уровень профессиональной подготовки. Количество педагогов, сопровождающих группы учащихся, определяется их составом: на группу детей средних и старших классов - не менее 3 учителей основных предметов, на группу детей начальных классов - 1 учитель.

Со всеми сопровождающими организатор поездки заключает договор. Типовая форма договора утверждена постановлением УПД № 4.

Подготовка и инструктаж сопровождающих лиц

Все сопровождающие лица обязаны пройти соответствующую подготовку и инструктаж в системе Минобразования в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих общие организованные группы детей на оздоровление за рубеж, утвержденной постановлением Минобразования № 42.

Для подготовки и инструктажа сопровождающих лиц организатор поездки обязан заблаговременно (не позднее 2 месяцев до выезда группы) обратиться с заявкой в учреждения образования, осуществляющие такую подготовку. При обращении с заявкой менее чем за месяц до даты выезда группы подготовка проводится внепланово за счет средств организаторов. Министерством образования определены организации, уполномоченные проводить подготовку. Это учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи», учреждение образования «Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи», а также учреждения образования, которые обеспечивают повышение квалификации и переподготовку кадров в рамках курсов повышения квалификации для специалистов системы образования.

Подготовка проводится в форме 6-часового семинара в соответствии с разработанными планами и завершается проверкой знаний учащихся (в виде собеседования). Проверку полученных знаний необходимо проходить не реже одного раза в три года.


Согласование списков детей и сопровождающих лиц

Следующий этап после формирования списков детей, отправляемых на оздоровление, и сопровождающих их лиц, - согласование этих списков. Согласно Указу № 98 списки:

До настоящего времени Министерство здравоохранения еще не определило порядок согласования списков детей, равно как и Министерство труда и социальной защиты. Последнее только переложило данную функцию на «плечи» своих областных (Минского городского) комитетов (п. 2 постановления Минтруда № 56). Единственным ведомством, которое нормативно урегулировало вопрос согласования списка детей, является Министерство образования - соответствующая Инструкция была утверждена постановлением Минобразования № 42.

Для согласования списков в Министерство образования необходимо представить заявление, списки на бумажном и электронном носителях, ходатайства управлений образования о необходимости выезда детей, не достигших 6 лет (если таковые имеются). Формы списков утверждены постановлением Минобразования № 42. Однако до подачи документов в указанное Министерство списки должны быть предварительно согласованы с его нижестоящими структурами, а именно с руководителем:

Для согласования в отделах (управлениях) образования организаторы представляют следующие документы:

После согласования в нижестоящих структурах Министерства образования документы подаются в само Министерство, причем не позднее чем за 25 календарных дней до даты выезда группы на оздоровление за рубеж. Постановлением Минобразования № 42 определено, что по результатам рассмотрения представленных документов оно принимает решение о согласовании либо несогласовании перечня. При этом не оговорено, в каких случаях Министерство может принять решение о несогласовании.

Получение разрешения Департамента

На последней стадии перед отправкой группы детей на оздоровление необходимо получить разрешение Департамента, подтверждающее гуманитарный характер поездки. Для этого организатор представляет в Департамент:

Документы в Департамент должны быть поданы не позднее чем за 15 дней до представления их в посольства и консульства иностранных государств.

Ответственность за нарушение требований законодательства

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, утвержденным постановлением СМ № 1601, лицензирующий орган (Управление делами Президента Республики Беларусь) вправе принять решение об аннулировании лицензии. При этом к грубым нарушениям требований и условий осуществления лицензируемой деятельности относится несоответствие деятельности лицензиата нормативным правовым актам. Такая довольно «размытая» формулировка позволяет отнести к нарушениям фактически любое нарушение порядка осуществления этой деятельности и счесть его достаточной причиной для аннулирования лицензии.

Кроме того, поскольку деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется за счет средств иностранной безвозмездной помощи, ответственность установлена также Декретом № 24.

