Исследовательская работа на тему патриотическая миссия казачества. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества белогорья. Гражданско - патриотическое воспитание

Исследовательская работа на тему патриотическая миссия казачества. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества белогорья. Гражданско - патриотическое воспитание

(выступление на круглом столе «Воин – патриот XXI века» 10.09.2016

в рамках форума «Армия – 2016»)

Мартынов А.Г. председатель научно- редакционного Совета Энциклопедии «Казачество», доктор экономических наук, профессор

Под патриотизмом понимается социальное чувство, нравственный и политический принцип, сутью которого является любовь к Отечеству и готовность патриота пожертвовать своими личными интересами во благо интересов Родины. Появление этого заимствованного из Европы слова филологи относят к концу XVIII века. Примечательно, что в первые годы советской власти слово это попало под запрет. Тем не менее, вне зависимости от времени его появления и использования в нашем Отечестве всегда были люди преданные своему народу, вере и Родине. Поэтому в историческом прошлом многие, сложившие голову за свое Отечество, так и не узнали, что они носили величайшее звание патриот. И потому отрадно, что ныне живущие достойные граждане воспринимают его, как «Отче наш» верующие, т.е. как неотъемлемую составляющую своего существования.

Однако не только в прошлом, но и в наши дни не все так безоблачно. Уже традиционно часть отечественной интеллектуальной элиты стремится подвергнуть ревизии, исказить смысл и содержание патриотизма. Поэтому неспециалисту трудно разобраться в обилие терминов и понятий вроде «ура-патриотизм», «лакейский патриотизм», «квасной патриотизм» и др. Многих сбивает с толку использование псевдопатриотами умышленно усеченного джонсоновского афоризма: «патриотизм – прибежище негодяев». И сегодня многие молодые люди уже и не догадываются о том, что истинное же его содержание следующее: «патриотизм - последнее прибежище негодяев».

Аналогично вне контекста патриотических взглядов и чувств А.С. Пушкина выхватывают купюры из его переписки, в частности сокращают вторую часть этого его предложения: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Стараниями подобных лиц характерная метаморфоза произошла и в отношении определения «квасной патриот». Нередко в наши дни именно этими словами стараются высмеять подлинных патриотов. Но они забывают, что автор этого ироничного выражения князь П.А. Вяземский писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть».

Вот почему Е.А. Зорина справедливо написала: «Сегодня декларированный патриотизм – это не то, чтобы гарантированный пропуск в «элиту», но обязательное условие любой деятельности (да тем более, когда президент объявил его национальной идеей - примечание автора)… Причем так самозабвенно играют роль радетелей за судьбу отечества, что и сами начинают в это верить. Психологически вполне объяснимо. Трудно ведь жить, осознавая, что ты паяц и подлец. Гораздо приятнее быть пламенным патриотом – ну хотя бы на словах». И вот здесь они находят для себя последнее прибежище, прикрывшись патриотизмом. Так ведут себя те, кто различными способами заработал на развале государства. Но не менее опасны и те, которые зарабатывают на различных патриотических программах и отдельных мероприятиях. Например, директором учрежденного в 2009 г. при содействии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Международного фонда поддержки казачества был назначен «новоиспеченный казак» М.Д. Креймер, вскоре осужденный за мошенничество.

Утвержденная Д.А. Медведевым уже четвертая программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 годы», как и предыдущие, не достаточно эффективна. В ней отсутствует не только определение военно-патриотического воспитания, но и патриотизма вообще. Как и прежде процедура привлечения к ее реализации различных общественных организаций не указана и даже самые крупные и успешно функционирующие из них в ней не перечислены. Поэтому угроза фактического оттеснения действенных структур от участия в совместной с государством работы по патриотическому воспитанию молодежи и неэффективного расходования бюджетных средств сохраняется.

