Организационно-методические условия становления психолого-педагогической компетентности родителей. Повышение педагогической компетентности родителей Компетентностный родитель

Организационно-методические условия становления психолого-педагогической компетентности родителей. Повышение педагогической компетентности родителей Компетентностный родитель

Семья – первый и основной институт, который всегда напрямую связан с процессом формирования личности ребенка.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский

Закон Российской Федерации «Об образовании»:

участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Участие родителей в образовательном процессе неотъемлемая часть развития нашего общества.

Понятие «педагогическая культура семьи» сегодня трансформировалось в понятие «педагогическая компетентность родителей» .

От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Впервые о важности формирования педагогической культуры родителей в конце XIX века заговорили педагогические деятели России: К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев.

Семья закладывает основы всего дальнейшего образования ребенка. Отсутствие педагогических знаний у родителей приводит к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное становление ребенка. П.Ф.Каптерев

В.П.Вахтеров основной целью воспитания в семье и школе считал развитие наследственных способностей и возможностей ребенка. По его мнению, окружающая среда часто негативно влияет на саморазвитие личности.
Родители не понимают значения детских интересов и желаний, жертвуя ими ради воспитательных предрассудков.

Отсюда В.П.Вахтеров делает вывод о необходимости просвещения родителей в сфере развития человека.

В.П.Кащенко подчеркивал роль родителей, как воспитателей в семье, сомневался в возможности построения сбалансированной, продуманной системы воспитания ребенка без научно-теоретической базы
знаний о семейном воспитании.

Индивидуальное консультирование является самой продуктивной формой работы с семьями:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это:
а) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.
б) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность — 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.

Компетентность — это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Педагогическая компетентность в отношении ребенка с особенностями развития – это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей — педагогически развитые семьи.
Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок.
Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители знают, чего они хотят и как этого добиться, прекрасно понимают, что результаты
напрямую зависят от собственных затрат и усилий. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации что бы помочь ребёнку добиться успехов.

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей.

Уклад семьи часто противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний.
Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, но отношения между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты по разным поводам. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны. Они не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и вытеснение ими духовных, индивидуалистическая направленность членов семьи, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, порой равнодушие. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Наблюдается насильное погружение ребёнка в деятельность без учёта его желаний. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы.

В понятие «воспитание родителей» входит:

  • усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;
  • приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыках;
  • деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;
  • ориентация на поставленные задачи.
  • Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб.: БукИздат. 1995. - 186 с.
  • Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. М.: «ПЕР СЭ». 2010. - 336 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 2005. - 944 с.
  • Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 9-13.
  • Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: Феникс. 2011. - 314 с.

В. В. Коробкова

кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного педагогического университета

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются теоретические подходы к определению сущности и содержания структурных компонентов психолого-педагогической компетентности родителей; раскрывается авторская позиция структуры психолого-педагогической компетентности родителей, включающая мотивационный, ориентационный, операциональный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты; представлены основные методы и формы работы по развитию компетентности родителей.

Ключевые слова: компетентность, психолого-педагогическая компетентность родителей, компоненты родительской компетентности, методы и формы работы с родителями.

В последние годы в связи с социальной ситуацией, в которой государство ориентировано на поддержку семейных ценностей, в педагогике и психологии возрос интерес к исследованию феномена психолого-педагогической компетентности родителей. Анализ современных научных подходов к определению сущности данного понятия позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном явлении, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического и прочего происхождения.

Важно отметить, что в психолого-педагогической литературе часто используются термины "родительская компетентность"; "родительская эффективность"; "социально-психологическая компетентность родителя", "компетентное родительство" и т. п., которые можно рассматривать как аналог термина "психолого-педагогическая компетентность родителя" и, соответственно, синонимами.

Степень разработанности проблемы родительской компетентности в литературе очень низка.

По мнению современных исследователей феномена компетентности родителей, предшествующий опыт сотрудничества с родителями был основан на когнитивных стратегиях взаимодействия, основная задача которых - сообщать знания, формировать представления, убеждения, иными словами, "педагогическую культуру родителей". Аффективно-эмоциональный и поведенческий репертуар родительского опыта был недооценен. Современные психолого-педагогические исследования стремятся компенсировать данный пробел.