Некоторые выводы

Таким образом, чтобы отправить группу детей на оздоровление за рубеж, нужно, во-первых, иметь договор с иностранной принимающей организацией и документ, подтверждающий надлежащие условия проживания. Во-вторых, необходимо получить лицензию на осуществление этой деятельности, согласовать списки детей и сопровождающих лиц с отделами образования и Минобразования, а в некоторых случаях - и с Минздравом или Минтруда, заключить договоры с сопровождающими лицами, которые также должны пройти соответствующее обучение и получить удостоверения. В-третьих, следует получить разрешение Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

Учитывая такое большое количество согласовательных и разрешительных процедур, необходимо как минимум за два месяца до подачи документов на оформление виз подготовить список детей и сопровождающих их лиц для процедуры согласования. При этом следует помнить, что этот срок не включает время, необходимое для получения лицензии на осуществления рассмотренного вида деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Минск « Беларусь » 1997.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101).

Специальная литература

3. Борзова К.А., Гавзе Ф.И., Глебова Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Белорусской ССР. Мн.: Беларусь, 1991. 528с.

4. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практ. Пособие. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001. 547с.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 2 кн. Кн. 1. /Отв. Ред. В.Ф. Чигир. – 2-ое изд. - Мн.: Амалфея, 2000. 544с.

Одни родители уже готовятся встречать своих детей с первой лагерной смены, другие — на следующей неделе будут махать вслед автобусам, увозящим их школьников на вторую - следующий этап большой оздоровительной кампании. Всего же за лето укрепят здоровье, заведут новых друзей и получат бесценный опыт более самостоятельной жизни 334 тысячи мальчишек и девчонок. Однако наши дети отдыхают не только на родных просторах. Например, в прошлом году благодаря гуманитарному сотрудничеству организаций за счет иностранной безвозмездной помощи прошли оздоровление за границей около 19 тысяч ребятишек. Их принимали в 16 странах! И это уже еще одна летняя традиция.

Традиционно наибольшее количество нашей детворы - более половины всех выезжающих - отправляется в Италию на поправку здоровья. Далее по убыванию идут Германия, Великобритания, Испания. В этом году, по словам директора департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Валерия Скакуна, договоры об оздоровлении детей заключены также с Австрией и Ирландией, Бельгией и Лихтенштейном, Нидерландами и Швецией, Люксембургом и Словенией, Францией и Швейцарией. Организованные группы туда отправляют 64 организации, получившие лицензию на этот вид деятельности, и 28 учреждений образования.

Такую работу трудно переоценить. Во-первых, хотя в гуманитарных проектах и задействованы все регионы страны, больший упор все же делается на подрастающее поколение из наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельской, Могилевской, Брестской областей. Во–вторых, приоритет отдается тем детям, для которых вряд ли в ближайшем будущем нашлась бы другая возможность увидеть, как велик и разнообразен мир, - сиротам, оставшимся без попечения родителей, живущим в социально уязвимых семьях. И, в–третьих, на поправку и за положительными эмоциями в другие страны едут мальчишки и девчонки с онкологическими и гематологическими заболеваниями в стадии ремиссии. Это ведь само по себе лекарство - смена обстановки, новые друзья, впечатления, сплошной позитив...

Чтобы понять, насколько, в принципе, эффективно оздоровление за рубежом, было решено провести анкетирование тех ребят, которые уже получили такой опыт - в основном из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, а также по разным причинам оставшихся без родителей и находящихся как на государственной, так и на частной формах опеки. За суховато–официальным выводом, сделанным из опроса - «улучшение общего и психоэмоционального состояния здоровья», - стоит множество ценнейших, уникальных для каждого ребенка моментов. Погружение в другую культуру, обычаи и традиции, растущий интерес к познанию мира, изучение иностранного языка, личностный рост. Наконец, новые знания и умения. Ведь, кроме экскурсий, занятий спортом и мероприятий, которые непосредственно направлены на укрепление здоровья, детей еще и обучают основам кулинарного, хлебопекарного, столярного дела. Особенно это полезно для воспитанников интернатных учреждений, потому что помогает понять, к чему лежит душа, но и для всех остальных тоже, согласитесь, нелишнее. Кстати, во время таких поездок мальчишки и девчонки становятся своего рода маленькими послами нашей страны. Вместе с сопровождающими педагогами они обязательно готовят концертную программу для принимающей стороны, основанную на белорусской культуре и традициях, - и иностранцы неизменно в восторге...