Поэтому в очередной раз нерадивые исполнители могут заболтать важнейшую составляющую так необходимого подъема национального самосознания – патриотизм. Ведь воистину определить патриота до совершения им подвига очень сложно. Но подвиг не обязательно должен быть воинским, или подвигом спасения в чрезвычайной ситуации. Он может быть и гражданским, в случае если человек принимает нужные для государства решения и считает их важнейшими в своей жизни. Активная гражданская позиция и упорство в защите государственных интересов мешает внутренним врагам реализовать губительные для страны планы. О таком гражданине говорят, что вся его жизнь была подвигом.

В наше время много споров о формировании патриотического сознания – впитывается ли оно с молоком матери или формируется средой обитания или целенаправленным воспитанием. Однозначно невозможно ответить на этот вопрос и поэтому нельзя полностью согласиться с директором Рижской частной средней школы «Эврика», доктором педагогических наук, доцентом В.А. Бухваловым полагающим, что «Стойкость русского солдата – это не расовое качество. Это результат воспитания, когда с раннего детства ребенку прививается понимание высшего подвига в самопожертвовании за ближних своих». Для понимания этого достаточно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны, в армейский строй и партизанские отряды становились и являли неслыханные подвиги и бывшие беспризорные, сироты и заключенные, которым с раннего детства прививались вовсе не патриотические убеждения. Составляющих патриотизма великое множество. Но костяком армейского строя всегда оставались военнослужащие, с детских лет получавшие хорошее образование и воспитание. Начиналось оно с кадетских корпусов и юнкерских училищ. Именно эти мальчишки в погонах повзрослев и остались самыми верными присяге и своему Отечеству.

Прискорбно, что начавшееся возрождаться в стране кадетское образование не получает действенной поддержки. В частности единственный казачий кадетский корпус в столице государства оказался для правительства Москвы финансово непосильным. Вот так, подсчитывая копейки в настоящем, теряем миллионы в будущем. И благо его взяли под свое крыло внутренние войска, ставшие недавно костяком Национальной гвардии. Тем не менее, благодаря новому Министру обороны С.К. Шойгу суворовское образование все же идет по восходящей, и в перспективе Вооруженные Силы получат достойную смену. А благодарностью за такую заботу, особенно для детей отцов, погибших в локальных конфликтах и матерей одних воспитывающих ребят будет – патриотический отклик на требование времени в лихую годину.

Широко известен тезис – Армия неотделима от народа. Действительно каков народ воспитали, такова будет и армия. В казачьих войсках являвшихся не просто совокупностью воинских частей а специфическими областями проживания Российской империи, подготовка будущих защитников начиналась с раннего детства. В соответствии с давним ритуалом казачонка в 3 года сажали на коня и с этого момента он переходил на условную «мужскую половину» куреня и основное время проводил с казаками. В его воспитании и становлении большую роль играли не только родители но и крестные отцы, дядьки, братья и в целом весь уклад повседневной казачьей жизни. На его глазах проходили проводы на службу и в летние казачьи лагеря, сменяли друг друга в станицах и на службе казаки различных очередей. Подрастая он также видел как по сполоху через час, два двор и конюшня становились пустыми. Все были на майданной площади. Он с детства знал, что многие не возвращались уже никогда в станицу и видел, что оставшихся сиротами детей разбирали по семьям или отдавали в казачий кадетский корпус.

Действительно детских домов в казачьих войсках не было и остававшимся в станицах и на хуторах приходилось замещать ушедших на службу и погибших казаков на работе во дворе, на базу, в поле. Казаки работали и жили общиной. В повседневной мирной жизни всегда находилось время и место воспоминаниям и рассказам о подвигах, коих было не мало. Георгиевские кресты завораживали детвору. При этом официально регламентированных разговоров о патриотическом воспитании не было. Заменяло их убеждение выраставшее из очень краткой проповеди: «Ты должен, ты обязан Отечеству»!

Так росли и воспитывались будущие защитники Отечества в казачьих землях, успевая растить для себя боевых коней, готовить справу и оружие. А когда приходило время, новое поколение шло на службу со своими лошадьми, в полной выкладке с гордостью и радостью, осознанием того, что наконец-то пришло время и им проявить себя в деле. А уж после служивый казак мог просватать любую казачку. Не служившего же казака станичники считали с «брачком» и девчата к нему относились сдержанно. В то время разлагать традиционный уклад жизни и сознание было некому. Штокманы и им подобные появились в казачьих станицах только в начале ХХ века.