Основными теоретическими предпосылками разработки и обоснования компетентностного подхода к работе с родителями, на наш взгляд, являются: развитие теории профессиональной педагогической компетентности, которая широко представлена в современных психолого-педагогических исследованиях, а также широкий пласт научных работ, посвященных проблемам родительства и формированию педагогической культуры родителей.

Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие "компетентность" определяется как осведомленность, авторитет в какой-либо области, обладающий компетенциями. Традиционно под компетентностью (от лат. competens - знания, опыт в той или иной деятельности) понимается готовность и способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях и особенно в ситуациях неопределенности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Так, Дж. Равен подчеркивает, что знания, умения и навыки успешно актуализируются во всех видах деятельности человека только при личностном принятии и осознании их важности . И. А. Зимняя считает, что компетентность шире знаний и умений, она включает их; кроме того, в качестве составляющих компетентности следует выделить эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления, и, что особенно важно, содержание компетентности всегда значимо для субъекта ее реализации .

Опираясь на значение слова "компетентность", исследователи по-разному трактуют понятие родительской компетентности.

Учитывая, что содержание компетентности всегда значимо для субъекта ее реализации, О. Л. Зверева определяет педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка .

В этом же аспекте рассматривают "социально компетентных родителей" зарубежные авторы D.A. Wolfe и R.L. Burgess, определяя их как "способных определить адекватный ответ на ситуацию, основываясь на предварительных наблюдениях за своим родительским опытом взаимодействия с ребенком" .

Ю. А. Гладкова, исследующая проблему педагогической культуры и компетентности родителей в условиях УДОД, определяет педагогическую компетентность как адекватную пропорциональную совокупность коммуникационных, личностных свойств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в воспитании детей .

Достаточно обстоятельный анализ феномена педагогической компетентности, на наш взгляд, представлен в исследовании В. В. Селиной, которая характеризует педагогическую компетентность родителя ребенка раннего возраста как совокупность эмоционально-волевых, мотиваци-

онно-ценностных, когнитивных, коммуникативных и деятельностных характеристик их личности, проявляющихся в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями и использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком .

Таким образом, на основе анализа традиционного определения компетентности и различных исследовательских позиций к определению феномена педагогической компетентности родителей в современной литературе, в нашем исследовании родительская компетентность трактуется как готовность и способность родителей, на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности.

Анализ исследовательских позиций позволяет говорить о том, что в педагогической науке нет единого подхода к определению структурных компонентов родительской компетентности.

С позиции ценностного взгляда на феномен родительской компетентности группа современных исследователей (Е. П. Арнаутова, Т. О. Смолева, Т. А. Куликова и др.) выделяет в нем смысловую, духовную и этологические составляющие. В размышлениях специалистов о качестве компетентностного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, духовного, коммуникативного, игрового и рефлексивного .

В рамках культурологического подхода, В. Н. Бушина в структуру родительской компетентности включает единство аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов. Аксиологический компонент составляет систему ценностных ориентации родителей и его позицию "Я-родитель", исходя из которых он определяет свое отношение к ребенку. Технологический компонент включает в себя знания, умения и навыки организации взаимодействия, проектирования совместной деятельности с ребенком и реализации процессов отождествления и обособления его в событии. Личностно-творческий компонент обеспечивает развитие мотивированной способности родителей самостоятельно создавать событийную общность, исходя из условий конкретной семьи .

Исследуя педагогическую компетентность родителей детей раннего возраста, В. В. Селина в ее структуру включает эмоционально-ценностный, когнитивный и коммуникативно-деятельностный компоненты. Н. Ш. Тюрина, определяя компетентность родителей как интегративное свойство личности, включает в ее состав совокупность компетенций в социальной, педагогической, коммуникативной и эмоционально-ценностной областях .

С нашей точки зрения, определить структуру психолого-педагогической компетентности родителей целесообразно, опираясь на теорию психологической готовности личности к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). В общей структуре готовности человека к деятельности они выделяют мотивационный блок, включающий в себя ответственность за решение задачи, чувство долга; ориентационный блок, состоящий из знаний и представлений об условиях деятельности, ее требованиях к личности; операционный блок, в который входят владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др.; эмоционально-волевой блок, представленный самоконтролем, самомобилизацией, умением управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; оценочный блок как самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальными образами .