Спору нет, один из самых важных - вопрос безопасности. Еще в 2008 году были внесены дополнения в Указ Президента «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи», предусматривающие гарантии компетентных органов иностранных государств по обеспечению безопасного пребывания детей за границей и их своевременному возвращению на родину. Как правило, один раз в год эксперты проводят контроль в местах оздоровления детей, изучая условия их пребывания в принимающих семьях и учреждениях, соблюдение прав и законных интересов, меры безопасности при проведении спортивно–оздоровительных и культурных мероприятий. Постоянно эта работа ведется и загранучреждениями Беларуси. Так что мониторинг получается двойной.

Сотрудничество, конечно, будет продолжаться, ведь это не что иное, как инвестиции в наше здоровое будущее, в потенциал страны. Чем больше разнообразных возможностей гармонично расти и развиваться будет предоставлено детям сейчас, тем более благополучный жизненный сценарий ждет не только их самих - общество в целом. Можно, согласитесь, и так перефразировать известный афоризм: счастье - это когда тебя и понимают, и принимают.

vasilishina@сайт

скачать

Реферат на тему:

Отдых и оздоровление детей



План:

    Введение
  • 1 Учреждения
  • 2 Сфера отдыха и оздоровления детей в России сегодня
  • 3 Отдых и оздоровление детей за рубежом

Введение

Отдых и оздоровление детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).


1. Учреждения

Учреждения - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря - пионерскиe лагеря, детскиe лагеря, летниe лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей (нa каникулax etc.) и их оздоровления (ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

В результате изменений в социально-экономическом и политическом устройстве России в начале 90-х годов бывшие пионерские лагеря, уцелевшие в ходе приватизации и экономического кризиса в стране, постепенно преобразовывались в организации отдыха и оздоровления детей. Окончательно юридическое оформление преобразований и создание новой социальной сферы закреплено федеральным законом № 170-ФЗ от 21 декабря 2004 года, внесшим в федеральное законодательство понятия отдых и оздоровление детей и «организации отдыха и оздоровления детей», куда входят и «учреждения отдыха и оздоровления детей».


2. Сфера отдыха и оздоровления детей в России сегодня

В начале XXI века в России ежегодно открывалось более 50 тысяч учреждений отдыха и оздоровления детей, значительную часть которых представляли лагеря с дневным пребыванием учащихся на базе образовательных учреждений. Число загородных стационарных лагерей для детей неуклонно сокращалось, за семь лет (2001−2006 годы) было закрыто 816 загородных лагерей. Только за 2007 год сеть загородных лагерей сократилось на 200 учреждений. Вместе с тем, ежегодно более 10 млн детей школьного возраста пользуются услугами этих учреждений, а общий денежный оборот учреждений и организаций отдыха составил в 2007 году не менее 32 млрд.рублей. Значительную роль в финансировании учреждений играет Фонд социального страхования Российской Федерации, на средства которого ежегодно отдыхает более 5 млн детей в возрасте от 7 до 15 лет. С 2008 года планируется введение Национального стандарта ГОСТ-Р «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Одновременно в стране открываются и начинают функционировать частные детские лагеря отдыха. Независимые компании выкупают у предприятий бывшие «ведомственные» детские лагеря и на их базе строят новые современные оздоровительные комплексы для детей. В частном лагере каждый год меняется развивающая программа, на смену стандартному размещению по 8-10 человек в комнате, а душ и туалет - в конце коридора, в частном лагере для детей предусмотрено элитное размещение - по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров, высокоскоростной интернет, меню с учетом С-витаминизации и йодирования продуктов, модная анимация вместо КВНа и костра. Но нахождение ребёнка в таком лагере обходится родителям недёшево. С наступлением XXI века все большую популярность также приобретают формы семейного отдыха с детьми. По аналогии с семейными детскими садами отдельными родителями и группами энтузиастов создаются летние лагеря для детского отдыха на природе. Изначально семейнные лагеря организовывались религиозными общинами - христианскими и еврейскими - руководство общины подбирало место для летнего отдыха, там разбивали палаточный лагерь, родители в складчину оплачивали проживание и питание, а специально обученные педагоги занимались с детьми, в соответствии со своим вероисповеданием. Сегодня в России функционируют и вполне светские семейные лагеря, где дети не только отдыхают и набираются здоровьем, но и принимают участие в разнообразных образовательных и творческих развивающих программах.