До октябрьского переворота казаки служили Отечеству Верой и Правдой. И после свержения остались верны своим идеалам, за что и были расказачены, репрессированы и поражены в правах. Потому после окончания гражданской войны все без исключения достаточно длительное время не призывались на службу.

Поэтому нынешние казаки считают 1936 г. годом начала возрождения казачества. В то драматичное и сложное для страны время многие вопросы решались стремительно, воистину по – сталински. Ограничение по службе казачества было снято И.В. Сталиным в марте 1936 г. и уже в апреле были сформировали две казачьих дивизии. Казаки не затаили обиды и к августу 1941 г. укомплектовали 48, а к декабрю того же года ещё 47 кавалерийских дивизий во многом добровольцами непризывного возраста от 45 лет и старше.

В Великой Отечественной войне многие из них показали примеры мужества и героизма. Звания Героев Советского Союза были удостоены 267 из них. И не только на груди казака К.И. Недорубова, рядом с полным бантом в четыре Георгия, красовалась звезда Героя. Разумеется в новой войне моторов коннице было сложно противостоять танковым колоннам и большая часть состава этих дивизий не вернулась в станицы. Возвратившиеся же, сняв погоны и награды, в сапогах и гимнастерках пошли на заводы и в поля восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. И за короткий срок сделали хутора и станицы цветущими, а дюже соскучившись по казачкам, к 1956 г. восстановили довоенную численность населения станиц.

Страна по достоинству оценивала подвиги участников войны, тружеников тыла и тех, кто восстанавливал порушенное оккупантами. Их имена были известны всем, они звучали и в официальных документах, и в литературе, и в кино. И это внимание страны разительно отличается от нынешнего курса современных СМИ. Подобное отношение к воспитанию к подрастающему поколению в те годы сделало возможным подготовить смену, многие представители которой не были оболванены болтовней «переустроителя основ государственности» М.С. Горбачева и иже с ним. Именно им пришлось в очередной раз откликнуться на веления времени в конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия и явить свой патриотический порыв.

Действительно горбачевско–ельцинский развал государства подстегнул казаков к организационному своему объединению. В апреле 1990 г. был сформирован оргкомитет, а уже в июне этого года в Москве состоялся Учредительный Большой круг, учредивший Союз казаков. С первых дней его создания казаки откликались на происходящие события не только заявлениями и обращениями, но и практическими делами.

Развал Советской армии начался с первых дней, так называемых демократических преобразований. Как и в далеком 1917 г. удар наносился по силовым структурам. Всяческим нападкам и шельмованию подвергалась 132 статья Конституции СССР и первая статья Закона о всеобщей воинской обязанности в СССР от 12 октября 1967 г. об отношении к воинской службе в Вооруженных Силах СССР как почетной обязанности советских граждан. Вот почему в те годы появились массовые отказы от службы и дезертиры. Стране нужен был пример иного отношения к службе и его самостоятельно и без популярных в наши дни бесконечных согласований, явил Союз казаков.

В то время своими силами казаки в станицах организовывали торжественные проводы на службу в армию, посещали воинские части, пока еще не казачьи, интересовались положение дел и оказывали практическую помощь. И это сразу было замечено. Маршал Советского Союза, воистину Герой Советского Союза С.Ф. Ахромеев, будучи Советником Президента СССР, пригласил к себе атамана Союза казаков, поблагодарил за поддержку армии и поддержал, не находившую понимания у тогдашнего министра обороны, инициативу казаков начать формирование казачьих частей для понятия морального духа и улучшения ситуации с призывом. Именно он в кратчайшее время нашел способ, буквально заставить и без дополнительных документальных проволочек с опорой на приказы довоенного и военного периодов, убедить Д.Т. Язова приступить к укомплектованию ряда частей казачьей призывной молодежью. И уже в начале 1991 г. было сформировано два первых казачьих полка. А к 1994 г., как бы с легкой руки тогда уже покойного Сергея Федоровича Ахромеева, казаками было укомплектовано 29 различных частей в армии, 44 погранзаставы и 3 погранотряда.