Таким образом, основываясь на структуре готовности личности к деятельности, мы определяем компоненты психолого-педагогической компетентности родите-

- мотивационный компонент: осознание необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте, воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

- ориентационный компонент: владение психолого-педагогическими знаниями в области педагогической поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов воспитания ребенка;

- операциональный компонент: умение применять на практике методы и средства воспитания, тактики и стратегии педагогической поддержки; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на различные коммуникативные ситуации;

- эмоционально-волевой компонент: устойчивость психоэмоционального состояния родителей, адекватная самооценка; умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в позитивной направленности взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация);

- оценочный компонент: способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения; умения анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий.

Определение сущности и структуры понятия психолого-педагогической компетентности родителей позволяет наметить основные методы, средства и формы работы с родителями, где приоритетное значение отдается активным формам, основанным на субъект-субъектном взаимодействии.

Организация встреч специалистов с родителями должна обеспечивать: активное включение родителей в работу по открытию нужных знаний и поиска решения проблем; возможность обмениваться опытом с другими родителями и увидеть "другой взгляд" на, казалось бы, знакомую ситуацию; возможность попасть в мир детства и тем самым стать ближе к собственному ребенку.

Наиболее приемлемыми методами и технологиями развития психолого-педагогической компетентности родителей выступают: тренинг, проектная деятельность, групповая работа, анализ случаев и решение кейсов, приемы арт-терапии и ИКТ-поддержка родительской компетентности.

В целом анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать, что проблема развития психолого-педагогической компетентности родителей является актуальной для современной образовательной практики и нуждается в дальнейшем исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушина В. Н., Свинина Н. Г., Масленникова Т. В., Грубенко Л. П., Богомолкина Л. В. Развитие личности ребенка: педагогические идеи, пути решения: Монография. - Н. Тагил: Медиа-принт, 2005.

2. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург, 2004.

10. Тюрина Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста: Автореф. дис. ... к.п.н. - М., 2008.

ESSENCE AND CONTENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS IN MODERN RESEARCH

V. V. Korobkova

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Perm State Pedagogical University

The article deals with theoretical approaches to definition of essence and contents of structural components of psychological and pedagogical competence of parents; author"s position on structure of psychological and pedagogical competence of parents, including motivational, orientation, operational, emotionally-strong-willed and estimated components; basic methods and work forms on development of competence of parents.

Keywords: competence, psychological and pedagogical competence of parents, components of parental competence, methods and forms of work with parents.

Тренинг эффективного общения в коммуникации "Родитель-ребенок"

Назначение статьи : учебно-методический материал предназначен для педагогов-психологов и воспитателей ДОО с целью формирования родительских компетенций в вопросах эффективного общения с детьми в ходе тренинга.
****
Развитие родительской компетентности – одно из приоритетных направлений развития современного образования, а значит и одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость формирования у родителей компетенций в вопросах общения с детьми обусловлена следующими причинами. В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В быстро меняющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении, а те родители, которые находят время для разговоров с ребенком, чаще делают это не эффективно, или их общение сводится к нравоучениям, упрекам, наказаниям.
Помочь родителям приобрести новые знания и навыки эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, научить открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком - задача педагога-психолога ДОО. Решить эту задачу поможет когнитивно-поведенческий тренинг, организованный для родителей ДОО.

Цель тренинга: развитие компетенций родителей в вопросах эффективной коммуникации с детьми. Задачи тренинга:
Познакомить родителей с принципами эффективного общения;
Обучить приемам рефлексивного слушания;
Стимулировать полноценное общение родителей и детей;
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщений».

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов.

Материалы:
Бланки для тренировки построения «Я - сообщений»
Бланки с заданием «Восприятие чувств ребенка»
Памятки для каждого родителя «Общие правила эффективного общения»

Участники тренинга: родители ДОО.

Место проведения: группа детского сада или музыкальный зал.

Ведущий: педагог-психолог ДОО.

Ход тренинга.