3. Отдых и оздоровление детей за рубежом

В Западной Европе, США и Канаде дети отдыхают в летних лагерях. Как правило, такие лагеря частные, хотя в некоторых странах существует и развитая сеть муниципальных лагерей. Частные лагеря принимают детей из разных стран: главной целью пребывания в них считается погружение в новое культурное пространство и языковую среду в сочетании с активным отдыхом. В школьной программе за рубежом изучению иностранных языков уделяется значительно больше внимания, чем в России. Степень экономической и культурной интеграции на Западе очень высока, поэтому свободное владение 2-3 языками отнюдь не роскошь, а жизненная необходимость. Лагеря рассчитаны на любой кошелек: есть и престижные, дорогие с собственными конюшнями и бассейном. а есть и вполне демократичные, стоимость пребывания в которых не слишком отличается от российских лагерей. Программа пребывания продумана до мелочей, у каждого лагеря своя собственная программа и профильная направленность.

  • Международный языковой лагерь или Международный лингвистический лагерь
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 03:21:09
Похожие рефераты:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ:ПРОБЛЕМЫ ПРАВ О ВОГО РЕГ У ЛИРОВАНИЯ

Процедура оздоровления белорусских детей за рубежом в настоящее время забюрократизирована. Количество необходимых согласований, разрешений и прочих "бумажек" превосходит все разумные пределы. С одной стороны, можно понять озабоченность государства, которое заинтересовано в получении максимальных гарантий безопасности и создании хороших условий нахождения детей за рубежом. С другой - существующий механизм оформления всех необходимых документов, как представляется, очень сложен и не отвечает поставленным целям.

Нормативные акты, регулирующие оздоровление детей за рубежом

Вопрос оздоровления детей за рубежом регулируется:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.02.2004 № 98 "Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи" (далее - Указ № 98) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1997 № 1113 "О совершенствовании порядка организации лечения детей за пределами Республики Беларусь", регламентирующими основы осуществления этой деятельности;

Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Декрет № 17) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1601 "Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, выдачу лицензий на которые осуществляет Управление делами Президента Республики Беларусь" (далее - постановление СМ № 1601), определяющими порядок получения лицензий на эту деятельность;

Постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 06.05.2004 № 4 (далее - постановление УДП № 4), постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05.2004 № 56 (далее - постановление Минтруда № 56) и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.06.2004 № 42 (далее - постановление Минобразования № 42), регулирующими вопросы получения согласований и разрешений на такие поездки в названных органах.

Необходимо также учитывать, что такая деятельность осуществляется в рамках получения иностранной безвозмездной помощи. Следовательно, на нее распространяется действие Декрета Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи" (далее - Декрет № 24) и постановления Управления делами Президента Республики Беларусь от 30.06.2004 № 7 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи".

Определение деятельности

В соответствии с Декретом № 17 деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, относится к лицензируемой. Между тем ни Указ № 98, ни Положение о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, утвержденное постановлением СМ № 1601, не содержат определения этого вида деятельности, а лишь указывают на некоторые ее признаки.