Вместе с тем обострившаяся ситуация потребовала от патриотов принятия и иных решений. Многие добровольцы из Союза казаков сложили свои головы в борьбе за независимость Приднестровья. Казачьи полки Черноморского казачьего войска – структурного подразделения Союза казаков и сегодня являются составной частью вооруженных сил этой не признанной республики. Потом была Абхазия, где казаки добровольцы также оказали неоценимую помощь населению, положив немало своих жизней.

Однако не всегда дело доходило до непосредственного участия казаков в боевых действиях. Примером тому может служить активно подогреваемые извне чеченские события. В виду начавшихся этнических чисток населения и понимая необходимость мирного урегулирования ситуации, за несколько месяцев до начала известных событий к Союзу казаков с просьбой сформировать пять казачьих батальонов обратились представители Генерального штаба. Совет атаманов откликнулся на эту просьбу, и вскоре в Ессентуках началось их формирование.

Сложность ситуации в то время заключалась в том, что поддерживаемые антироссийскими силами извне сепаратисты изначально стремились распростанить вооруженный конфликт на территорию всего Северного Кавказа. В виду угрозы начала новой Кавказской войны на совещание в Махачкале собрались главы Кавказских республик. На нем они единогласно заявили руководившему уже начавшейся операцией по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике Н.Д. Егорову о том что приложат все усилия для поддержания мира в регионе и новой широкомасштабной войны не будет, Д.М. Дудаева они не поддержат. Эти заверения были сопровождены требованием ли, условием ли о прекращении формирования в Ессентуках казачьих батальонов. Начальник Генштаба М.П. Колесников обсудил это предложение на встрече с вызванным из Моздока в Москву атаманом Союза казаков и доложил министру обороны. Поэтому руководством страны было принято решение откликнуться на эту просьбу глав республик. Таким образом потенциальное участие в боевых действиях казаков и начавшееся формирование казачьих батальонов во многом способствовало ограничению масштабов кровопролития на Северном Кавказе. Позднее, уже во второй Чеченской компании по решению командования Вооруженных сил и непосредственном участии Союза казаков был сформирован и принял участие в боевых действиях известный Ермоловский казачий батальон.

Приведенные отклики на требование времени казаками в веках не ставят своей целью создания рекламы казачеству. Основное, показанное здесь, как пример того, что среда обитания казачества, а точнее повседневная жизнь в семье, в казачьей станице, заложила в прошлом на генетическом уровне основу сознания необходимости и важности беззаветного служения своему Отечеству. Это и было проявлено через века уже в новейшей истории России. В этой повседневной жизни будущих защитников имеет значение всё, начиная от плёса на казачьей реке и заканчивая старинной и по сути победной выходной казачьей формой, в значительной степени отличающейся от «прикида Юдашкина». Вот почему если нынешняя повседневная форма дополнится парадной формой нашей победы в Великой Отечественной войне, то это значительно поднимет патриотический дух в армии. Уже сейчас казаки благодарны Министру обороны России за то, что он опустил значительно ниже тулью на фуражках, а на погоны солдат и курсантов вернулись матерчатые лычки, вместо натовской «железки».