III. Обучение рефлексивному слушанию.
Психолог: Что такое рефлексивное слушание? Это важный навык общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именно это я имел в виду».
Родителям демонстрируется слайд:
Слайд 1:

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

Большое значение при рефлексивном слушании имеет открытый ответ . Он показывает, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит.
Категории открытых ответов:
«Стартеры» («О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»);
Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.
Например: «Скажи, что произошло сегодня в детском саду?» - открытый вопрос, «У тебя был хороший день?»- закрытый вопрос.
- Приведите примеры открытых и закрытых вопросов (родители приводят примеры).
Для осуществления рефлексивного слушания необходимы установки и чувства.Они включают: желание выслушать ребенка, желание помочь ребенку,принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка, понимание того, что чувства не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Для того чтобы помочь идентифицировать чувства, посмотрите на список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.
(Родителям демонстрируется слайд 2, после чего заслушиваются их высказывания)
Слайд 2

Список слов, выражающих чувства,необходимых для рефлексивного слушания:
1. Счастливый
2. Гордый.
3. Довольный.
4. Радостный.
5. Сердитый.
6. Тревожный
7. Расстроенный
8. Смущенный
9.Обиженный
10. Несчастный
11. Отверженный
12. Печальный
13. Побежденный
14. Неспособный
15. Честный

Упражнение для родителей «Восприятие чувств ребенка».
Родителям раздаются бланки с некоторыми типичными высказываниями ребенка.
Психолог: Внимательно прочтите каждое высказывание и в правой колонке запишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Бланк для родителей.
Высказывания ребенка:
1. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал!»
2. «Ты будешь держать меня за ручку,когда поведешь в детский сад?»
3. «Я никогда не смогу быть таким, как Ваня, я старался, а он все равно сделал лучше!»
4. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать!»
5. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и жадная».

IV. Обучение построению высказываний в форме «Я – сообщений».
Возможно, что Вы, уважаемые родители, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе: «Это очень благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно.Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:
«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать. Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они
реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.
Как строить «Я – сообщение»?
Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
VI. Практическая работа с родителями «Построение «Я – сообщений» .
Родителям раздаются бланки с ситуациями.
Психолог: Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с предложенным «Ты – сообщением» и напишите высказывание в виде «Я сообщения».
Бланк для родителей:

Ситуации и "ты-сообщения"
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. - "Ты не должен мне мешать, когда я читаю!"
2. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом. - "Ты до сих пор не повзрослел! Так ведут себя
только малыши".
3. Ребенок никак не идет ложиться спать, мешает разговору родителей.-"Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам
мешаешь!"
4. Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко. - "Ты не даешь нам разговаривать!Убавь телевизор!"

Обсуждение выполненного задания.

IV. Заключение.
Психолог: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы и терпения.В завершение нашего занятия я предлагаю вам несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.

Родителям раздаются памятки « Общие правила эффективного общения» и предлагается выставка литературы по данной проблеме.

Памятка для родителей.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ .
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
4. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
5. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
6. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
8. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
9. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
Успехов Вам!

На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения .

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают следующее:

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.);

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.).

Способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский)

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. .

Особое значение в рамках данного исследования имеют такие понятия как педагогическая культура, педагогическая грамотность и осознанное родительство.

Говоря о педагогической культуре родителей, имеется в виду их достаточная подготовленность, их личные качества, отражающие уровень их совершенства как воспитателя и проявляющиеся в связи с семейным и общественным воспитанием детей. В качестве ведущего компонента педагогической культуры родителей выступает определенная совокупность психологических, педагогических и правовых знаний, а также навыки и умения родителей, обнаруженные во время воспитания детей на практике. Педагогическая культура является важной составной частью общей культуры населения, обладающей кроме специфических качеств, также общими характерными показателями.

Педагогическая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков и способность передавать другим освоенные знания и социальный опыт. Предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам .

«Осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве . По Е.Г. Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания .

"Сознательно еродительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей. Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный".

Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил, сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г.А. Голицин, Т.С. Леви, М.А. Розов, Т.О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т.О. Смолева) . При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований. Рассмотрим подробно наиболее близкие понятия к «педагогической компетентности родителей».

Таблица 1 «Соотношение» понятий, описывающих компетентность родителей в воспитании детей

Определение

Основные аспекты проявления

Источник

1. Педагогическая культура родителей

компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;

Осуществление воспитательной деятельности;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей.

Социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции;

2. Педагогическая грамотность родителей

комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.