Определение можно найти только в Инструкции о порядке выдачи разрешения на выезд на оздоровление за рубеж детей и сопровождающих их лиц, подтверждающего гуманитарный характер поездки, утвержденной постановлением УПД № 4. Согласно этому определению деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом, - это совокупность мероприятий по подготовке и оформлению документов на выезд детей и сопровождающих их лиц, перевозке до места оздоровления и обратно, по созданию благоприятных условий проживания и питания в стране пребывания, а также по проведению спортивно-оздоровительных, познавательных, культурных программ, направленных на оптимизацию условий для восстановления и укрепления здоровья детей, которая осуществляется на основе иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями, направленной в первую очередь на смягчение последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказание помощи детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам, а также детям, попавшим в экстремальные ситуации.

Приведенное определение рассматриваемой деятельности позволяет обнаружить в последней сходные черты с туристической деятельностью, которая также является лицензируемой. Законом Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З "О туризме" определено, что туризм - это временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем).

Основные различия этих двух видов деятельности заключаются в следующем. Во-первых, не совпадает субъектный состав: деятельность по оздоровлению за рубежом направлена исключительно на детей, в то время как туристическая деятельность не ограничена возрастом участников. Во-вторых, деятельность по оздоровлению детей за рубежом носит исключительно некоммерческий характер, в то время как туристическая деятельность является коммерческой (хотя об этом прямо и не сказано в нормативных правовых актах). Более того, деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется исключительно на основе иностранной безвозмездной помощи.

Из-за нечеткости определений нельзя точно сказать, к какому виду деятельности относится, в частности, деятельность по оздоровлению детей за рубежом в случае, когда спонсором такой деятельности выступает резидент Республики Беларусь, или деятельность по оздоровлению за рубежом взрослых (например, инвалидов), осуществляемая на основе иностранной безвозмездной помощи. Если придерживаться формального толкования нормативных правовых актов, эти направления не относятся к деятельности по оздоровлению детей за рубежом, осуществляемой на основе иностранной безвозмездной помощи. Однако относятся ли они к туристической деятельности (или какой-либо другой) и подлежат ли лицензированию, с уверенностью сказать нельзя.

Лицензионные требования и условия

Лицензии на деятельность по оздоровлению детей за рубежом выдает Управление делами Президента Республики Беларусь. Однако всеми организационными вопросами ведает его структурное подразделение - Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - Департамент).

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю соответствующей лицензии, следующие:

Наличие не менее одного работника, имеющего высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми не менее трех лет (в случае если такой работник трудится в коммерческой организации, он должен состоять в штате, в некоммерческой - входить в состав руководящего органа). Индивидуальный предприниматель должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми не менее пяти лет;

Финансирование деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, за счет целевой иностранной безвозмездной помощи.

Документы на получение лицензии подаются в Департамент. Кроме стандартного пакета документов для всех лицензий, определенных Декретом № 17 (заявление, копии учредительных документов, сведения об УНН, документ об уплате лицензионного сбора), для получения лицензии на деятельность по оздоровлению детей за рубежом необходимо дополнительно представить:

Программу, которая отражает основные принципы работы по осуществлению деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, и включает наименование или перечень принимающих зарубежных организаций, порядок и условия финансирования, условия пребывания и перевозки детей и другие условия;

Сведения о руководителе юридического лица или индивидуальном предпринимателе - соискателе лицензии (по утвержденной форме).

Отметим, что в соответствии с Указом № 98 республиканские органы госуправления и структурные подразделения местных исполкомов имеют право осуществлять такую деятельность без лицензии при условии, что это входит в их компетенцию (является одной из функций). Однако на сегодняшний момент ни Положение о Министерстве образования, ни Положение о Министерстве труда и социальной защиты, ни Положение о Министерстве здравоохранения не содержат упоминаний о подобной функции указанных министерств.

Формирование групп детей

Группы детей направляются за рубеж только при наличии договорных отношений у организатора поездки с принимающей стороной. В договоре должны быть оговорены вопросы страхования детей и сопровождающих их лиц, условия их перевозки на оздоровление и обратно, порядок финансирования программы оздоровления детей.