Сколько бы мы не принимали программ и не защищали диссертаций, сколько бы ни проводили различных мероприятий, без создания нормальной здоровой социальной среды, в которой со дня своего рождения пребывает человек, мало что получится. Тем более сейчас, когда на протяжении ХХ века дважды и не без поддержки извне рушились основы идеологии сначала буржуазной, потом социалистической. В наши дни отсутствие у государства четко выраженной идеологии отнюдь не способствует воспитанию призывной молодежи в патриотическом духе. В результате по стране гуляет многообразие отнюдь не только позитивных идей и идеологий и болтаются наши допризывники от идеологии государственников до идеологии гомосексуалистов. А ведь именно «идеология является отражением общественного бытия, в сознании людей и в свою очередь воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная), или притятствуя ему (реакционная)». Именно она призвана направлять сознание людей в сторону предначертанного самим государством пути развития. Поэтому-то после того как мы рушили военные блоки, разрушая непродуманными реформами армию, трудно говорить о патриотизме вообще и конкретно! Такое положение дел отчетливо чувствуют наши геополитические соперники и все делают для ослабления, а то и вообще разрушения нашей военной мощи, подсовывая нам свою идеологию и либеральные ценности. Именно это и являлось основой информационной войны, закончившейся развалом Советского Союза.

Теперь в ходе гибридных войн уже идет битва за сознание людей, точнее за разрушение этого самого сознания. И здесь наши бывшие и настоящие враги не одиноки. Основными их союзниками внутри России зачастую являются наши СМИ и пресловутая пятая колонна. В наши дни телевизор стал, по сути, дьявольской иконой. С утра до вечера, и особенно днем, когда родители на работе, а дети дома одни, демонстрируются фильмы о насилии, убийствах, воровстве и обмане. Но они не только обучают молодежь подобному поведению и по своей сути такой образ жизни и взаимоотношений между людьми утверждают как нормальный. Патриотические же фильмы, воспитавшие предыдущие поколения практически отсутствуют и даже телеканал «Звезда» – надежда и опора патриотического воспитания последнее время увеличил показ детективов. Нынешний 2016 г. объявлен годом российского кино, но отечественных фильмов по прежнему не хватает, ни в кинотеатрах, ни на экране телевизора. Нынешнее тотальное засилье зарубежной кинопродукции не может быть случайным. Подобная ситуация возможна или при определении или игнорировании ситуации в верхах, или хорошо регулируется и оплачивается извне.

Направлений и аспектов в деле патриотического воспитания много. Но основное из них воспитание юного гражданина защитником - солдатом навсегда. Но для этого мало одного года службы, как и для того, чтобы стать хорошим военным специалистом, чтобы на практике было так как звучит в песне:

«И когда отслужу – все равно

Я навеки останусь солдатом».

Те, кто воевал и служил в армии, помнят важность политработников, и знают цену слову. «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И поэтому очень важно, что несмотря на значительные провалы в идейно – патриотической работе сохранилась военно-политическая академия, пусть ныне в качестве Военного университета и выпускает не политработников, а владеющих словом воспитателей.

И второе – работа с детьми и молодежью по военно-патриотическому воспитанию, вплоть до введения начальной военной подготовки, вместе с организациями ГТО должна находиться только под неусыпным контролем Министерства обороны. В нынешней непростой ситуации нам необходимо свести на нет попытки либералов и зарубежных «доброхотов» запретить начальную военную подготовку в школе. Истинную цену их заботы народ уже давно понял. И пусть нам придадут силы слова А.В. Суворова: «Мы – русские! С нами Бог!». Казаки помнят, что в нашей общей с другими народами истории русскими воинами себя считали и шотландец с норманнскими корнями М.Б. Барклай-де-Толли, и грузин П.И. Багратион, и армянин И.Х. Баграмян и сотни героев других народов, покрывших себя славой в едином нашем многонациональном строю. И в этот строй в наши дни необходимо укреплять не только количественно, но прежде всего, качественно – истинными патриотами Отчизны.


См. подробнее: Соклаков А.Ю. Полярность патриотизма в истории России и казачества. // Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования: сб. мат. межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. В.М. Шевцова. М.: ВУ. 2016. С. 97-108.

Пушкин А.С. П.А. Вяземскому. // URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1378_195.htm (дата обращения: 15.04.2016); Соклаков А.Ю. Указ. соч.

Крылатые слова / Сост. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. 3-е изд. М., 1966. С. 314-315.

Зорина Е.А. Патриотизм – это русофобия. Важнейшим из искусств для нас стала пропаганда. // Московский комсомолец. 29.03.2016 г., см.: URL: http://www.mk.ru/politics/2016/03/29/patriotizm-eto-rusofobiya.html (дата обращения: 15.04.2016).