Знание мотивации субъекта;

Понимание особенностей психической деятельности;

Социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей

3. Эффективное родительство

«Технология» воспитательной деятельности родителей, то есть система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка

Система взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания

социальный и профессиональный опыт;

дополнительное практикоориентированное образование родителей (тренинги, практикумы);

самообразование

4. Педагогическая компетентность родителей

Интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка.

Взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, естественнонаучных, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Вводятся новые понятия: «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «формирование, развитие

Все вышеперечисленные

Итак, сравнительный анализ таких явлений позволяет нам определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной определяются следующие составляющие (структурные компоненты) педагогической компетентности родителей: когнитивную, эмоциональную, поведенческую .

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М.А. Орлова С.С. Пиюкова, В.В. Селина и др.).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности родителей и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.

Коммуникативно-деятельностный компонент, по мнению Мининой А.В., содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Таблица 2 Показатели педагогической компетентности родителей

Компоненты

Показатели

Мотивационно-личностный

Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания детей; - потребность в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;

Позитивное самоотношение;

Адекватная самооценка как родителя (будущего родителя);

Личностная готовность к переменам;

стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы: наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Желание заниматься развитием своего ребенка в соответствии с врожденными способностями,

Потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в воспитательном процессе

Гностический

О развитии и личностных новообразованиях в младшем школьном возрасте;

О ведущих видах деятельности ребенка на разных этапах развития

Знать о кризисных проявлениях того или иного возраста и основных новообразованиях периода, помогать ребенку преодолевать трудности в общении, обучении.

Знать о закономерностях психического развития и основных психологических потребностях ребенка.

Знать стили семейного воспитания и особенности каждого из них

Знать о методах воспитания и владеть ими

Коммуникативно-деятельностный

Умения и навыки:

Развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

Стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

Применять эффективные методы воспитания;

Способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;

Строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.

Уметь общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности

Создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения для воспитания и обучения ребенка

Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.

Елизавета Спасова
Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание

Психолого-педагогическая компетентность родителей : сущность и содержание

Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя , способного развивать компетенции своего ребенка .

Однако, в настоящее время у родителей дошкольника ,возникают разного рода проблемы : недостаточная развитость воспитательных навыков, опыта; отсутствие времени для качественного взаимодействия с ребенком; отсутствие понимания родителями воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей; недостаточность информации об особенностях ребенка (психологических , педагогических и др.) ; самостоятельный поиск ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей.

Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребенком, часто компенсируется родительской гиперопекой , безальтернативными формами отношений взрослого и ребенка. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношениях взрослых и детей, изменению общего климата в семье. Чрезмерная занятость родителей , перепоручение воспитания ближайшему окружению (дедушки, бабушки) или третьим лицам (няни, гувернантки) изменяет содержание и темп воспитательного процесса, принимает формы непостоянного, даже негативного или незапланированного воздействия. Результаты такого воспитания достаточно явно прослеживаются в поведении ребенка и проявляются у детей в форме серьезных акцентуаций, отсутствии необходимых мотивов, умений, знаний и навыков. Поэтому возникает необходимость применения новых, инновационных технологий в работе с родителями в дошкольной образовательной организации, направленных на повышение их общей культуры, воспитательного потенциала и, следовательно, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника .

Проблема формирования компетентности родителей является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения. Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, обратимся к теоретическому осмыслению понятий «компетентность » , «педагогическая компетентность » , «» .

Смысловое значение компетентности как «полноправности» в толковом словаре В. Даля включает «полное соотношение праву» либо «полноту права» . Знания при этом являются базой для исполнения действий, утверждения правомочности в отношении чего-либо. Словари российского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова предоставляют определение компетентности как обладание глубокими познаниями в какой-нибудь области; познание, осведомленность, авторитетность, что, вполне возможно, послужило причиной для понимания компетентности как основы и следствия присвоения определенной суммы знаний, умений, умений. Неслучайно, обширным предметом исследований, главным образом, считаются условия приобретения человеком определенного вида компетентности , отличительные черты ее проявления в образовании, в профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека вообщем .

И. А. Зимняя позиционирует компетентность как основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека .

В. А. Болотов и В. В. Сериков характеризуют компетентность как форму существования знаний, умений, образованности, способствующую личной самореализации, нахождению индивидом собственного места во всем мире . По воззрению В. П. Симонова, компетентность - это обширное интегративное понятие, характеризующее обобщенную способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, благодаря имеющимися у нее знаниями, умениям и опыту .

Компетентность необходимо рассматривать в контексте уровня умений личности, отражающего степень соотношения определенной компетенции и позволяющего работать плодотворно в изменяющихся условиях социальной действительности. Компетенция – это готовность и способность индивида к мобилизации совокупности знаний, методов воздействия, взаимоотношений и внешних ресурсов для успешной работы в конкретных жизненных ситуациях в рамках оптимального анализа, оценки риска, прогноза явлений, решения трудностей, проявления инициативы и творчества .

А. В. Хуторской предлагает трактовку дефиницию компетентности как владение , обладание индивидом подходящей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету работы . Внутри понятия «компетентность » , почти все научные работники выделяют и ее составляющие. По мнению исследователей, ключевыми структурными составляющими компетентности являются : знания о конкретном предмете деятельности, ценностные отношения и убеждения к этим знаниям и предмету, готовность применять знания, умение без ошибок определять собственные ресурсы, ставить задачи и исполнять конкретное практическое действие по реализации этих знаний и накопления опыта работы.

Анализ вышеизложенного дал возможность резюмировать, что ученые в контексте изучения феномена «компетентность » выделяют в ней высококачественные (содержательные , количественные и многофункциональные аспекты. Классы явлений, определяющие основу феномена «компетентность » рассматриваются в рамках : специфической способности», «психического состояния » , «сочетания психических свойств » , «способностей и умений» , «характеристики конкретного индивида или его действований» , «узкоспециализированных знаний, навыков» , «совокупности компетенций » , «социальных и индивидуальных форм активности» и т. п. .

Аспекты высококачественного (содержательного ) порядка отражают категории : «наличие знаний и опыта» , «круг предметов» либо «круг вопросов» , «понимание ответственности за собственные знания» , «специальное образование» , «опыт социально-профессиональной деятельности» , «личностное отношение» , «гуманно-ценностное отношение» и т. д.Аспекты количественного плана рассматриваются в рамках : «широкой общей и специальной эрудиции» , «уровня обученности социальным и индивидуальным способам активности» , «диапазона и широты знаний и умений» , «хорошей осведомленнности» , «степени соответствия основных характерных свойств индивида требованиям профессиональной деятельности», «интеллектуального соответствия определенным задачам, решение которых необходимо для работающего на этой должности субъекта», «количественных и качественных задач, которые сформулиро-ваны и решаемы индивидом в его основном рабочем функционале», «уровня и качества освоения знаний и умений» , «надежности знаний» и т. д.

Аспекты функционального плана акцентируют внимание на необходимости изучения компетентности «для принятия суждений о чем-либо» , «для действенной работы в данной предметной области» , «для принятия успешных решений» . Данный аспект подчеркивает необходимость компетентности «в обстановках, где работать нужно без помощи других и ответственно» , оптимально необходимо «выполнять конкретные трудовые функции» . Компетентность дает возможность индивидуму «в рамках собственных возможностей и статуса с успехом работать в обществе»; как способность она дает возможность «выполнять определенные задания» ; «рационально организовывать и рассчитывать собственную работу» , «использовать знания в типовых ситуациях» , и еще «быстро адаптировать их при изменении целей, технологии, организации и условий труда», «использовать приобретенные знания в практике профессиональной деятельности», «творчески применять их, создавая новейшую информацию, инновационные объекты реальности, изменяя окружающие условия согласно с планами самосовершенствования, самореализации личности и т. д. .

Существуют разнообразные классификационные виды компетентностей . В рамках проводимого исследования нас интересует педагогическая и . В данном ракурсе компетентность родителя мы рассматриваем как совокупность общекультурных (коммуникативных, информационных, самообразования) и специфических (правовых, финансовых, эмоциональных, общественных, витальных, педагогических) компетенций , достаточных для успешного воплощения им, функций обучения, воспитания и становления ребят для их успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентный родитель – это человек , который не испытывает тревоги, чувство испуга и вины за то, что он «плохой» родитель . Это субъект, готовый созидать реальную обстановку, в какой подрастает его малыш и предпринимать усилия для того, чтоб ее поменять в позитивное русло оптимального совершенствования ребенка. Это индивид, который понимает, что в случае если не может помочь одно – нужно пробовать другое. Компетентный родитель знает , что для по-строения перспективной траектории становления малыша в более благоприятную сторону нужно изменяться лично, пробовать, отыскивать, в целом – учиться. Такой родитель считается сформированной личностью, способной брать на себя обязанность во всевозможных обстановках, готовой расширять границы собственных знаний и улучшать их .