Указ № 98 разделяет группы детей на общие и специальные. Общие организованные группы - это группы детей, не имеющих медицинских противопоказаний, которые подтверждаются соответствующими документами, для направления на оздоровление за рубеж. К специальным организованным группам относят группы детей, имеющих подтверждаемые соответствующими документами медицинские противопоказания для направления на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп.

Деление на группы влияет на порядок согласования их состава, а также на количественный и профессиональный состав сопровождающих лиц. Так, состав общих групп должен согласовываться только в Минобразования, в то время как состав специальных групп согласовывается предварительно с Минздравом. Есть еще одна категория детей - дети из интернатных учреждений. Группы, формируемые из таких детей, относятся к общим, но состав их должен быть согласован с Минтруда, а также с Минздравом.

К сожалению, не до конца ясен сам процесс отбора детей для поездки на оздоровление за границу. Указом № 98 установлено, что комплектованием групп занимаются отправляющие их организации с учетом возможностей принимающей стороны. Постановлением Минобразования № 42 также определено, что комплектование групп детей, подбор и направление сопровождающих их лиц осуществляется организациями, в том числе во взаимодействии с учреждениями образования, управлениями (отделами) образования. Кроме того, как отмечается в Указе № 98, дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети-инвалиды, дети-сироты, дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей пользуются преимуществом при включении в состав группы. Непонятно, в чем выражается это преимущество: обязаны ли перечисленные организации обеспечивать определенную квоту в составе группы для таких детей или они должны формировать группу исключительно из таких детей и не имеют права включать в ее состав других детей (что представляется практически невозможным)? А возможно, приоритет выражается в чем-то другом?

Определенные особенности связаны с формированием групп детей из интернатных учреждений. Постановлением Минтруда № 56 установлено, что организаторы поездки должны обратиться в комитет по труду и социальной защите соответствующего облисполкома или Мингорисполкома, который определит, дети из какого интернатного учреждения будут направлены на оздоровление за рубеж.

Указом № 98 введены ограничения на возраст детей, отправляемых на оздоровление: на оздоровление за рубеж выезжают дети в возрасте от 7 лет (в исключительных случаях - с 6 лет, а дети, содержащиеся в детских интернатных учреждениях системы Минтруда, - с 4 лет) до 18 лет.

Кроме того, постановление Минобразования № 42 содержит некоторые дополнительные требования к комплектованию групп: последние комплектуются с учетом возраста, времени направления (учебное время или каникулы), медицинских заключений (справок) о возможности включения детей в состав группы.

Выбор сопровождающих лиц

Немаловажную роль играет определение лиц, сопровождающих группу. Указ № 98 определяет, что:

Подбор и направление лиц, сопровождающих общие и специальные организованные группы детей на оздоровление за рубеж, производят организаторы. Исключение сделано для групп с детьми из интернатных учреждений: детей из детских домов, школ-интернатов и других учреждений сопровождают педагоги, работающие в названных учреждениях, а потому их отбор производит администрация этих учреждений;

В качестве сопровождающих при наличии рекомендации с места работы (учебы), опыта работы с детьми и после прохождения соответствующей подготовки и инструктажа направляются совершеннолетние лица, имеющие педагогическое или медицинское образование, сотрудники организаций, направляющих детей на оздоровление, а в качестве переводчиков или помощников сопровождающих - студенты старших курсов высших педагогических или медицинских учебных заведений;

Специальные группы обязательно должны сопровождаться медицинскими работниками, в то время как для общих групп это обязательно не во всех случаях.

Указ № 98 устанавливает общие требования к количеству сопровождающих: число последних определяется численным составом группы, возрастом детей, состоянием их здоровья, формой организации оздоровления (семья или стационарная база), временем пребывания детей за рубежом (учебное время или каникулы), видом транспорта, возможностями иностранных организаций.