Бухвалов В.А. Почему правда сильнее рациональной логики?// URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel1/pochemu_pravda_silnee _racionalnoj_logiki/ (дата обращения: 05.09.2016)

Конституция СССР от 07.10.1977; Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 г., № 42, ст. 552

Конституция РФ. Ст. 13.

Словарь иностранных слов. / Под ред. Ф.Н. Петрова. М. 1989. С. 187.

Ваншенкин К. Я навеки останусь солдатом – Прощание славянки.

Св. Евангелие от Иоанна, гл. 1.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

Инна Осыка

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

Развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

Формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

Развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

Игры (подвижные, хороводные, русские народные)

Музыкальные и театрализованные представления,

Выставки детского творчества,

Тематические и православные праздники,

Развлечения,

Исследовательские проекты,

Экскурсии в краеведческий музей

Целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

Поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

В пятом районном слете кадетских классов,

В районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

В районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

В районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

В муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

А главное: что же это такое - патриотическое воспитание?

На эти вопросы отвечает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, депутат Законодательного собрания Андрей Колесников .

Дырявое воспитание

Иван Сергеев, «АиФ-Прикамье»: Андрей Константинович, сегодня некоторые отождествляют понятие «патриотическое воспитание» с «военно-патриотическим». Это следствие милитаризации общества или норма?

Андрей Колесников: Что такое патриотизм в классическом варианте? Это любовь к Родине. А любовь предполагает тонкий механизм взаимных чувств. Гордиться страной - это правильное, «базовое» чувство. Но любой сознательный гражданин хотел бы видеть ответные проявления любви: развитие образования, здравоохранения и т. д. У нас же разговор о патриотизме на втором предложении часто сводят к военно-патриотическому воспитанию детей. Это не совсем правильно.

- Почему так происходит?

Так проще и тем, кто преподает, и тем, кого обучают. Не имея целостного представления о глобальных исторических событиях, из нашей богатой истории всегда можно выдернуть примеры потрясающих подвигов и выдать их за вершину проявления любви к Родине. При этом кто-то из слушателей даже готов будет поступить так же. Но только во время войны! А в мирное время можно жить и не тужить. Согласитесь, это очень удобно.

Мы живём в стране, в которой 9 Мая - один из самых главных народных праздников, что совершенно справедливо. И при этом у нас нет систематизированной истории Великой Отечественной войны как кульминации Второй мировой. Есть множество исследований различных фрагментов, есть мемуары. Но нет глобального осмысления войны.

Зачастую в школе о войне говорят, как о наборе героических элементов. Война - это место, где мужик может и должен совершить подвиг. Но ведь такие представления - это страшно! Мировая война - это глобальная планетарная катастрофа, обрушившая на мир множество трагедий. И главный вывод, который должен транслироваться всегда: война не должна повториться!

- А как вам автомобильные наклейки из серии «Можем повторить»?

Я не понимаю, что они собираются повторить? Миллионы потерянных жизней? Повторите для начала автомобили, которые делают на Западе, станки… Такие тезисы дискредитируют жертвы и весь человеческий опыт, который мир приобрёл во время войны. Это полная деформация представлений о конфликте.

Давайте не забывать о более сложных категориях для преподавания. Давайте больше говорить, например, о нашей науке. Кто стал Нобелевским лауреатом и что мы получили благодаря этим открытиям? Чтобы рассуждать об этом, нужно много знать. Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. Важно говорить об ежедневных проявлениях заботы о своей Родине.

- Что вы имеете в виду?

Патриотическое воспитание должно сочетать в себе разные элементы. Надо прививать детям привычку делать что-то полезное ежедневно. Приведу пример. В Голландии мусор собирают уже в семь различных контейнеров: для стекла, пищевых отходов, бумаги, пластика и т. д. Голландцы сортируют мусор каждый день и очень этим гордятся. Для детей - это один из примеров того, как граждане заботятся о мире вокруг. Это проявление уважения и любви к своей стране.