Современные научные работники трактуют педагогическую компетент-ность родителей как : обширное общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова) ; единство теоретической и практической готовности родителей к претворению в жизнь педагогической работы, способность понять потребности ребят и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева) ; интегративное, системное, личностное образование, совокупность личных и деятельностных черт, обусловливающих возможность эффективно совершать процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова, В. В. Селина) ; знания, умения, умения и приемы исполнения педагогической работы (Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров) ; интегральную характеристику, определяющую способность решать трудности и обычные задачи, образующиеся в реальных обстановках педагогической работы, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А. П. Тряпицына) ; возможности создания условий, в каких ребята ощущают себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Н. Г. Кормушина) ; присутствие у родителей знаний , умений и опыта в сфере воспитания малыша (М. М. Мизина) ; способность родителей организовать домашнюю социально-педагогическую работу по формированию у ребенка общественных умений и общественного интеллекта методом компетентного выстраивания тренинга жизненных обстановок (Е. В. Руденский) ; как составляющую общей культуры человека, как интегративную характери-стику социально-ценностных и профессионально значимых личностных и де-ловых качеств, представляющих собой результат интериоризации соответст-вующих компетенций и проявляющуюся в его готовности и способности ус-пешно выполнять функцию социализации детей того или иного возраста; совокупность личностно-деятельностных черт родителя ,обусловливающих возможность эффективно воплощать в жизнь процесс воспитания ребенка в семье и включающих : готовность и способность воспринимать ребенка как ценность; владение базисными психолого-педагогическими знаниями ; способность к поиску, восприятию и отбору информации; способность к сотрудничеству с малышом в предметной деятельности; способность к конструированию своей педагогической работы и деятельности малыша; навыки реализации функции социализации ребенка в ходе домашнего воспитания» .

Для исследования важным считаются взгляды Е. В. Чердынцева на структуру педагогической компетентности родителей дошкольников , интегрирующую следующие компоненты : знания об эмоциональных отличительных чертах дошкольников, о приемах продуктивного общения и эмоциональной поддержки детей на этом возрастном этапе; знания о ключевых направлениях, способах, средствах воспитания и становления ребят в дошкольном возрасте; умение выявлять трудности в воспитании собственного ребенка, устанавливать первопричины образовавшейся ситуации; умение исполнять отбор способов и средств воспитания согласно с возрастной периодизацией дошкольника и на базе анализа появившейся проблемы; умение продуктивно общаться со своим ребенком; умение предсказывать вполне вероятные проблемы во взаимодействии с дошкольником и пути их преодоления; умение совершать коррекцию собственного стиля взаимодействия с ребенком .

Мы полагаем, что существует необходимость разграничения понятий «педагогическая компетентность родителей » и «психологическая компетент-ность родителей » . Психологическая компетентность необходима всем обра-щающимся к сфере «человек - человек» , к которой в полной мере относится и детско-родительское общение . Исходя из практики наблюдений, не каждый родитель может объяснить ребенку непонятый материал, при этом родитель понимает проблему ребенка, сам владеет материалом, но не владеет методами объяснения, и здесь стоит проблема «педагогической компетентности родителя » .

Психологическая компетентность родителей - представляет собой сис-тему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия. Она является внутренним личностным инструментарием родителей , способствующим эффективному осуществлению воспитания детей. Психологическую компетентность родителей можно определить ,как : готовность к целеполаганию; готовность к планированию и предвидению; готовность к действию; готовность к оценке; готовность к рефлексии; готовность к саморазвитию .

И. С. Якиманская дает следующее определение личности как совокупности знаний, умений и навыков по психологии ; четкости позиции в отношении роли психологии в здоровьесбережении семьи; умении использовать психологические знания в семье ; умении видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и избирать рациональный способ общения .