Количество детей не может превышать 25 человек на одного сопровождающего. Более детально эти требования прописаны в постановлениях Минобразования № 42 и Минтруда № 56:

При организации оздоровления детей на стационарной базе на группу 30 детей направляются не менее 3 сопровождающих их лиц;

Количество детей в группах, которые укомплектованы из учащихся детских домов, школ-интернатов и иных учреждений, обеспечивающих получение специального образования, и выезжают с организацией учебного процесса, не должно превышать 12 человек на одного сопровождающего;

При направлении специальной организованной группы детей с особенностями психофизического развития в количестве не более 4 человек назначается 1 сопровождающий;

На каждого ребенка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и (или) передвигающегося на инвалидной коляске назначается сопровождающий.

В случае если группа детей отправляется на оздоровление в учебное время и срок такой поездки превышает 15 дней, организаторы должны обеспечить организацию учебного процесса. Для этого в качестве сопровождающих лиц могут направляться педагоги, имеющие соответствующий уровень профессиональной подготовки. Количество педагогов, сопровождающих группы учащихся, определяется их составом: на группу детей средних и старших классов - не менее 3 учителей основных предметов, на группу детей начальных классов - 1 учитель.

Со всеми сопровождающими организатор поездки заключает договор. Типовая форма договора утверждена постановлением УПД № 4.

Подготовка и инструктаж сопровождающих лиц

Все сопровождающие лица обязаны пройти соответствующую подготовку и инструктаж в системе Минобразования в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих общие организованные группы детей на оздоровление за рубеж, утвержденной постановлением Минобразования № 42.

Для подготовки и инструктажа сопровождающих лиц организатор поездки обязан заблаговременно (не позднее 2 месяцев до выезда группы) обратиться с заявкой в учреждения образования, осуществляющие такую подготовку. При обращении с заявкой менее чем за месяц до даты выезда группы подготовка проводится внепланово за счет средств организаторов. Министерством образования определены организации, уполномоченные проводить подготовку. Это учреждение образования "Национальный центр художественного творчества детей и молодежи", учреждение образования "Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи", а также учреждения образования, которые обеспечивают повышение квалификации и переподготовку кадров в рамках курсов повышения квалификации для специалистов системы образования.

Подготовка проводится в форме 6-часового семинара в соответствии с разработанными планами и завершается проверкой знаний учащихся (в виде собеседования). Проверку полученных знаний необходимо проходить не реже одного раза в три года.

Согласование списков детей и сопровождающих лиц

Следующий этап после формирования списков детей, отправляемых на оздоровление, и сопровождающих их лиц, - согласование этих списков. Согласно Указу № 98 списки:

Детей из интернатных учреждений и сопровождающих их лиц согласовываются с Минтруда;

Детей, отправляемых в рамках общих групп, и сопровождающих их лиц, согласовываются с Минобразования;

Детей, отправляемых в рамках специальных групп, и сопровождающих их лиц, согласовываются с Минобразования и Минздравом.

До настоящего времени Министерство здравоохранения еще не определило порядок согласования списков детей, равно как и Министерство труда и социальной защиты. Последнее только переложило данную функцию на "плечи" своих областных (Минского городского) комитетов (п. 2 постановления Минтруда № 56). Единственным ведомством, которое нормативно урегулировало вопрос согласования списка детей, является Министерство образования - соответствующая Инструкция была утверждена постановлением Минобразования № 42.

Для согласования списков в Министерство образования необходимо представить заявление, списки на бумажном и электронном носителях, ходатайства управлений образования о необходимости выезда детей, не достигших 6 лет (если таковые имеются). Формы списков утверждены постановлением Минобразования № 42. Однако до подачи документов в указанное Министерство списки должны быть предварительно согласованы с его нижестоящими структурами, а именно с руководителем:

Районного (городского) отдела образования и руководителем учреждения образования, если отправляется группа детей из одного учреждения образования;

Районного (городского) отдела образования, если отправляется группа детей из разных учреждений образования одного района (города);

Областного (Минского городского) управления образования, если отправляется группа детей из разных районов области (или г. Минска).