Будущее не в прошлом

- В Прикамье работала программа патриотического воспитания. Насколько она эффективна?

Сложно дать оценку, ведь у этой программы нет чётких критериев эффективности. Если посмотреть на последние заявления краевых властей, то в них я нахожу много рациональных зёрен. Мне симпатичны тезисы губернатора края Максима Решетникова об изменении городской среды, перезагрузке отношений в паре власть-молодёжь. Когда молодой человек видит, что власть начинает к нему прислушиваться, видит, как улучшается городская среда, то он по-другому начинает относиться к малой родине. В сентябре в Перми проходил молодёжный форум, и я с удовольствием наблюдал, как студенты рассуждали и фантазировали о будущем города. При этом они не пытались разглядеть будущее в прошлом.

Человек чувствует динамику! Если он видит изменения, то внутри меняется взгляд на жизнь. Студент уже не мечтает, как бы быстрее «свалить» из Перми. Важный мостик к патриотическим чувствам - это вовлечённость. Инициативной молодёжи нужен сигнал: Родина их тоже любит и слышит. И нужны ответные импульсы. Иначе начинаешь искать любовь Родины на стороне: Москва, Питер, заграница.

Тех, кто идёт поперёк официальной линии, сегодня относят к пятой колонне. Быть в оппозиции - это непатриотично?

Здравомыслящий гражданин критически относится к тому, что происходит вокруг. Здесь вопрос в квалификации. Чтобы утверждать «надо делать так, а не иначе», нужно обладать большим объёмом информации. Считать, что «кухарка» в состоянии подсказать президенту, как нужно руководить страной, - иллюзия. При этом должен быть работающий механизм обмена мнениями. Важна обратная связь на всех уровнях. Прогресс не живёт там, где нет критики. Только в таких условиях возможно современное развитие.

Параллельный мир

С начала 90-х возрождается интерес к казачеству. Это вариант патриотизма или ролевая игра в силовую структуру?

В прошлом и нынешнем составе ЗС я оказался последовательным критиком законопроектов по казачеству. История казачества насчитывает 500 лет. В ней были и героические, и трагические страницы. Кем раньше был казак? Человек получал от государства землю и по зову государя императора должен был выставить опре-делённое количество обученных всадников. Это было время, когда земельный надел представлял для большинства граждан единственный источник существования. А человек с саблей на коне был серьёзной военной единицей. Сейчас земельный надел перестал быть доминирующим источником дохода. Человек с саблей давно не представляет военной угрозы. За пять веков истории накопилось много обрядов, а часть казаков начали считать себя отдельным этносом. Если относиться к казачеству, как к некоему этнокультурному наследию, то я выступаю за поддержку именно в таком ракурсе.

- Кстати, в Перми история казачества очень неоднозначна.

Казаки хотят особого правового статуса, хотят служить, охранять, регулировать и т. д. Если институционализировать их в таком качестве, то будет разрушаться и без того шаткая монополия государства на применение силы. Когда мы видим полицейского, понимаем, каким законом он руководствуется. В этом плане казаческие образования - некий параллельный мир со своей иерархией. Меня тревожит, что в последнее время участились случаи вмешательства казачьих объединений в культурную жизнь. Они громят выставки, раздают оплеухи направо и налево.

- Депутаты планируют внести изменения в краевой закон о казачестве. Вы подали свои по-правки. В чём их суть?

Краевой закон приняли в прошлом году. Благодаря в том числе и моим усилиям удалось сократить набор функций и полномочий, которые хотели получить казаки в крае. Не планировалось и финансирование из регионального бюджета. Сейчас же возник новый законопроект, лоббисты вышли на второй круг. Вновь казачьим образованиям пытаются придать особый статус, обеспечить материально и т.п. Впереди - заседание рабочей группы, где будут рассматривать поправки к этому законопроекту, в том числе и пакет моих предложений. Считаю, всё нужно оставить так, как есть. Я убеждён, что казачьи дружины должны подчиняться полиции, а не вести самостоятельную службу.