По мнению Л. С. Колмогоровой , психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности , то есть означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед родиями задач , проблем. Психологическая компетентность - это комплекс навыков и свойств человека, способствующих эффективному выполнению его родительских функций , разрешению сложностей и проблем, возникающих во взаимодействии с детьми. Психологическая компетентность родителей направлена на создание условий эффективного взаимодействия с ребенком, учитывающего его возрастные и личностные особенности .

Е. А. Овсянникова в психологической компетентности выделяет следующие общие элементы : освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др. ; анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем ; овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем , задач (саморегуляции, общения и т. д., и их адекватное использование, перенос в конкретные условия; выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Таким образом, анализ существующих определений психологической и педагогической компетентностей и их производных , дает нам основание кон-кретизировать понятие «психолого-педагогическая компетентность родителя » (разделяя позицию И. А. Меркуль) как формируемое личностное образование в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли , складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач , их социальной значимости, конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере, субъектного отношения к своему ребенку, постоянного совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений .

Психолого-педагогическая компетентность родителя как личностное образование интегрирует совокупность специальных (связанных с рождением, воспитанием и обучением ребенка) знаний и навыков (знание методологических основ и категорий педагогики и психологии , понимание закономерностей социализации и развития личности; представление о сущности , целях и технологиях воспитания и образования личности; понимание не только законов ее анатомо-физиологического, но и психического развития на разных возрастных этапах и т. д., методических умений (умение самостоятельно находить пути решения комплексных родительских задач , навыки самообразования и саморазвития как родителя , личностных качеств, определяющих внутреннюю готовность индивида к осознанному родительству . Структура психолого-педагогической компетентности родителя включает в себя следующие компоненты : когнитивно-рефлексивный, ценностно-смысловой, социо-культурный, личностный, эмоционально-регуляционный .

В. В. Коробкова несколько по иному определяет структуру психолого-педагогической компетентности родителей в контексте опоры на теорию пси-хологической готовности личности к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) . В общей структуре готовности человека к деятельности они выделяют мотивационный блок, включающий в себя ответственность за решение задачи, чувство долга; ориентационный блок, состоящий из знаний и представлений об условиях деятельности, ее требованиях к личности; операционный блок, в который входят владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др. ; эмоционально-волевой блок, представленный самоконтролем, самомобилизацией, умением управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей; оценочный блок как самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения задач оптимальными образами. Основываясь на структуре готовности личности к деятельности, исследователи определяют компоненты психолого-педагогической компетентности родителей и их содержательные характеристики :

Мотивационный компонент : осознание необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте , воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

Ориентационный компонент : владение психолого-педагогическими знаниями в области педагогической поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов воспитания ребенка;

Операциональный компонент : умение применять на практике методы и средства воспитания, тактики и стратегии педагогической поддержки; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на различные коммуникативные ситуации;

Эмоционально-волевой компонент : устойчивость психоэмоционального состояния родителей , адекватная самооценка; умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в позитивной направленности взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация) ;

Оценочный компонент : способность к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения ; умения анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий .

Следовательно, психолого-педагогическая компетентность рассматривается в контексте эффективного родительского поведения , проявляющегося в готовности и способности родителей на основе психолого-педагогических знаний , умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики .

Формирование психолого-педагогической компетентности в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает осознание родителями грани своей компетентности и необходимости её расширения и обогащения; дифференциацию и индивидуализацию развития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; учет общих и специфических социальных факторов среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей на разных этапах онтогенеза.

В качестве специфических основ формирования компетентности родителей можно рассматривать их ориентированность на : адекватность воспитания детей специфике, задачам и индивидуальным возможностям их развития на каждом возрастном этапе; ориентацию на возрастание воспитательного, социокультурного и охранно-защитного потенциала семьи как основного ресурса формирования позитивных семейных ценностей и традиций социального развития детей и семейно-соседского сообщества; мотивированность родителей на взаимодействие со специалистами для более успешного социального развития ребенка и семейно-соседского сообщества; овладение родителями гуманными методами социального воспитания детей на разных стадиях жизненного цикла семьи, способных к благополучной адаптации к меняющимся социальным ситуациям.