Для согласования в отделах (управлениях) образования организаторы представляют следующие документы:

Справки или списки с места учебы детей;

Копию диплома об образовании сопровождающих лиц;

Копии страниц трудовой книжки, подтверждающие трудовую деятельность работника с детьми (для сопровождающих лиц, имеющих педагогическое или медицинское образование и не работающих по специальности на дату оформления документов);

Характеристику от организаций или от иностранных организаций, подтверждающую положительный опыт работы сотрудников с детьми, в том числе на русском языке (для сопровождающих лиц, не имеющих педагогического или медицинского образования);

Письменное согласие руководителя учреждения образования о направлении учащихся на оздоровление за рубеж во время учебного года с информацией об организации выполнения учебных программ в полном объеме по возвращении их в учреждение образования (в случае направления на оздоровление детей в учебное время без организации учебного процесса);

Копию приказа руководителя учреждения образования о направлении учителей для преподавания учебных предметов в период оздоровления учащихся за рубежом (в случае направления на оздоровление детей в учебное время с организацией учебного процесса).

После согласования в нижестоящих структурах Министерства образования документы подаются в само Министерство, причем не позднее чем за 25 календарных дней до даты выезда группы на оздоровление за рубеж. Постановлением Минобразования № 42 определено, что по результатам рассмотрения представленных документов оно принимает решение о согласовании либо несогласовании перечня. При этом не оговорено, в каких случаях Министерство может принять решение о несогласовании.

Получение разрешения Департамента

На последней стадии перед отправкой группы детей на оздоровление необходимо получить разрешение Департамента, подтверждающее гуманитарный характер поездки. Для этого организатор представляет в Департамент:

Копию договора (с предъявлением оригинала) о сотрудничестве с иностранной организацией;

Документ принимающей стороны, подтверждающий создание в местах пребывания условий, соответствующих санитарным нормам и гигиеническим правилам Республики Беларусь (в случае коллективного проживания детей в оздоровительных учреждениях или других стационарных базах);

Согласованные списки детей и сопровождающих их лиц;

Договор о сопровождении организованной группы детей, заключенный между организатором и сопровождающим лицом;

Иные документы, подтверждающие гуманитарный характер поездки.

Документы в Департамент должны быть поданы не позднее чем за 15 дней до представления их в посольства и консульства иностранных государств.

Ответственность за нарушение требований законодательства

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом, утвержденным постановлением СМ № 1601, лицензирующий орган (Управление делами Президента Республики Беларусь) вправе принять решение об аннулировании лицензии. При этом к грубым нарушениям требований и условий осуществления лицензируемой деятельности относится несоответствие деятельности лицензиата нормативным правовым актам. Такая довольно "размытая" формулировка позволяет отнести к нарушениям фактически любое нарушение порядка осуществления этой деятельности и счесть его достаточной причиной для аннулирования лицензии.

Кроме того, поскольку деятельность по оздоровлению детей за рубежом осуществляется за счет средств иностранной безвозмездной помощи, ответственность установлена также Декретом № 24.

Некоторые выводы

Таким образом, чтобы отправить группу детей на оздоровление за рубеж, нужно, во-первых, иметь договор с иностранной принимающей организацией и документ, подтверждающий надлежащие условия проживания. Во-вторых, необходимо получить лицензию на осуществление этой деятельности, согласовать списки детей и сопровождающих лиц с отделами образования и Минобразования, а в некоторых случаях - и с Минздравом или Минтруда, заключить договоры с сопровождающими лицами, которые также должны пройти соответствующее обучение и получить удостоверения. В-третьих, следует получить разрешение Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.

Учитывая такое большое количество согласовательных и разрешительных процедур, необходимо как минимум за два месяца до подачи документов на оформление виз подготовить список детей и сопровождающих их лиц для процедуры согласования. При этом следует помнить, что этот срок не включает время, необходимое для получения лицензии на осуществления рассмотренного вида деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Минск « Беларусь » 1997.

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101).

Специальная литература

Борзова К.А., Гавзе Ф.И., Глебова Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Белорусской ССР. Мн.: Беларусь, 1991. 528с.

Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практ. Пособие. - Мн.: Молодежное научное общество, 2001. 547с.